Экономика, собственность и место в мировой системе.
Вопрос экономических отношений в стране один из самых сложных и проблемных. В том числе из-за того, что сегодня мы находимся там, где находимся и с той структурой собственности, которую имеем. В этой связи достаточно бессмысленно рассуждать о полной национализации экономики, даже если бы это было осмысленно с точки зрения ее эффективности, а это тоже не совсем так. А ведь любая Идея, если не должна четко указывать на путь между сегодня и эталонным образом, то хотя бы иметь гипотетические пути перехода из одного состояния в другое. В случае тотальной национализации это не так. Любые собственники будут биться за свое кровное до последнего, а возможностей у них для защиты «накопленного непосильным» достаточно много. Следовательно, нужно искать иную конфигурацию, соответствующую по сути национально и социально ориентированной экономике, но позволяющую обойтись без революций.
И это вполне возможно.
У любых собственников имеется одно немаловажное слабое место. Это наследование созданных олигополий. И проблемы здесь комплексные. Во-первых, наследники могут не обладать требуемыми качествами для руководства бизнес-империями. И гораздо чаще ими действительно не обладают. Во-вторых, любое наследование неизбежно влечет за собой хотя бы временный разрыв или ослабление деловых связей на время перехвата управления. И этим моментом просто обязательно будут пользоваться конкуренты. А мы сегодня живем именно в таком жестком конкурентном мире. И никакие толпы профессионально нанятых управленцев панацеей от этой проблемы не являются, их гораздо проще перекупить, чем подобрать. В-третьих, устойчивость сегодняшних частных крупных бизнес-образований держится во многом на личных неформальных связях, в том числе и на взаимных личных обязательствах. Но таковые практически мгновенно оборачиваются в ноль в момент смерти одной из сторон. Как итог, сегодня многие строители олигархических империй в России, перешагнув по возрасту за экватор собственных жизней, в полный рост стоят перед указанной проблемой. В еще большей мере перед аналогичной проблемой стоят чиновники, создавшие свои деловые корпорации или инвестиции при непосредственном использовании служебного положения. Их проблема отягощена зачастую тем, что средства еще необходимо легализовать. В итоге огромная масса частных владельцев состояний озабочена перспективами. Определенным выходом из этого тупика является передача состояния в управление профессиональным компаниям с долгосрочной надежной репутацией. Вот только и с этим имеется серьезная проблема. Для просто бизнесменов она попроще и заключается в том, что по мере осложнения состояния в мировой экономике стремление «управленцев» поправить свои дела и продлить срок своей жизни за счет ограбления управляемого будет расти. Благо примеров такого в области доверительного управления активами не пересчитать. Что же касается бизнесменов от политики, то их проблема еще круче. «Там» их просто ограбят, даже не дожидаясь физической кончины. Достаточно просто вылететь из политической обоймы «здесь». Благо поводов для ареста счетов и имущества даже искать не придется. В итоге всем этим категориям «озабоченных граждан» остается один разумный выход. Размещать свои активы в управление здесь, но таким образом, чтобы можно было не переживать за их сохранность. А обеспечить эти условия способно только государство. Причем именно государство, как общий инструмент, обладающий преемственностью, может гарантировать (насколько это вообще возможно) сохранность средств как прошлых, так и нынешних политиков и бизнесменов. Ибо при нарушении обязательств любым из них его собственные активы тут же оказываются в зоне риска.
Таким образом, наиболее естественным путем выхода из проблемного положения, связанного с наследованием капиталов, является их передача в управление единой государственной корпорации. Разумеется, с сохранением их оценочной стоимости за владельцами и наследниками. Многие скажут, что это узаконивает прошлый грабеж страны и лишает Россию законного права востребовать свое, ранее у нее же похищенное. Да, именно так, но если разобраться, то цена вопроса гораздо ниже возможных революционных рисков и рисков полноценной гражданской войны. Еще одну страна может просто не перенести.
В ту же единую государственную корпорацию «Россия» должны автоматически отойти все недра, государственные активы в экономике любых отраслей, а также банки и страховые компании. Последние два вида, в обязательном порядке, не дожидаясь добровольной передачи в управление. В эту же корпорацию должна отойти монополия на внешнюю торговлю всем, что не является продукцией производства частных компаний (по экспорту) или не превышает установленных стоимостных лимитов по импорту.
При этом часть экономики должна оставаться в частном секторе. Это вся сфера услуг, это любое созданное с нуля производство, особенно производство товаров народного потребления.
