Дежавю в доспехах

Apr 01, 2017 00:51



Приобщился к редкому по нынешним временам жанру киберпанка в фильме "Призрак в доспехах",

image Click to view



Фильм является практически полным ремейком нетленного аниме 1995 года, которое серьезно продвинуло жанр и повлияло на создание той же "Матрицы", авторы которой, тогда еще братья Вачовски, обильно использовали идеи "Призрака в доспехах". Аниме во всех отношениях было замечательным и даже сейчас оно смотрится весьма достойно. Ну а тут значит фильм подоспел. Сразу стоит оговориться. Фильм скорее всего сильно по разному зайдет тем, кто смотрел аниме и тем, кто аниме не смотрел. Так как я аниме видел, мне трудно судить, какое впечатление произведет вся эта история на тех, кто не знаком с оригиналом.



Оригинал, положивший начало целой серии фильмов и сериалов, рассказывал историю женщины-киборга Мотоко Кусанаги, у которой из родного тела сохранился только мозг помещенный в кибернетическую оболочку.
Мотоко рефлексирует на тему, является ли она еще человеком и что вообще определяет человека - тело или дух. В свободное от рефлексии время, она работает на правительство в 9-м отделе госбезопасности, расследующим дела связанные с корпоративным шпионажем, деятельностью организованной киберпреступности, террористических организаций и иностранных разведок. Действия происходят после очередной мировой войны, что объясняет с одной стороны большой прогресс в военных и смежных технологиях, а с другой стороны - царящую в стране разруху.

Несмотря на бодрый экшн и различный фан-сервис, на деле, "Призрак в доспехах" поднимал массу интересных проблем связанных с развитием робототехники, информационных технологий, цифрового сознания, тотального контроля государства над гражданами, всепроникающего шпионажа, отстуствия приватности и т.д. и т.п. В некоторых моментах он становился даже заумным и претенциозным, хотя в сухом остатке, это все же антиутопический кибер-панк боевик с философскими подтекстами, который умело эксплуатирует типичные страхи общества перед передовыми технологиями и государством.

События развиваются на протяжении нескольких полнометражных анимационных фильмов:
[Spoiler (click to open)]


1. "Призрак в доспехах" 1995 года. (плюс в нулевых выходило переиздание с обновленной графикой).

image Click to view



2. "Невинность" 2004 года.

image Click to view



3. "Сообщество крепкого государства" 2006 года.

image Click to view



И двух сериалов:

1. "Призрак в доспехах: Автономный комплекс/Или в русском переводе Синдром одиночки" 2002-2005 годов (2 сезона со сквозным сюжетом).

image Click to view



2. "У истоков" - 5 серий по 50 минут рассказывающие предысторию всего вышеуказанного. Выходили с 2013 по 2015

image Click to view



И вот, после 22 лет развития этой вселенной, которая весьма проработана как в плане сюжета, так и в плане развития главных и второстепенных персонажей, она переходит на большой экран, что изначально вызывало известный скепсис связанный с резонным вопросом - "А получится ли у авторов не растерять то, чем запомнился в свое время первый Призрак в доспехах"?

Далее спойлеры:

[Spoiler (click to open)]



Я особо за развитием кино-проекта не следил, хотя трейлеры вызывали интерес. Поэтому был не совсем готов к тому, что предлагает фильм. А предлагает он фактически дословный пересказ оригинального аниме. Вот серьезно, некоторые сцены пересняты просто 1 в 1.

Прыжок в оптическом камуфляже с башни. Есть.
Водитель мусоровоза со взломанным мозгом и мыслями о несуществующей дочке. Есть.
Сцена на катере с Бато. Есть.
Сцена с танком-пауком. Есть.
Сцена с гейша-ботами. Есть. Хотя взята уже из сериала.

И так далее.

Большую часть фильма, ты смотришь за происходящим и сравниваешь с тем, как это было реализовано тогда. Несколько странное ощущение надо сказать - уже с появлением Кудзе ты понимаешь, что сильно тебя фильм не удивит и скорее занимаешься сравнением аниме с фильмом, а так же его продолжениями откуда взяты некоторые ходы и эпизоды (есть отсылки как к сериалу, так и к "Невинности").



