Пишу обещанный отзыв на детективный триллер нового для меня автора.
Все детективы я условно делю на две категории: «сыщицкие» и «ситуативные».
По первой категории проходят книги с героями-сыщиками (профессионалами или любителями) в центре внимания. И успех такого детектива в решающей степени определяется оригинальностью образа главного героя.
В «ситуативных» детективах поток событий захватывает случайного человека и несет его к развязке. Как правило, нам предлагается особо изощренная интрига, всякие приключения, но поединок интеллектов присутствует не всегда, персонажи обрисованы более схематично. Среди романов этой категории тоже бывают неплохие (мой любимый сюжет: приходит дамочка домой - а там труп незнакомого мужика).
Так вот, «Тайная мишень» представляет собой странную смесь обеих категорий, хотя задумывался детектив, безусловно, как «сыщицкий», первый в серии романов о майоре юстиции Елене Павловне Петелиной. Выбор женщины на эту роль - главная неудача автора.
У авторов-женщин отлично получаются как мужские, так и женские образы сыщиков. Великая Агата оставила нам классические эталоны: Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Однако авторам-мужчинам почему-то удаются лишь однополые с ними герои-сыщики. Может быть, есть и противоположные примеры, но что-то я навскидку не припоминаю.
Сергей Бакшеев, не заморачиваясь, пренебрег оригинальностью и просто вставил в свой детектив знаменитую Марию Сергеевну Шевцову, героиню Е. Топильской и бесконечного телесериала «Тайны следствия». Да, имя у героини другое, но многое совпадает. Естественно, дубликату далеко до оригинала. Значит, приходится «нагнетать», превращая «сыщицкий» детектив в «ситуативный» триллер.
Интрига - круче не придумаешь. Подозреваемую «берут на горячем», возле трупа деверя, зарубленного топором. Улики против нее, но женщина всё отрицает, зато признается под гипнозом в другом убийстве. Проверили - «убитая» жива-здорова.
Марья Сергеевна Елена Павловна проявляет чудеса аналитики, педантичности и дотошности. Но никакие гениальные догадки впрок не идут - поток событий уже несётся, сметая новые жертвы. Героиня и ее доблестные помощники постоянно опаздывают, действуют несогласованно, попадают в смертельно опасные передряги. Вплоть до того, что какой-то замызганный алкаш с трясущимися руками запросто валит (хорошо хоть не до смерти!) атлета-оперативника. Хеппи-энд обеспечивается счастливой же случайностью.
Каково впечатление? Книга раздражает, и чем ближе к концу, тем больше. А это совсем не те эмоции, которые мы ждем от детектива, особенно от детектива «сыщицкого» типа.