Красные священники

Apr 26, 2013 19:36

Священнослужители,  вставшие  на сторону большевиков




Данных немного.  В гражданскую войну  основная масса попов была на стороне богатеев,  мироедов  и  белых офицеров.  Мало  кто  из   РПЦ становился на сторону простонародья, отказа от  наживы и статуса,  не говоря  уже  о  прямой вооруженной  поддержке  большевистской  политики.  Но такие  «красные падре»  были.  Это  позволяет  сделать вывод, что  русская революция  внесла  расколол  и  в  РПЦ,  разделив ее   на  две   неравные  части.  К бесчестью РПЦ,  повторим, что выделившаяся из нее часть, поддержавшая  идейно-политическую линию большевиков  была  немногочисленной.

Одним из таких священников  был Михаил Сергеевич Жедяев, который  был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.
Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14
Правда, священник он был, похоже, бывший.
 Книга «Памятник борцам  революции погибшим в 1917-21гг. Ленинград 1925г. С 220» говорит: "Скоро Жидяев сбросил священническую рясу, вступил в партию коммунистов и стал уездным агитатором волости".

Тот факт, что нашёлся священник, который встал на сторону беднейших прихожан, вполне объясним.  Церковный причт жил рядом с крестьянами, знал их проблемы, сочувствовал им и бывало, что пытался помочь: от сочинения и написания жалоб на помещика (Болотов А. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. 3. 1771-1795. - М.: Терра, 1993. - С. 201) и вплоть до участия в бунтах.

Если взглянуть на нашу  историю, то  после  воцарения Романовых  и  начавшегося процесса  превращения  русской церкви в фарисейскую  идеологическую обслугу  высшего сословия, наиболее массовое  движение духовенства  против  отрыва   жизни от евангельских принципов наблюдалось  во время восстания Степана Разина и проповедей Аввакума.   Пушкин, работая в губернских архивах над «Историей Пугачева», пришел к выводу, что всё духовенство «доброжелательствовало» восставшим. Тут речь идет явно не о верхушке клира.

В 1826 г. Николай I предписывал обер-прокурору обратить внимание на то, что во многих местах священники ободряли крестьян и руководили ими в неповиновении помещикам (Кондаков Ю. Государство и православная церковь в России. -СПб., 2003. - С. 264).



Всем известно о восстании  пензенских крестьян в  апреле 1861 г. под предводительством грамотного крестьянина из с.Бездна  Антона Петрова,  против положений правительственного  «Манифеста о воле».  В восстание было вовлечено более 10 000 крестьян  , а  ходе  расправ  тогда было расстреляно около 100 человек, включая Петрова.  Но мало  кто знает  о  роли священников  в этих событиях.   Усмиритель  этого крупнейшего крестьянского восстания ген. Дренякин рапортовал о «священнике с. Студенки Федоре Померанцеве -  по показанию крестьян, он  один из главных виновников возмущения, и одном дьяконе, причастном к делу, которые по степени их должны понести заслуженное наказание. Священника Федора Померанцева, вдовца, мнением своим я положил отправить в пример прочим навсегда в Соловецкий монастырь. Кроме того, имею в виду еще 4 священников, неодобрительно себя ведших по случаю объявления Манифеста» (Там же. - С. 285).

И наконец, еще один интересный факт.  Многие представители  революционного  народничества  происходили  из семей  священнослужителей.  Ярким примером  и непререкаемым авторитетом для  разночинной молодежи России являлся   проповедник  общинного социализма в России  Н.Г. Чернышевский.   Его отец - протоиерей  и  член  духовной  консистории ,  не только  преподавал в духовном училище, но и лично  занимался воспитанием и обучением сына  до его поступления в  семинарию.

Но вернемся  к обзору   фактов  перехода   церковнослужителей  на сторону красных  во время революции   и  гражданской войны.

Вдова пермского священника Стабникова упоминает в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. - М., 2006. - С. 102

В ходе Ижевско-Воткинского восстания  белыми   был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. (ЦГА УР Ф.Р - 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.).

Священник Пермской епархии А.Попов летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом. ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57-61 об.

Аналогично поступил "священник-коммунист" Елецкого уезда с.Хмельница  Андрей Горохов, чьё письмо было опубликовано в газете «Известия Пермского губернского исполкома» за 19 октября 1918 г.: По Уралу.

