Проявляя недюженное упорство, так мало мне свойственное, продолжаю рассказ о нашем августовском путешествии в Черногорию. Итак, после высадки на рукотворном острове Мадонна на Утесе
(можно посмотреть здесь) наш катер под названием «Александра III», о котором - названии - речь впереди, направился к ближайшему поселению, видневшемуся на берегу, городу Пераст.
Город этот (а он, между прочим, никогда не был завоеван турками, в отличие от того же Херцег-Нови) знаменитый своей высоченной колокольней,
должен быть дорог русскому сердцу, как никакой другой в Черногории, поскольку именно здесь была основана мореходная школа (1697 год), в которой по просьбе Петра I и при содействии венецианского дожа обучалось 16 русских дворян. На главной площади города теперь установлен бюст суровому основателю этой школы Марко Мартиновичу.
Как тут не вспомнить слова Бродского из его мемориальной «Полторы комнаты»:
«По глубокому моему убеждению, за вычетом литературы двух последних столетий и, возможно, архитектуры своей бывшей столицы, единственное, чем может гордиться Россия, это историей собственного флота. Не из-за эффектных его побед, коих было не так уж много, но ввиду благородства духа, оживлявшего сие предприятие. Вы скажете - причуда, а то и вычура; однако порождение ума единственного мечтателя среди русских императоров, Петра Великого, воистину представляется мне гибридом упомянутой литературы с архитектурой. Создававшийся по образцу британского флота, менее функциональный, скорее декоративный, проникнутый духом открытий, а не завоеваний, склонный скорее к героическому жесту и самопожертвованию, чем к выживанию любой ценой, этот флот действительно был мечтой о безупречном, почти отвлеченном порядке, державшемся на водах мировых морей, поскольку не мог быть достигнут нигде на российской почве».
В качестве оправдания столь длинной цитате - я в эту поездку (в Черногорию) взял с собой сборник прозы Бродского, но, конечно, захваченный вихрем счастливых впечатлений ни разу книжицу эту не открыл, зато потом встретил в ней немало пересечений с недавними путевыми событиями.
Но вернемся в Пераст (вот типичные его домики, вполне аутентичные, если не обращать внимание на машины),
откуда мы весьма быстро отчалили по направлению к Котору.
Город этот соперничает с Дубровником по цельности своего средневекового облика. Здесь такие же крепкие стены,
имеющие к тому же какую-то избыточную протяженность (4,5 км), так как тянутся высоко в гору, дотошный обход их займет у физически подготовленного туриста едва ли не полдня, а неподготовленному туда лучше не соваться. Множество храмов (на фото кафедральный собор святого Трифона, покровителя города благодаря выкупленным в 809 году у венецианского купца мощам),
аптека, долгое время претендовавшая на звание старейшей в Европе,
пока ушлые хорваты не нашли убедительных подтверждений первенству провизоров, подвязавшихся в Дубровнике, и, конечно, множество туристов, приезжающих и приплывающих сюда приобщиться древности (римское начало города датируется 168 годом до нашей эры).
Город этот, как и Пераст, не чужд российской истории, в марте 1806 года адмирал Сенявин со своей флотилией освободил Котор от австрийцев, но российское правление длилось недолго до августа 1807 года, после поражения российских войск под Фридляндом по Тильзитскому мирному договору Александр Первый передал город под власть Наполеона.
Главный православный храм города - святого Николая.
Проходя мимо него, Аня обратила внимание на табличку, извещавшую, что этот собор был основан 18 августа 1909 года, что на самом деле удивительно, так как на календаре значилось именно 18 августа - её день рожденья.
Скромно отметили его там же, в Которе, на центральной площади перед Кафедральным собором, фирменной пиццей с пршутом в заведении Сари.
И напоследок, хотя время, о котором рассказывает Феллини в своем «Амаркорде» давно прошло и огромными круизными лайнерами уже никого не удивишь, всё же не могу удержаться и не показать «Королеву Викторию» в сени которских пальм - как этакая громадина втиснулась в узкий залив?
(продолжение следует)