исторический человекизм: человек
исторический человекизм: природа власти
исторический человекизм: экология человека
исторический человекизм: что такое фашизм
исторический человекизм: государство исторический человекизм: демократия исторический человекизм: природа человека исторический человекизм: общество исторический человекизм: социализация ист.мат. - это плоская модель человечества,
покоящаяся на трёх классиках.
200-летию Карла Маркса посвящается :)
0. человек - это точка отсчёта всего человеческого, включая и историю человечества, а вовсе не "материя", не "законы природы", или что-то иное. сначала - человек, и только потом - всё человеческое и человеком поименованное, включая - материю (сознание, дух, слово, итд), пространство, время и все "законы природы", а главное - "до человека" и "без человека" - тоже начинаются только с человека, и есть неотъемлимая часть человеческого представления о мире.
1. жизнь - это система устойчивых равновесных процессов, которым свойственны две взаимоисключающие тенденции - воспроизводство и разнообразие. жизнь - алогична и противоречива по своей природе, поэтому наличие противоречий является непременным условием любого её рационального описания. диалектика, это и есть - язык описания живого. не имеющее противоречий - мертво, равно как мертво и - не воспроизводящееся и не разнообразное.
кроме того,
жизнь подчиняется всеобщему «
принципу Ле Шателье - Брауна», утверждающему, что всякая равновесная система - системно сопротивляется любой попытке извне вывести её из состояния равновесия. для жизни следование этому принципу называется - выживание. всё живое - борется за жизнь, борется за собственное выживание, т.е. системно сопротивляется любым сторонним нарушениям равновесия в своей системе. причём, это сопротивление тем интенсивнее и яростнее, чем сильнее внешнее воздействие на систему. борьба за выживание - это неотъемлимый атрибут жизни, и то живое, которое, так или иначе, перестаёт бороться за собственное выживание, непременно становится просто... питательной средой, гумусом, ресурсом для того, кто за свою жизнь - борется. вечная жизнь - это вечная и непрерывная борьба за выживание, суть - разрешение противоречия «жизнь».
2. сила - это способность выживать.
все прочие представления о том "что такое сила" являются - либо метафорой, либо просто проекцией этой «способности выживать» - на какие-либо конкретные обстоятельства. так, иногда, "сила" - это бугай с бицепсами, а иногда - дохляк с пистолетом, очень часто бывает знание - сила, хотя, и то, и то, и то - есть не более, чем - просто, способ выжить в конкретной ситуации.
известное упрощение теории эволюции о том, что, мол, «выживает сильнейший» - является тавтологией, т.к. "сильный", это и есть - по-определению! - "тот, кто выжил". а "эволюция" - это теория непрерывного изменения жизни под воздействием неизменных внешних сил.
и в природе нет никакой "абсолютной силы", т.е. нет некого одного на все случаи и все времена "способа выжить" - потому что, никогда неизвестно наперёд - что нужно сделать, чтобы точно выжить в этот раз - ещё раз подумать или уже бежать, хвататься за топор, давить на "красную кнопку", или всё это делать, но... вчера, позавчера...
сила, как производная жизни, унаследовала одну из главных её примет - разнообразие, поэтому, ответ на простой конкретный вопрос "в чём сила, брат?" - бесконечен, как бесконечна и сама жизнь. ну, для тех, кто выживет :)) и чтобы убедиться в этом, нужно просто... выжить, т.е. быть сильным - и в завтра, и в послезавтра, и дальше, и дальше... :)
3. разум - это, бесспорно, то главное, что отличает человека от остального живого мира, и смысл этого отличия - в силе: разум - это главная сила человека. точнее, не сам "разум, как таковой", но - его развитость, принципиально иной, в сравнении со всем живым, уровень его использования в целях выживания.
4. социум - это самый простой, логичный и естественный способ выживания для априори-слабых. объединяться вместе с себе-подобными, чтобы суммировать свои - силы и ресурсы - вот что такое "социализация", результатом которой и является - "социум".
