Гибель Лаконии

Nov 28, 2011 22:01



Вчера ночью, пока писал рецензию на "Бабу", попутно краем глаза смотрел двух-серийный фильм "Гибель Лаконии".
Фильм надо признать весьма средненький как художественное произведение, но вместе с тем кое-чем он весьма удивил, а именно фактической попыткой авторов фильма реабилитировать одного из главных военных преступников Карла Деница.



Карл Дениц и Адольф Гитлер.

Для тех кто не в курсе, краткое описание фильма. Он основан на реальных событиях связанных с весьма необычным эпизодом Второй мировой войны.



"Лакония".

12 сентября 1942 года подводная лодка U-156 под командованием корветтен-капитана Вернера Хартенштейна потопила войсковой транспорт союзников "Лакония", на котором помимо военнослужащих Британской империи находились пленные итальянцы, поляки их охранявшие и некоторое число гражданских, включая женщин и детей.



Вернер Хартенштейн, командир подводной лодки U-156.

Несмотря на то, что сам Хартенштейн был матерым подводным асом (всего до момента гибели он потопил кораблей союзников более чем на 100 000 тонн водоизмещения)., он проявил несвойственное для 1942 года милосердие, начав спасать тонущих итальянцев, англичан, поляков и прочих (основную массу погибших составили итальянские военнопленные утонувшие вместе с кораблем).



В итоге, большая часть потерпевших оказались на лодке Хартенштайна, а так же на шлюпках и плотах, которые были канатами привязаны к лодке.
Запросив указания из Берлина Хартенштейн в надводном положении остался ждать помощи, попутно отправив радиограмму открытым текстом о ситуации, а так же вывесив на лодке флаг красного креста.



Однако союзники не оценили такого благородства и один из прилетевших к месту катастрофы американских "Либерейторов" атаковал лодку с спасенными под флагом "Красного креста", хотя как указывают большинство историков, во время атаки летчики не могли не видеть флага "Красного креста" и шлюпок с пассажирами "Лаконии".
В результате одна из шлюпок вместе со спасенными была уничтожена, а сама лодка получила повреждения. Хартенштайн был вынужден прекратить спасательную операцию, людей сгрузили на плоты и шлюпки, а лодка ушла из района катастрофы.
В итоге атаки Хартенштайна погибло около 700-750 человек (преимущественно итальянцев), более 1200 человек благодаря его последующим действиям были спасены.
Часть людей были сняты с U-156 подошедшими двумя лодками, которые направил на помощь Хартенштайну Дениц.

image Click to view



Данный эпизод имел серьезные стратегические последствия. Узнав про атаку своей лодки со спасенными пассажирами "Лаконии" Дениц отдал жесткий приказ, запрещавший немецким подводникам оказывать помощь экипажам судов подвергшихся атаки.

1. Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.
2. Приказы о захвате капитанов и главных механиков остаются в силе.
3. Спасать людей только при наличии у них важной информации для лодки.
4. Будьте непреклонны. Помните - враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города.

Не подлежит сомнению, что эпизод с "Лаконией" привел к ужесточению практики войны на море со стороны Кригсмарине.
В свое время, эту жестокость немецких подводников предметно описал Пикуль в "Реквиеме каравану PQ-17". Но так как эпизод с "Лаконией" однозначно трактовать никак не выходит, до сих пор продолжаются дискуссии на тему, зачем был отдан приказ атаковать лодку Хартенштайна и какую ответственность несут союзники за атаку гражданских лиц, которая спровоцировала дальнейшее ожесточение войны на море.



В целом, образ Хартенштайна в фильме выписан в виде совестливого тевтонского рыцаря, который в меру своих сил соблюдать некие неписанные правила войны. Трудно сказать, насколько этот лубок близок к реальному Хартенштайну утопившему несколько кораблей и тысячи людей.



Но бог с ним с Хартенштайном, тем более что его лодку уже в 1943 году потопили американцы и никто с нее не спасся.
Куда как интереснее другое. В фильме показан конфликт между совестливым Деницем (который как и Хартенштайн стремится соблюдать неписанные рыцарские правила морской войны) и фанатичным нацистом-заместителем, который только и ждет, как бы ужесточить войну на море. Дениц в этом конфликте представлен как жертва обстоятельств, который колебался до последнего, но узнав про атаку "Либерейтора", вынужден издать печально известный приказ запрещавший спасение людей попутно щегольнув киношным послезнанием "Если мы проиграем войну, нас объявят преступниками".
Собственно так и вышло и Дениц попал в число военных преступников, но отнюдь не за этот приказ - обвинение в Нюрнберге не смогло доказать злой умысел в данном конкретном эпизоде, но и других делишек хватило, чтобы совестливому Деницу впаяли 10 лет.



Карл Дениц в Нюрнберге - рядом Геринг и Гесс

За атаку U-156 со стороны союзников по понятным причинам так же никто ответственности не понес.

Надо отметить, что это уже далеко не первый фильм, где показан конфликт между совестливыми и фанатичными нацистами, но впервые эта ситуация выведена на уровень главных военных преступников.
И если в недавнем "Джоне Рабе", совестливый нацист спасал от японской резни китайцев в Нанкине, то здесь была предпринята своеобразная попытка моральной реабилитации Деница, который в фильме представлен исключительно в героически-позитивных тонах и если рассматривать только и исключительно фильм, то ничего плохого про Деница сказать нельзя - весь негатив ушел в образ фанатичного заместителя, который "дурно влиял".
Это видимо своеобразный тренд современного европейского кинематографа, где так или иначе прослеживаются попытки реабилитировать те или иные стороны деятельности Третьего Рейха или его представителей.
В данном случае "Гибель Лаконии" служит образцовым примером данного поветрия.
Несмотря на то, что фильм в целом средненький, снялись в нем и вполне приличные европейские актеры вроде Томаса Кречмана или Франки Потенте.

image Click to view



В целом - на любителя.

Кригсмарине, Дениц, кино, 1942, война на море, вторая мировая война

Previous post Next post
Up