Эта штука "иммунизацией теологии от самокритики" зовется.

Mar 01, 2016 15:09

"Теология не является проблемой для самой себя, в отличие, к примеру, от философии. Итак, вопрос о теологии есть вопрос нетеологический."

Ну, и чем эта реанимация бартианства делает теологию? Самозамкнутой, непереводимой системой в духе постмодернистского идеала.

богословие, 21 век

Leave a comment

Comments 19

что современно в созерцании?))) punk_lowliness March 1 2016, 19:39:05 UTC
а зачем автор эту статью написал?))
ох, страшно далеки теологи от народа...

"Таким образом, вместо ламентаций по поводу кризиса теологии, скепсиса в отношении классических теологических тем и поиска «актуальности» (которая, чаще всего, сводится к репродуктивности, а не к продуктивности), следует заниматься творческим усвоением того, что уже создано и создается в данный момент"
- как в анекдоте - "папа, ты с кем сейчас разговаривал?"...
кому это надо вместо поиска "актуальности" заниматься творческим усвоением того, что создаётся в данный момент? наверное, мне.
пойду дальше Тиллиха усваивать... там, как раз про Падение... переход от сущности к существованию... это ж надо такое придумать!)))

Reply

Re: что современно в созерцании?))) dmatveev March 1 2016, 20:44:28 UTC
>>ох, страшно далеки теологи от народа<<
Автор, кстати, не теолог, а канд. филос. наук :)

>>пойду дальше Тиллиха усваивать<<
Кстати, Тиллих согласно подходу автора тоже будет ни разу не теолог.

Reply

Re: что современно в созерцании?))) punk_lowliness March 2 2016, 06:51:12 UTC
а, да?
ну, тогда значит я вообще не понял ничего в этой статье.
а чем она Вас заинтересовала?

Reply

Re: что современно в созерцании?))) dmatveev March 2 2016, 14:40:02 UTC
Автор утверждает, что откровение содержит принцип самоистолкования. Истолкование - это выработка идеи. Т.е., иными словами, возможны идеи, практически падающие с неба, в акте откровения. Т. е. как бы внедряющиеся в разум в виде чужеродных объектов, минуя естественный процесс мышления как обработки данных разумом.
Тиллих об этом пишет в разделе об откровении, он это называет "супранатуралистисеской теорией".
Это его спор с Бартом. Тот прямо говорит (в известной статье против Бультмана), что откровение - оно и есть чужеродное по определению.
А тогда как, чем оно опознается человеком как откровение?

Reply


(The comment has been removed)

dmatveev March 2 2016, 14:34:00 UTC
Автор, насколько я его понял, считает, что не подлежат суду некие первичные смыслы теологии, поскольку откровение каким-то образом включает "самоистолкование". Образно говоря, эти первичные смыслы "падают с неба".
К этим принципам он, судя по всему, относит, например, тринитарную идею.
Мне же ближе тот взгляд, что все смыслы и идеи - "снизу", они суть продукт разума, человеческая реакция на события откровения.
С той же тринитарной идеей: в виде какого феномена явилась цифра "три"? Знали ли эту идею иерусалимская община, Павел, Марк? Это что, вопросы, которые теология должна отфутболивать, потому что она теология?

Reply

(The comment has been removed)

dmatveev March 3 2016, 08:29:18 UTC
Мне кажется, одно - дело - высокая христология и сами по себе концепты "Слово" и "Святой Дух", и другое - концепция Троицы в явном виде (хотя бы в таком, какой мы видим у Тертуллиана). Понятно, что она вырабатывалась не иначе как из существующего "материала". Кажется, Вандеркам во "Введении в ранний иудаизм" пишет, что концепт Святого Духа использовался ессеями. Что касается высокой христологии, она очень интересно присутствует в том же Флп у Павла: образы, могущие быть отнесены к высокой и низкой христологии, сосуществуют рядом: Иисус предсуществует как "равный Богу", но, тем не менее, Бог потом возвышает его за заслугу. Все это так же сосуществовало в иудаизме применительно к разным персонажам. Павел же, скорее всего, ьерет за основу уже существующий гимн, и едва ли кого-то тогда смущало отсутствие "общего знаменателя".

Reply


Leave a comment

Up