человек, в своей экологической нише, существенно уступает большинству других представителей жизни - и в физической силе, и в скорости, и в ловкости, и в зоркости, в обонянии, в слухе, в неприхотливости к окружающей среде, итд итп, т.е. по любой из своих физических кондиций человек это физически слабое живое существо, и именно поэтому, человек - 100%-но социальное существо, само возникновение и существование которого - вне социума - было бы принципиально невозможно. поэтому, отвечая на вопрос «ты кто?», человек всегда начинает описывать не свою яркую и многогранную личность, а тот социум, с которым он себя ассоциирует.
да, человек имеет развитый мозг и изощрённый разум, существенно выделяющие его из всего окружающего мира, но именно социум является основным способом выживания для человека, именно - социум, а вовсе не особо развитый человеческий разум. потому что, разум - ничто без знаний, ничто без информации, которой он только и оперирует, а накопление знаний, это и есть - и прямое следствие, и одна из важнейших причин возникновения и существования социумов.
всем известно, что «знание - сила» - так это сила ВСЕГО социума, сила ВСЕХ знаний человека, это сила - цивилизации, а не какого-то одного отдельно-взятого "индивида, носителя всех знаний". (*)"знания", это категория - социальная.
равно как, и важнейшее достижение человеческой культуры - (**) человеческий язык - который тоже есть явление социальное, и тоже - прямое следствие социальности, а вовсе не разума (и уж тем более! не "разум - следствие языка":)). без языка никакой человеческий социум был бы просто невозможен, а без социума невозможен - человек.
социализация - это всегда процесс формирования (***) нового социума, на новых, более общих, принципах. и история человечества - если начать её кому-то рассказывать, это всегда будет - история тотальной и непрерывной социализации, т.е. история - зарождения, расцвета и исчезновения всё новых и новых человеческих сообществ. история человека - это история его борьбы за своё существование в мире, это история его выживания, и всегда в первую очередь это - история социализации человека.
4. природа человека - имеет два истока: в первую очередь, человек - это в высшей степени разумное существо, а во вторую, человек, это существо - социальное, общественное. и не существует людей - вне разумности или вне социальности, любой человек - и разумен, и социален - одновременно.
именно такая природа человека, как вида - и является его главным внутренним противоречием, и соответственно - главной движущей силой - его развития, его изменения, его эволюции.
разумность человека проявляется в первую очередь - в его разнообразии, или, как это принято называть у людей - в "индивидуальности", поэтому можно смело сказать, что основное противоречие человека - это противоречие между (*) его социальностью и его индивидуальностью.
социальность и индивидуальность есть проявления двух различных способов выживания.
индивидуальность - подразумевает выживание за счёт - увеличения личной силы, тогда как, социальность призывает людей суммировать свои силы и ресурсы, чтобы выживать за счёт - этого.
и ни тот, ни другой путь не являются абсолютным, т.е. гарантирующим 100%-ное выживание всегда и везде. проблема пути индивидуализма в том, что как бы ни был человек силён - сам, лично, но даже двое таких же, как он, вместе - будут (**) априори сильнее его одного, т.е живучее, итд. т.е. человек социален - фатально...
а проблема пути социализации - в том, что (***) не любое объединение людей делает их сильнее - автоматически. так, например, раненые, больные и неразвитые люди - ослабляют, т.е. делают более уязвимым и менее приспособленным для выживания - любой социум...
вот непрерывное разрешение этих трёх противоречий (в порядке важности):
• между индивидуальным и социальным началом в человеке;
• внутри индивидуального начала;
• внутри социального начала;
и является единственной движущей силой эволюции человека.
https://const0000.livejournal.com/286248.html 5. идеология - это часть социальной картины мира человека, отвечающая за вопрос "как выжить?", т.е. это стратегическое направление, в котором нужно двигаться абстрактному человеку "чтобы не пропасть". идеология - это основа, фундамент, общее направление - всех социальных "законов", призванных удерживать любое общество от хаоса и распада. но соблюдение самих этих социальных "законов" (как то - мораль, УК и АК, ПДД, итд) - это лишь тактика выживания; а стратегия выживания, это - законность самих законов (и попробуйте найти где-нибудь инструкцию, или хотя бы подсказку, на этот счёт;)), которая и утверждается идеологией. т.е. идеология - это часть мировоззрения, которая является мерой законности самих законов социума, а именно - мерой соответствия законов общества стратегическому направлению на выживание данного общества, и поэтому идеология является прямым отражением того, как в данном обществе разрешается основное социальное противоречие (между индивидуальным и социальным началами в человеке).