Разумеется, помимо дословного цитирования, авторы попытались внести некоторую отсебятину, которая несколько видоизменяет сюжет. Вместо обезличенного государства в качестве абстрактного противника, появился ходульный злодей (самый слабый персонаж фильма). Героиню изначально зовут не Мотоко Кусанаги (но это более-менее объяснили), Бато теряет глаза походу сюжета (в аниме он с самого начала такой), а сама "Майор" не вернувшийся с войны ветеран (которая смогла отжать у правительства свое тело - предысторию активно копнули в приквеле "У истоков"), а просто работник органов госбезопасности с искусственной амнезией. И таких разночтений хватает, но в целом, они скорее видоизменяют сюжет, вплетая в него элементы последующего сериала (Кудзе например был во 2-м сезоне) или же упрощая его для западного зрителя. В итоге, перед нами практически тот же самый "Призрак в доспехах", только в кино и с некоторыми изменениями, которые мне показались слабее оригинальной авторской задумки, где в конечном итоге "Майор" не уходит гулять по сети просыпаясь в новом теле в квартире Бато, а рассказывает про абстрактную борьбу за справедливость.



С точки зрения персонажей, на удивление нормально выступила Йоханссон. Многие поймали батхерт, когда объявили, что Кусанаги сыграет не азиатская актриса, но в сухом остатке Йоханссон вполне нормально справилась с ролью, где маленькой изюминкой была странная походка персонажа, которая подчеркивала, что она не совсем человек. В общем, нормально - я думал будет намного хуже. Хорошо были раскрыты Арамаки (Такеши Китана на старости лет тряхнул стариной, причем забавный момент - все говорят по английски, а он принципиально по японски, так что готовьтесь читать субтитры), Бато и немного Тогуса. Остальные выступают в роли безликой массовки олицетворяющей 9-й отдел государственной безопасности, который по оригинальному сюжету имея широкие полномочия борется с киберпреступностью и внутренними врагами государства.



Сам мир в фильме выписан достаточно поверхностно. Трудно понять, что происходит в Японии или за ее пределами, хотя в фильмах и сериалах тема политических и корпоративных интриг, а так же вопросов внешней политики всегда шла рука об руку с размышлениями о аугментациях и душе. 2-й сезон того же аниме вообще был посвящен ведомственной борьбе спецслужб в которую были втянуты правительство, прокуратура, министерство иностранных дел и т.д. Тут все несколько проще. Есть абстрактный 9-й отдел госбезопасности, за которым маячит абстрактное правительство. Есть злая корпорация. Все. В этом плане аниме сюжетно было сложнее.



Окончание фильма оставляет жирный задел на сиквел, судьба которого судя по всему будет решаться в зависимости от коммерческого успеха ленты. В принципе, я бы не отказался посмотреть продолжение, где авторы могли бы попробовать не копировать оригинал, а рассказать более самостоятельную историю. Впрочем, для тех, кто с оригиналом не знаком, и данная сюжетная вариация может оказаться интересной.




С визуальной точки зрения фильм на мой взгляд удался. Прежде всего стоит отметить город в котором происходят действия. От него прямо таки разит киберпанком в духе "Бегущего по лезвию" и депрессивной атмосферой жанра сразу проникаешься - здесь авторы смогли не уступить оригиналу, причем в некоторых моментах графика простенькая, но хорошо поработали художники и дизайнеры и на мелкие огрехи особого внимание не обращаешь. Приличного качества музыка и звук дополняют картину.



Разумеется, фильм в своей сути весьма вторичен, так как зритель знакомый с оригиналом если чему-то и удивится, так это точечным сценарным изменениям, которые скорее не понравятся, нежели наоборот. Поэтому сразу предупреждаю, не ждите от фильма слишком большой оригинальности - это в первую очередь ремейк близкий по содержанию к оригиналу. В остальном же, планка задранная фильмом 1995 была столь высока, что даже при всех изменениях, свежий "Призрак в доспехах" представляет из себя крепкого середняка с хорошим аудиовизуальным стилем, который мало что вносит в известную вселенную, но и общей картины не портит. С учетом того, что фильмов в этом жанре выходит крайне мало, а хороших так и подавно - "Призрак в доспехах" смотрится весьма достойно и в некоторых моментах даже свежо, но зайдет ли он новому зрителю, сказать трудно. Те, кому понравился оригинальный "Призрак", его в любом случае посмотрят.
После просмотра лишний раз понимаешь, насколько сюжет оригинального аниме был революционным, что даже спустя 22 года, он выглядит как вполне реалистичная фантастика заглядывающая в среднесрочное будущее человечества.

аниме, киберпанк, кино, Япония, фантастика, Призрак в доспехах

Previous post Next post
Up