ты царь: живи один

Apr 17, 2011 12:53

Комментарий к посту ivanov_petrov. Сам пост тут http://ivanov-petrov.livejournal.com/1652267.html#cutid1, но он длинный, я из него процитирую только часть, где обозначена мысль, которая вызвала неприятие у части откомментировавших пост:

"В этом тексте не говорится - или почти не говорится - о вреде от образования. Получение определенных интеллектуальных навыков ухудшает развитие определенных других способностей, каждый навык препятствует развитию группы других. Вменяемое образование возможно, когда преподаватель представляет, что именно он развивает и что угнетает на каждом шаге. Чему препятствует обучение письму, чтению, счету. Что именно подавляет визуальное мышление, с чем связано нарушение музыкального восприятия и т.п. Например, хорошая ассоциативная память мешает развитию абстрактного мышления. Недостаток памяти заставляет перейти к более абстрактному мышлению, но высшие уровни абстракции будут закрыты именно недостаточностью памяти. Сложные зависимости между разными "путями интеллекта", которых - несколько, которые разветвляются и иногда сливаются, от каждого пути отделяются несколько путей редукции данной функции и частичной компенсации-восстановления её особыми средствами с выходом на следующий уровень, но с иными возможностями - совершенно неисследованная тема. Не говоря о том, что тело влияет на мышление; то, что человек ест и пьёт, как проводит время - сказывается на возможностях мышления, и тем более - культура, к которой принадлежит человек. Там имеются сложные зависимости и компенсации, некоторые грани можно перейти, сняв ограничения - но это требует трудов. Это - важнейшая тема свободы мышления, насколько человек сам владеет своими мыслями. Свобода мышления сильнейшим образом ограничена - не только тело, пища и культура, биохимия и диета, ее ограничивает язык; структура желаний; сила или слабость воли. Умение сознательного мышления доступно далеко не всем, для большинства мышление - штука непроизвольная и интуитивная, причем среди таких людей могут быть и очень умные (как рождаются люди очень сильные от природы), но эти люди не обладают свободой мышления. И вся эта сложнейшая картина завалена грязью непонимания и иллюзий, создающая общий фон якобы однородной интеллектуальной способности".

Есть такое племя - морские цыгане. Они живут в деревнях, построенных на сваях в море, на мелководье. Питаются тем, что добудут в море. Их дети учатся плавать раньше чем ходить. Когда это плема стали изучать, обратили внимание, что дети, собирающие под водой на глубине мелкие ракушки, легко отличают ракушки от камушков такого же цвета и формы. Для глаза европейца это невозможно, мы не видим под водой четко без маски, потому что глаз адаптирован к показателям преломления воздуха, а не воды. Офтальмологи стали изучать зрение морских цыган и выснили, что их дети научаются сознательно изменять диаметр зрачка, сужая зрачок под водой. Сужение зрачка вызывает увеличение резкости изображения. Попробуйте проделать такое - ничего не выйдет.
Морские цыгане выжили во время цунами 2004 года. Когда их спросили, как им это удалось, они сказали, что отметили необычное поведение морских волн (уменьшился уровень воды и ослабели волны) и уход на глубину дельфинов. В их легендах эти явления были описаны как приметы приближения "волны, пожирающей людей", поэтому они уплыли на глубину. И спаслись. А рыбаки из живущих на суше племен погибли.