а стратегических вариантов разрешения основного социального противоречия только два:
а) чтобы выжить - нужно быть сильным - самому, лично, т.е. выживание, это сугубо личная - проблема, цель, заслуга, победа и награда;
б) чтобы выжить - нужно быть сильным, для чего нужно - объединять свои силы и ресурсы с другими, и выживание - это процесс общий, совместный, "выживут все, выживешь и ты".
и всё,
никаких иных оснований для конкретных идеологий - не существует.
(тот же «консерватизм» - это не идеология, а тактика выживания, т.к. идея "чтобы жить вечно, нужно остановить время" - не может быть стратегией разумного;))
приоритет силы или приоритет социализации - вот водораздел любых идеологий.
6. свобода - это первый из двух полюсов кристаллизации идеологий.
тот самый, который и утверждает, что «главное, это - самому, лично - быть сильным, и тогда выживешь».
смысл понятия "свобода" вовсе не в том, чтобы торжествовало "делай, что хочешь", нет.
смысл понятия "свобода" в единстве двух вещей - а) "мы все равны" (перед законом, перед правилами, в правах, итд) и б) "всё, что не запрещено - можно". и тут знаменитый лозунг 1790 года - «Liberté, Egalité, Fraternité» - это образцово-показательный идеологический трюк с понятием "свобода"!
смысл понятия "свобода" - в социальной легитимизации (подтверждении, утверждении, одобрении - обществом вцелом) превосходства сильных. если - все равны и всё можно (что разрешает общество) - то сильные тут же!, прямо в этом месте! - и получают преимущество, фору в реализации своих сильных сторон. и это именно они - личности и индивидуалисты всех мастей, скрытые апологеты индивидуальной силы (они-то - быстрее, ловчее, умнее, талантливей, образованней, итд) - и являются основными и самыми яростными поборниками "свободы", и проводниками всех производных от неё идеологий. и ПОЭТОМУ, предпринимателям - нужна свобода, интеллигенции - нужна свобода, чиновникам - нужна свобода, ну, про воров и олигархов как-то и упоминать неудобно...
свобода выгодна, а потому и нужна - сильным.
и поэтому она хорошо продаётся - рабам...
в ЭТОМ социальный смысл 100%-но социального понятия "свобода":
свобода - это социальный договор, делающий преимущество "сильных" - нормальным, легитимным, законным.
свобода - это социальный договор, позволяющий сильным становиться - всё сильнее, и сильнее, и сильнее.
7. справедливость - это второй полюс идеологий, строго противоположный полюсу "свобода".
справедливость отрицает само понятие «свобода», равно как и свобода - отрицает значение справедливости.
справедливость всегда несвободна (т.к. ограничивает сильных), и свобода всегда несправедлива (т.к. есть - оправдание сильных). справедливость - не может допускать свободы, а свобода - всегда ведёт к несправедливости.
справедливость - это социальный договор, утверждающий безусловный приоритет общего над личным, социума над индивидом.
противоречие между свободой и справедливостью, между "сильными" и "всеми остальными" - принципиально и неразрешимо, и является прямым следствием основного социального противоречия (между индивидуальным и социальным началами в человеке). соответственно, двойственность и антагонизм всех идеологий - непреодолимы, т.е. чтобы выжить, человек ВСЕГДА будет двигаться - в двух принципиально разных направлениях: ИЛИ - к личной силе (личной аккумуляции сил и ресурсов), ИЛИ - к объединению сил и ресурсов с другими людьми.
и третьего не дано.
исторический человекизм: природа власти исторический человекизм: экология человека исторический человекизм: фашизм исторический человекизм: государство исторический человекизм: демократия+
остров Земля зачем нужны либералы