Чем же указанная выше корпорация, помимо мелкого частного сектора должна отличаться от национализации? Или от той системы государственного капитализма, существовавшего в СССР? Где гарантия, что общее, как раньше, не будет сочтено ничейным и будет радостно раздербанено назначенными в корпорацию управленцами? На самом деле многим.
Во-первых, эта корпорация должна быть устроена по принципу акционерного общества. Каждый ребенок с рождения (если в России) получает одну акцию. Акции умерших пропадают (переходят на баланс корпорации). Уже один этот факт будет стимулировать в стране рождаемость. Часть прибыли корпорации ежегодно распределяется между всеми гражданами-акционерами. Любой гражданин России имеет право на приобретение неограниченного количества дополнительных акций, которые также может потом продать (кроме одной акции от рождения). Ни одна акция не может быть продана иностранному гражданину или компании, включая лиц с двойным гражданством. Все прочие детали и нюансы не хочу сейчас здесь расписывать, каждый может пофантазировать самостоятельно. Укажу лишь на то, что помимо того, что за кражу средств из корпорации можно установить самые жесткие наказания, это и сделать будет затруднительно, поскольку любая кража затрагивает интересы абсолютно любого гражданина, а при любой подобной операции круг людей, хотя бы краем в ней затронутых практически не контролируем, что заставляет злоумышленников делиться с бесконечным числом сообщников.
В итоге мы получаем крупнейшую в мире многопрофильную корпорацию, которая автоматически сокращает государственный аппарат управления отраслями экономики (дубли не нужны), с почти бесконечной рыночной эффективностью. Но вот направления деятельности такой корпорации совершенно не должны охватывать все отрасли экономики. Для России помимо всего прочего это не выгодно (вспоминаем про сложные климатические условия).
Для понимания естественной роли России в мире, в том числе в международном разделении труда, нам придется немного отступить в сторону и временно затронуть следующий пункт о долгосрочных перспективах. Все дело в том, что такие перспективы реально появляются тогда, когда вся планета приходит к осознанию глобальности текущих проблем, стоящих перед человечеством и вместо того, чтобы увлеченно и наперегонки нестись в пропасть, начинает искать способы эффективного взаимодействия всех со всеми для поиска наиболее эффективных путей выхода из цивилизационного тупика. О том, каким может быть этот выход, позже, а сейчас о том, какие сферы в международном разделении труда Россия может замкнуть на себя в интересах как самой себя, так и всего человечества. Таких направлений несколько.
· Организация системы эффективной добычи и распределения природных ресурсов. Россия объективно является одним из крупнейших производителей природных ресурсов на планете, а с учетом не добывающихся сегодня, без сомнения, крупнейшим. С учетом все возрастающего дефицита большей части ресурсов в мировом масштабе, эта функция России вполне оправдана. Особенно если вспомнить опт планирования и распределения таковых в эпоху СССР.
· Крупнейший в мире производитель энергии. В том числе за счет передовых атомных и термоядерных (в перспективе) технологий.
· Производство систем вооружения всех видов и принятие на себя функции военной защиты всего мира от каких-либо агрессивных действий. Изнутри или (гипотетически) извне. Россия, как ни крути, но нация-воин, воевавшая в своей истории больше, чем все остальные вмести взятые. При этом Россия практически никогда не выступала неспровоцированным агрессором. Все это также делает указанную функцию для страны естественной.
· Крупнейший производитель продуктов питания. Даже при том, что большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия, размеры этой территории, а также увеличение производства энергии будут позволять производить все больше продуктов питания без ущерба для экологии в стране. Что на фоне растущего дефицита продовольствия в связи с ростом населения планеты более, чем актуально.
· Крупнейший научный и инженерно-технологический центр планеты. В России нет никакого смысла заниматься крупносерийным производством чего-либо. Даже производство переделов добываемых в стране природных ресурсов оправдано только до той степени, при которой прибавка стоимости с запасом компенсирует логистические и иные расходы при возможном переносе производства в другие страны. А вот разработка новых продуктов и технологий, самое наше то. Таким уж сделал Всевышний наш народ, что большая половина всех мировых открытий и разработок сделана либо в нашей стране, либо выходцами из России, либо их потомками. И это надо использовать в полной мере в интересах России и всего мира.
· Транспортная инфраструктура, соединяющая кратчайшим путем Азию с Европой. Здесь и наземная инфраструктура и Северный морской путь. Развитие этой отрасли также предопределено самим географическим положением России.
Вот собственно и все умеющие практический смысл базовые отрасли нашей эффективной экономики (финансы и торговлю не затрагиваем). И их более, чем достаточно, для того, чтобы страна занимала лидирующие позиции в мировой экономике, при этом ни с кем не находясь в жестких конкурентных отношениях.