Значение правильного выбора акварельной бумаги трудно преувеличить, поскольку именно в акварели от хорошей бумаги зависит как минимум половина успеха, а то и больше.
Если вы возьмете лист акварельной бумаги в руки и внимательно рассмотрите его - в большинстве случаев (за исключением нечасто встречающейся двухсторонней акварельной бумаги) вы увидите, как сильно отличаются две ее стороны. Изнанка бумаги, как правило, гладкая. А лицевая часть, на которой, собственно, и рисуют - шершавая, иногда на ней можно увидеть какой-то узор.
Большинство производителей указывают на упаковке информацию о текстуре бумаги - шершавая, с тиснением, гладкая.
На этой фотографии я максимально подняла контрастность, чтобы была лучше видна текстура бумаги)
1 Canson Vidalon 300г/м2 Grain prononce (бумага с выраженной зернистостью)
2 Hahnemuhle Cezanne 300г/м2 rough (шершавая)
3 Бумага с тиснением "Холст",Гознак
4 Гознак профессиональная бумага для акварели 200г/м2
5 Hahnemuhle Torchon 275г/м2 rough (шершавая)
6 Hahnemuhle Brittania 300г/м2 grain fin (мелкозернистая)
7 Бумага с тиснением «Яичная скорлупа», Гознак
Можно сравнить, как ложаться краски на разную текстуру бумаги - на гладкую - ровнее, на более шершавую или на бумагу с тиснением - краска задерживается в углублениях и дает очень интересный эффект при смешивании разных цветов.
Одним из очень важных параметров при выборе бумаги является ее толщина. Определить толщину бумаги поможет нанесенная на упаковку маркировка - вес (в граммах) листа бумаги величиной в квадратный метр. Чем больше вес, тем толще бумага.
Здесь действует общее правило - чем более «мокрые» техники вы используете, тем толще бумагу лучше взять. Если вы пишете «по-сырому» , или заливаете акварелью крупные участки - то лучше взять бумагу потолще - 270-300г/м. Более тонкая бумага от большого количества воды пойдет волнами.
На фотографии видно, как покоробился от воды верхний лист бумаги (150 г/м2). Такие волны очень мешают рисовать дальше, к тому же итоговая работа выглядит неаккуратно. Нижний лист плотностью 300г/м2 остался ровным в тех же условиях.
Этого можно избежать, если натянуть бумагу на планшет с помощью степлера - но этот способ требует опыта и сноровки и скорее подходит для больших форматов.
Иногда акварельная бумага продается не в отдельных листах, а в склейках - блоках, в которых торцы пачки бумаги промазаны клеем. Это очень удобно, поскольку края листа жестко закреплены, и он в результате меньше коробится от воды.
Еще одна характеристика акварельной бумаги - это степень ее проклеивания. От этого зависит способность бумаги к абсорбции - то есть впитыванию воды (а вместе с водой и краски). Использование большего количества клея при изготовлении бумаги уменьшает ее способность впитывать воду - следовательно, краски на такой бумаге дольше сохнут, остаются более яркими после высыхания ( тк большая часть пигмента остается на поверхности бумаги и не впитывается внутрь) и легче смываются с поверхности, позволяя вносить в рисунок корректировки, высветляя нужные места. Зато если вы наносите последовательно несколько слоев краски - такая бумага сильно затруднит вам работу, тк очень трудно будет нанести следующий слой, не повредив предыдущий.
Наоборот, бумага с меньшей степенью проклеивания впитывает воду быстрее и сильнее, краски на такой бумаге будут сохнуть быстрее, больше бледнеть при высыхании, и откорректировать, осветлить нанесенный уже красочный слой будет гораздо сложнее.
Вот небольшой эксперимент на размывание уже высохшего красочного слоя на разных сортах бумаги. Для чистоты эксперимента я взяла несколько разных красок (фиолетовая, киноварь, ганза желтая и зеленая) - поскольку разные пигменты имеют разное сродство к бумаге.
Hahnemuhle Torchon - достаточно хороший результат даже для фиолетового цвета, который "въедается" в бумагу сильнее всего.
