Разговоры о женщинах, а потом о мужчинах

Apr 12, 2024 10:13

Еще одна недооцененная жемчужина мирового кино!
"На этот раз поговорим о мужчинах/ Questa Volta Parliamo di Uomini" (1965)





1965 год. Начинающая итальянская режиссер(ка) Лина Вертмюллер снимает свой ответ на фильм Этторе Сколы "Если позволите, поговорим о женщинах/ Se permettete parliamo di donne" (1964).
У Сколы все роли исполнял Витторио Гасман. Тут все мужские роли исполняет Нино Манфреди.



После того как я восхитилась фильмом Лины Вертмюллер, пришлось посмотреть и фильм Этторе Сколы. Я ожидала увидеть что-то ужасно мизогинное, но нет. Название дано для красного словца, для привлечения публики. В девяти простеньких пошловатых анекдотах женщины "обличаются" походя, между рассказами о бестолковости мужчин: одна изменяет перед свадьбой, другая - пока муж в тюрьме, третья ну ужасно привередлива. Отношение авторав к женщине таково, что не взирая на намерения, судя по названию, женщины каждый раз остаются на обочине каждой истории. Ну и объективизация запечатлена во всей красе.

Зато красной нитью проходит незатейливая мужская эротическая фантазия - ты такой ни сном, ни духом, приходишь к товарищу, а его жена как накинется и изнасилует! или вдруг скучающая богачка в дом заманит и опять того самого! или жена одноклассника прикинется проституткой и ...
В общем, безыдейная коммерческая кинопродукция.

У Вертмюллер гораздо более тонкое произведение. Всего четыре истории и все они про абьюз. От лайт-варианта в №1, №3 - с ума сводящий психологический и простонародный неореалистический в №4.

Меня больше всего впечатлила вторая история "Метатель ножей" с Миленой Вукотич. Потому что это еще история про любовь. Не хочется спойлерить, поэтому кратко:
Пара немолодых цирковых артистов, он, полуслепой, метает ножи, а она - обожающая его партнерша в этом смертельном номере. Она одноглазая и одноногая, догадайтесь почему. И это замечательная метафора однобоких семейных отношений.



И зовут ее Сатурния. Наверное в честь спутника Сатурна, даже после того, как он разбился на куски, не может перестать быть его спутником.

Это такая минипьеса в жанре абсурда, гротеска и черного юмора, достойная пера какого-нибудь Ионеско или Ханоха Левина.

В принципе первая и третья истории тоже вполне театральны, единства места и времени соблюдены. Чувствуется, что Вертмюллер была также драматургом и театральным режиссером. Я охотно представляю себе современный спектакль из этих трех частей. Для двух актеров.

Везде пишут, что это единственный феминистский фильм Вертмюллер, но это не так. Я не видела боллее феминистского фильма, чем "Il mio corpo per un poker/ The Belle Starr Story/ Моя душа принадлежит покеру" (1968) с Эльзой Мартинелли.
Вестерн, где ковбойская девушка Белл не только скачет верхом, стреляет и спасает, замышляет грабеж и играет в покер не хуже мужиков. С первых кадров она выбирает себе не жениха и любовь всей своей жизни, чтоб принести себя ему в жертву, а равного сексуального партнера на один раз прямо как мужчина. Хоть ей и приходится все это обставить как игру.



60-ые, Италия, кино

Previous post Next post
Up