Письмо священника- коммуниста Андрея Горохова .

«Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима.» Также: Известия ВЦИК. 1918.27 октября

Сходная судьба у священника Орлова

"...комендант Канска капитан Мартын докладывал начальнику штаба Иркутского военного округа о том, что среди большевистских агитаторов выделяется "... знаменский священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него". Последователем Орлова офицер назвал и священника Вашкорина (о нем будет рассказано ниже) , он идя по стопам учителя, призывал крестьян записываться в Красную гвардию, и сам первый начертал свое имя".
Ссылка на: Партизанское движение в Сибири. Т.1. М.-Л.: Госидат, 1925. С. 105.

=====================================
 Село.Камышинское, Камышловского уезда.
 Борьба с черными.
 В конце мая н.с. сюда явился из Камышлова агитатор г.Пинчук, посланный Советской властью. В школе было устроено собрание, на котором некоторые крестьяне возражали агитатору. Между прочим, произнес речь реалист Семенов, речь которого была признна за контр-революционное выступление. В село прибыл комиссар по организации и агитации г.Беляев в сопровождении отряда красногвардейцев. Выступавшие на собрании крестьяне и Семенов были арестованы. На деревенскую буржуазию наложена контрибуция в 2000 руб., а на Семенова за его речь штраф в 200 руб. В селе для поддержания Советской власти организован отдел коммунистической партии, в которую, в числе прочих, вступил местный священник А.Чернавин, примыкавший ранее к партии к.-д.
Северная Коммуна. №22. 28 (15) июня 1918 г. С.5

===================================
Из воспоминаний   В.Ф.Сивкова.  в начале 1919 г. - бывшего товарища председателя Пермского губисполкома, начальника отряда особого назначения при Уралсовете.

" В Сиве, куда на следующий день пришел наш отряд, мне отвели комнату в доме сивинского попа. Некоторое время спустя квартировавшие вместе со мною товарищи рассказали, что были свидетелями, как попадья за что-то "утюжила" своего супруга тяжелым валенком. Вечером, когда хозяин принес нам вскипяченный самовар, мы пригласили его за компанию попить чайку. Батюшка остался и в откровенном разговоре стал жаловаться: - Моя попадья - божье наказание за грехи мои. Я шутя предложил ему :  Иди, батя, в наш отряд, в обиду не дадим.

Так, казалось, шуткой и окончился наш разговор. Но утром хозяин пришел с деловым предложением: - Могу быть фуражиром и коноводом! Я не принял это всерьез и спросил: - А как же с церковью, волосами и бородой? - За этим дело не станет, - ответил он и ушел. В канун ухода отряда из Сивы к нам в комнату вошел мужчина крестьянского вида, лет сорока пяти, тщательно побритый и подстриженный, и молча остановился у двери. Вопросительно смотря на него, я ждал, что скажет посетитель. Постояв с минуту-другую, он проговорил: - Что же, начальник, не признаете нового работника?  И только тогда по голосу мы узнали нашего хозяина. Отступать было некуда, тем более, что тот заявил: - Я бросил церковь, сложил сан и буду служить вам верой и правдой. Посовещавшись, мы решили взять попа в отряд. Когда мы покидали Сиву, попадья громко причитала: - И на кого же ты, голубчик мой, меня, сироту, спокидаешь?! Надо сказать, батюшка исправно служил коноводом. А после того как надобность в этом миновала, он стал неплохим счетоводом в вятском губпродкоме.

Сивков В.Ф. В армейском тылу. Разгром Колчака. М., 1969. С.195-196.

======================
Партизаны священника Никольского

Под самым носом у Колчака,  на юге Томской губернии действует отряд партизан священника Никольского, бывшего харьковского студента. Пользуясь своими познаниями, он сам приготовляет порох, патроны и бомбы и засыпает ими противника. Белые ничего не могут поделать со священником. Против него был послан 17-й стрелковый полк, но был разбит. Атаман Анненков встретился с Никольским у села Антоновского, но в момент боя два славгородских отряда перешли на сторону красных и прогнали общими усилиями Анненкова. Потом казаки снова наступали большими силами, отбили перебежчиков и расстреляли их. В отряде Анненкова раскрыт заговор. Предполагалось уничтоджить весь командный состав. Генерал Анненков говорит своих казаках, что прежде, чем идти в бой, половину их нужно расстрелять. ("изв.Тюменского Рев.Ком.") Известия Петроградского Совета. №229. 9 октября 1919 г.