Canson Vidalon - акварель на этой бумаге высохла быстрее всех (хотя рисовала я на ней далеко не в первую очередь) - это говорит о меньшей степени проклеивания. краски бледнее и смываются хуже. Лично я очень люблю эту бумагу за возможность наносить последовательно несколько слоев, почти не нарушая предыдущие - и результат не выглядит "замученным".
Гознак "Холст" - видно, насколько различаются в размытии разные пигменты. Судя по всему, степнь проклейки достаточно высокая - краски гораздо ярче предыдущего случая и при размытии ганзы желтой и зеленого пятно получается почти такое же по интенсивности цвета, как и исходное - но не для киновари и фиолетового - эти две краски въелись в бумагу гораздо сильнее.
Гознак "Рыбачка" - видно, что степень проклейки еще меньше, чем в предыдущем случае, что позволило неплохо размыть даже фиолетовую краску
Гознак "Скорлупа" - видно, что при размытии на тисненой бумаге часть краски, попавшей в углубления, остается почти нетронутой. При сознательном исползовании этого эффекта можно получить интересный результат.
Canson Montval - достаточно гладкая бумага с низкой степень проклейки - цвета заметно бледнеют при высыхании и размыть их трудно.
В процессе изготовления бумаги клей перемешивают с бумажной массой, и иногда (особенно часто такое можно увидеть в дешевых сортах бумаги) перемешивание это сделано недостаточно хорошо, неравномерно. В результате на бумаге встречаются участки с большим и меньшим количеством клея. Предсказать их появление, увы, нельзя, просто знайте - если на ровно залитом участке яркого или темного цвета вдруг отчетливо проступило светлое пятно с довольно резкими краями - вашей вины здесь нет, виновата неравномерная проклейка бумаги.
По этой же причине перед тем, как браться за акварельную бумагу, лучше вымыть руки - иначе вы можете оставить на бумаге отпечатки пальцев, которые тоже проступят сквозь краску светлыми пятнами.
Кроме названных мной характеристик акварельной бумаги, существует еще очень много всевозможных, в том числе более тонких и субъективных. В любом случае, выбор бумаги определяется в первую очередь личными пристрастиями художника, его склонностью к определенным техникам и манере письма. Так что рекомендую вам поискать магазин, где можно купить листы акварельной бумаги разных сортов поштучно, провести несколько экспериментов, нарисовать на них несколько пробных рисунков и сравнить результаты - для того, чтобы найти «свою» бумагу, подходящую именно вам) Желаю успеха!
UPD:
Замечание от
craplack насчет скорлупы и холста гознаковских. Очень важно знать, что это вообще не акварельная бумага, а полиграфический картон. Там очень мало клея и технология изготовления совершенно иная, чем у бумаги для акварели. Можно исправить положение, если предварительно смочить бумагу спиртом (обезжирить, т. к. она режется станком и часто попадают масляные полосы на поверхность) и проклеить раствором желатина. И писать по ней можно только мягкими натуральными кисточками, твердая щетина может повредить поверхность. Конечно, для простых однослойных заливок она пойдет, но писать на ней что-то серьезное - мучение.
Дополнение от
gugutka_ja на "скорлупе", если ее сильно намочить и приклеить к планшету, отлично пишется, цвета плавно смешиваются и бумага не коробится. Но размывок она не любит, правда. Зато alla prima отлично выходит.Под "приклеиванием" я имела в виду просто то, что мокрый лист сам плотно прилипает к пластиковому гладкому планшету, надо просто аккуратно разгладить под водой мокрой рукой. чтобы не было пузырей. И так остается ровным до высыхания. Края вообще не закрепляю, оно само держится отлично. Паншет - пластиковая ровная и гладкая доска, размером примерно А1
Дополнение от
kubasse Aquarello Artistico extra white hot pressed (Fabriano)
Трехсотграммовая. Гладкая акварельная бумага.
Помимо акварели на ней очень хорошо рисовать бамбуковыми перьями, карандашом, даже маркером - все скользит и не сопротивляется :о) (Для смешанных техник)
Здесь можно почитать о впечатлениях
valeriartt от бумаги Fabriano Torchon 270г, Fabriano Watercolor 200г, Bokingford CP NOT 190г, Etival Clairefontaine 200г
Если у вас есть еще замечания, дополнения, сведения о других сортах бумаги или интересные наблюдения и советы - обязательно пишите, давайте соберем наиболее полную информацию!