Я часто об этом думаю, точнее, о времени и его роли в том, кто мы есть. Ничего сложного или непонятного: любая наша активность требует времени, и время нельзя потратить дважды. Пока я пишу этот текст, я не читаю статью по работе. На выходе я получу, наверное, какое-то общение, может быть, узнаю пару новых умных людей, пришедших это все откомментировать. Но я совершенно точно не буду в то же самое время знать, что написано в статье, которую я не читаю сейчас. Нас меняет все, что мы делаем. И сильнее всего то, что мы делаем регулярно. Тому есть экспериментальные подтверждения. Например, были работы про изменения корковых полей. В коре мозга есть отдел, управляющий сознательными движениями. Он устроен топографически, как карта - тут губы, там локоть, здесь левая нога, и они не смешаны друг с другом. Эту карту можно определить с хорошей точностью, раньше для этого использовали вводимые в мозг электроды, а теперь уже наловчились даже сквозь череп, при помощи ТМС - транскраниальной магнитной стимуляции. Так вот, сперва картировали взаиморасположение пальцев руки, определяя положени каждого пальца. А затем два пальца соединяли так, что пользоваться ими можно было только одновременно, как одним крупным пальцем, они гнулись только вместе. Выяснилось, что моторные поля пальцев через некорое время тоже объединялись в одно большое поле. То есть, на карте тела пальцы пересавали существовать отдельно. И когда их разделяли обратно, первое время ими не удавалось управлять по отдельности, они работали только как один палец. Таких работ с разными вещами сейчас уже накопилось много. Из этой же серии история, проишедшая с Микеланджело. Когда он расписывал Сикстинскую Капеллу, ему приходилось в течение 20 месяцев работать запрокинув голову. Окончив роспись, он еще долго мог рисовать или читать только в этом положении.

"Экзистенциальная разница", о которой говорится в посте, для меня абсолютно очевидна, и, да, она приводит к тому, что далеко не все вещи я могу обсуждать с разными категориями одинаково умных людей.
У условных естественников вырабатывается навык, который я называю "чувство статистики". Оно возникает от необходимости работать с большими массивами данных, сравнивая их статистическими методами, и выражается в смене настройки обычной житейской логики. Это надо объяснять подробно, я сейчас попробую.
Были исследования, в которых людям предлагали разделить поледовательности чисел 0 и 1 (из генератора случайных чисел и написанные экспериментатором) на случаные и неслучайные. Например, такие: 0110101, 01010101, 1010001, 11001010, 0011111. Выяснилось, что люди систематически ошибаются, определяя как неслучайные последовательности от генератора случайных чисел. Человек склонен считать неслучайными последовательности, в которых больше четырех повторений одной цифры или две разные цифры повторяются регулярно. То есть, в повторении люди склонны видеть закономерность. Понятно, зачем это было нужно эволюционно: когда информации мало, лучше считать любое совпадение закономерностью. Два раза увидел след тигра у ручья, и больше туда не ходок, целее будешь. Да, придется ходить к воде дальше, зато живой. Но вот в уловиях избытка информации это свойство порождает искажения картины мира. За примерами тут далеко ходить не надо: написали журналисты несколько раз о громких преступлениях, совершенных кавказцами, и связь сформирована. Трое (из трехсот) френдов дали положительную рецензию на фильм, значит надо идти.

То, что я называю чувством статистики, возникает от работы с числовыми данными и накоплением опыта в отношении того, какие закономерности подтверждаются, а какие нет. Когда долго с этим возишься, сдвигается рамка допуска случайности. Не только в работе, она сдвигается во всем. Например, невозможно становится читать публицистику, где авторы обыкновенно выводят закономерности из пары-тройк примеров. После целого дня работы с данными физически тяжело воспринимать посты некоторых жж-мыслителей, которых с удовольствием читаешь в выходной день. Просто потому, что разница в положении границы случайного сдвигается очень далеко по сравнению со средним у остальных, вполне себе неглупых, я подчеркиваю - неглупых - людей. Похожее формирование нового чувства было зарегистрировано у монтажников-высотников. Они правильно определяют высоту своего положения над землей, в отличие от прочих людей, которым расстояние до земли кажется существенно больше, чем оно есть на самом деле. Я подозреваю, что у гуманитриев вырабатываются свои специальные чувства, неведомые и принципиально непонятные мне. Кстати, очень было бы интересно узнать, какие именно. Только по правде, без фантазий.

То, чему мы учимся и что делаем постоянно, формирует нас, и оно же нас разделяет. Времени мало, и настоящая многоранность невозможна. Но можно не тратить времени на то, что тебя не меняет. Не читать стопятьдесятпервую книжку про чувства. Не смотреть кино о том, о чем уже и так знаешь. Не ходить спорить в посты о вечных ценностях. Не реагировать в письменной форме на текущие политические события. Не обсуждать моральные качества других людей. Не следить за модой. Не собираться в "общества взаимного восхищения".

Такая у меня программа.
Previous post Next post
Up