В 18-19 веках нередко браки заключались по расчету, при этом частенько муж был старше жены на 20-30 лет. Что делали жены в таких случаях? Кто-то говорил «Я буду век ему верна», а кто-то действовал иначе. Уж кого-кого, а обожателей у юных красоток хватало. Тем более что у высоких гражданских чинов обычно был свой штат молодых и бойких секретарей, а у военных - свита из лихих красавцев-адъютантов. Так что частенько все происходило тут же, едва ли не в супружеской спальне.
Должна отметить, что даже император Александра не миновала чаша сия. Его многолетняя фаворитка Мария Антоновна Нарышкина (урожденная Четвертинская) изменила ему с генерал-адъютантом Адамом Ожаровским. Соотечественники быстро нашли общий язык, в результате чего император однажды застал поляка в спальне своей любовницы. После чего тот был разжалован, лишен орденов, сослан в Сибирь? Ничего подобного! Вы не знаете императора. Он заявил, что лучшим наказанием Ожаровскому будет стыд и оставил его при своей персоне. При этом повышения и ордена тот получал регулярно. Лично у меня создалось впечатление, что Александр практически никогда не мстил, как император тем, кто оскорбил его как дворянина. То есть, не смешивал личное и общественное. Кстати, Ожаровский прославился не только амурными похождениями. Ко всему прочему, он еще и герой битвы под Аустерлицем, где отличился тем, что захватил французское знамя, участник войны 1812 года, партизан и пр. Ну, и красавец, естественно.
А.П.Ожаровский. Доу. До 1825 г. Эрмитаж.
Честно признаюсь: историю про императора, его фаворитку и Ожаровского я встречала во многих книгах, но в пересказе. И никак не могу найти, кто же поведал ее первым. То есть, сослаться на источник пока не получается. Но вот автор еще одной истории «про адъютанта» известен. Это Ф.П. Толстой.
«Дядюшка отдал единственную осьмнадцатилетнюю свою дочь, Аграфену Федоровну, за дежурного генерала Главного штаба [Арсения Андреевича Закревского], человека немолодого, очень некрасивого, совсем необразованного, но неглупого от природы, очень деятельного и знающего по делам Главного штаба…
Аграфена Федоровна, бывши невестою, не могла даже видеть своего жениха, он ей не нравился, а между тем все-таки была выдана за Закревского, потому что тщеславным родителям льстило иметь зятем человека, так близкого к особе его величества. А может ли она его любить и будет ли за ним счастлива, об этом почтенные родители нисколько и не заботились. Хорошо, что Аграфена Федоровна была такой нравственности, что с первых же дней после свадьбы умела найти себе утешение - у ее мужа были атютанты. Как Аграфена Федоровна любила своего мужа и дорожила его честию и своей, известно очень хорошо всем в городе. Расчетливый же муж молодой богатой жены, любивший гораздо более женины деньги, нежели ее самое и супружескую честь, не убивался ее развратом, которого она не заботилась и скрывать.
Раз, бывши у дядюшки, жившего вместе с Закревскими, мы собрались с дядюшкою куда-то вместе ехать, и для этого ему нужно было видеть дочь, и дядюшка пошел со мною в ее будуар. Нам сказали, что она в спальной. Дядюшка пошел к затворенной в спальную двери, чтоб переговорить с дочерью, но горничная Аграфены Федоровны, заступив ему дорогу, сказала: "Туда нельзя ходить, там теперь графский атютант". Дядюшка немного сконфузился - вероятно, мое присутствие было тому причиною, - но скоро оправясь, оборотясь ко мне, преспокойно сказал: «Ну, так поедем». … Видно было, что это дело ему не новое, а уже бывалое, и не с ним одним, как мне говорили, да и [с] с самим мужем.»
А.Ф.Закревская. Миниатюра неизвестного художника по оигиналу Доу. После 1823 г.
Аграфена Федоровна, Медная Венера, была признанной красавицей.
Родилась она в 1799 году… А, впрочем, зачем мне писать ее биографию, если это уже сделали до меня, причем очень компетентные люди? Предлагаю вашему вниманию статью «Страшись прелестницы опасной..." Нины Забабуровой, профессора Ростовского Государственного Университета, доктора филологических наук.
http://www.relga.rsu.ru/n53/cult53.htm P.S. Я все-таки нашла автора истории про Александра, Нарышкину и Ожаровского. Об этом рассказал Михайловский-Данилевский: «Государь, как известно, страстно любил Марью Антоновну Нарышкину, которая, однако же, невзирая на то, что была обожаема прекраснейшим мущиною своего времени, каковым был Александр, ему нередко изменяла. В числе предметов непостоянной страсти ее был и граф Ожаровский. Я упомянул выше, что Государь приблизил к себе сего последнего после Фридландского сражения, в котором убили брата его: императора тогда уверили, что Ожаровский в сем брате имел искреннейшего друга, а потому Государь, чтобы утешить его в сей потере, осыпал его милостями. Граф Ожаровский заплатил за сие неблагодарностию, заведя любовную связь с Нарышкиною. Государь, заметя оную, начал упрекать неверную, но сия с хитростию, свойственною распутным женщинам, умела оправдаться и уверить, что связь ее с Ожаровским была непорочная, и что она принимала его ласковее других, потому что он поляк и следственно ее соотечественник, и что она находится в самых дружеских отношениях к его матери. Вскоре, однако же, измена обнаружилась, ибо по прошествии малого времени Государь застал Ожаровского в спальной своей любезной и в таком положении, что не подлежало сомнению, чтобы он не был щастливым его соперником. Кто бы на месте Государя не отмстил дерзкому и удержал бы порыв своего гнева? Посмотрим, что сделал Александр.
Он призвал к себе своего соперника, им облагодетельствованного, и сказал ему: "Ты знаешь, сколь нещастий я имел в жизни, но у меня оставалась одна отрада, единственное утешение в свете - в любви Марьи Антоновны, и ты, похитив ее сердце, лишил меня моего благополучия, но мстить я тебе не стану дружеская связь, до сего времени между нами существовавшая, прерывается; ежели ты желаешь, то ты можешь оставаться по-прежнему при мне генерал-адъютантом. Я тебе не буду ни в чем отказывать и позволяю тебе отныне впредь просить всего, что ты ни пожелаешь. Вот мое мщение".
После сего объяснения граф Ожаровский имел дух не покинуть двора, он получил много наград и все просьбы его бывали удовлетворяемы.»