Священник села Красновское отец Василий Головин арестован военными властями по обвинению в содействии красным при их мятежных выступлениях. Сибирская жизнь. №82. 26 апреля 1919 г.

Священник из села Усть-Мосиха Алтайской губернии Евгений Осипович Квалерий, который в народе имел репутацию бражника и заядлого рыбака, изначально симпатизировал советской власти, затем принимал участие в партизанском движении (в составе отряда усть-мосихинских партизан). Впоследствии работал председателем райисполкома. "Новоалтаец" пишет: Послесловие к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!" Фамилия у Евгения Осиповича встречалась в официальных документах "в вариантах" - еще и как "Кальвиери" (см. на стр. 53 в издании у В.В. Толстопятова "Моменты истории", Барнаул, 2012: "В характеристике с. Усть-Мосихи уполномоченный ОГПУ по Куликовскому району Максимов..."):

========================



Священник  Д.Я. Попов

Дмитрий Яковлевич Попов, комиссар народного хозяйства Усть-Сысольского Совнархоза, лишенный сана 4 мая 1918 года и публично снявший рясу на ноябрьских праздниках в первую годовщину революции. Выдающаяся личность. Политический, культурный и хозяйственный деятель Севера дореволюционного времени, активный участник политических процессов края, популяризатор коми-культуры, поэт, разработчик эксплуатации природных богатств края. Активно способствовал открытию больниц и богаделен, культурных и церковных учреждений. К сожалению, из-за болезни сравнительно рано умер.

Симпатии к большевикам проявил ещё в 1912 г. во время работы Государственной Думы. Сохранились сведения, что он передал в фонд "Правды" десять рублей золотом. Правда при этом примыкал к прогрессистам.

После Февральской революции активно включился в политико-общественную жизнь, стал в конце 1917 г. эсером, активно работал в Советах Усть-Сысольского края, стал товарищем председателя съезда Советов края в сентябре 1917 г. В начале 1918 г. при быворах в исполком Совета стал комиссаром хозяйства, представляю фракцию эсеров. Из-за того, что забросил церквовные дела, 4 мая лишен сана, но очень долго ещё носил рясу.

Не оставлял и литературной деятельности.

Посланный делегатом от фракции левых эсеров Усть-Сысольского Совета на V съезд Советов в Москву, имел беседу с лениным об эксплуатации природных богатств края: леса и нефти. По возвращении возглавил комиссариаты финансов и соцобеспечения.

Осенью Дмитрий Яковлевич уже числится среди "сочувствующих РКП(б)", а в ноябре 1918( ! )года бывший священник на празднике революции публично снял рясу.

15 ноября он вместе с отрядом чекистов провёл ревизию Троице-Стефановского монастыря, расположенного в селе Ульяново. До этого он уже ревизовал его - в 1898, 1905, 1910 и 1912 годах. Никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее во время этой, последней ревизии - уже при советской власти - было вывезено около 30 тыс. руб. золотом, серебром, банкнотами и марками; серебряные и медные кресты, серебряные и бронзовые медали, прочие ценные бумаги и др. В декабре монастырь был закрыт.

В том же месяце 1918 года бывший священник получил благодарность от делегатов III уездного съезда Советов. Делегаты признали, что Попов - "единственный человек, знающий до мелочи все наше хозяйство". Съезд выразил Попову, как "честному и энергичному работнику... самую горячую благодарность... за его высокополезную... деятельность... на благо и процветание Зырянского края". Попов  серьезно болел, но пошел на переизбрание на пост пред.совнархоза, отказавшись, однако, от отделов финансов и обеспечения.

Дмитрий Попов скончался 9 октября 1921 г

продолжение следует  - http://9e-maya.com/index.php?topic=2580.msg1027473#msg1027473

Великая Октябрьская Социалистическая Рев, большевизм, красные, церковь, историческая память

Previous post Next post
Up