Недавно я обнаружила, что давно не делала постов из серии «Семейный альбом императора». Исправляюсь. Предыдущие посты из серии можно найти здесь:
Часть 1.Господин Александр.
http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html Часть 2.Амур.
http://catherine-catty.livejournal.com/30636.htmlЧасть 3.Братья.
http://catherine-catty.livejournal.com/34167.htmlЧасть 4. Аполлон:
http://catherine-catty.livejournal.com/64452.html А сегодня посмотрим на любимую сестру Александра I Екатерину Павловну. Дама она была сложная: храбрая, умная, властная, но при этом порывистая, несдержанная и крайне самоуверенная. Единственная из всей императорской семьи, за исключением, пожалуй, Константина, кого Александр действительно любил. Любил так сильно, что современники (а потом и историки) задавались вопросом: что это было? Кровосмесительная связь или вполне братское чувство?
Судьба была не слишком благосклонна к ней. Третья дочь и пятый ребенок в императорской семье. Девочка, хотя такой характер более пристал бы особе сильного пола. Мечтала об императорской короне, но австрийский император упрямо не желал понять намеков, а с точки зрения российского законодательство трон ей тем более не светил: Павел I позаботился о том, чтобы Екатерин с порядковым номером в России больше не было. Не слишком удачная личная жизнь. Принцессам всегда трудно живется, а уж принцессам с таким нравом… Слухи о влюбленности Екатерины Павловны в князя Долгорукого. Его смерть в 29 лет. Роман с прославленным генералом Багратионом, непонятно насколько далеко зашедший и, в любом случае, оканчивающийся тупиком.
Когда Наполеон захотел породниться с нашим императором, Екатерина не пожелала стать женой корсиканского выскочки и вышла (точнее, была срочно выдана) за принца Ольденбургского: заурядного, страшненького, плюгавенького и даже не наследника трона. К удивлению всех, брак оказался вполне счастливым, супруги отлично ладили, а благодаря щедрости Александра Павловича и личности самой великой княгини двор принца Ольденбургского в Твери привлекал многих незаурядных людей той эпохи. Во время Отечественной войны прославилась проявлением истинного патриотизма, из своих крепостных и добровольцев снарядила на собственные средства батальон солдат, и, об это практически не пишут, пожертвовала в кассу Патриотического общества 15 тысяч рублей, вдвое больше, чем сама патронесса Общества, императрица Елизавета Алексеевна. После смерти мужа в 1812 году вместе с братом-императором победоносно прокатилась по Европе, очаровав одних и насмерть рассорившись с другими. Второй брак, уже по любви, но опять немецкий принц и крошечное государство - Вюртемберг. Четверо детей. Смерть в 30 лет.
Портретов ее во младенчестве я не нашла, так что придется ограничиться характеристикой бабки, Екатерины Великой: «О ней еще нечего сказать, - она слишком мала и далеко не то, что были ее братья и сестры в ее лета. Она толста, бела, глазки у нее хорошенькие, и сидит она целый день в углу со своими игрушками, болтает без умолку, но не говорит ничего, достойного замечания». (Сентябрь 1790).
Правда, можно посмотреть на камею работы матери великой княжны, Марии Федоровны.
Екатерина вторая справа.
Но вот Като немного подросла и за нее взялись живописцы.
В.к. Екатерина Павловна. Левицкий. 1790-е. Павловск.
В.к. Екатерина Павловна. Жарков (возможно). Павловск.
Похоже, это копия портрета Левицкого.
Дальше дадим слово несостоявшемуся жениху (по слухам) великой княжны, Евгению Вюртембергскому. На дворе начало 1801 года, Екатерине неполных 13 лет. «Вскоре я увидел моих прелестных кузин. Марии Павловне было уже 15 лет; в моих глазах она была взрослою девицею, но своею добротою и приветливостью сразу завоевала мою симпатии и доказала мне свое расположение тем, что со свойственным ей участием и деликатностью следила за каждым моим шагом и выручала меня в случае какой-нибудь неловкости с моей стороны. Екатерина Павловна - моя ровесница понравилась мне гораздо менее. Более серьезная и замкнутая, она была чрезвычайно развита для своих лет, сознавала свое превосходство и оттолкнула меня своим церемонным обхождением. Обе великия княжны были хороши собою; первая была похожа на мать, а вторая поразительно напоминала отца, но при этом была очаровательна.»
Время идет. Екатерины из девочки превращается в девушку и хорошеет на глазах
В.к. Екатерина Павловна Тишбейн. 1805.
Теперь послушаем С.П.Жихарева. «Видел императрицу Марию Феодоровну и маленьких великих князей Николая и Михаила Павловичей, которые что-то копали в саду. Императрица прогуливалась по парку с великими княжнами Екатериною и Анною Павловнами и тремя придворными дамами в длинной открытой линейке. Шталмейстер Муханов с какими-то двумя кавалерами ехали верхами. Императрица два раза проезжала мимо меня и каждый раз милостиво и с улыбкою кланялась мне, когда я останавливался и снимал шляпу. Великая княжна Екатерина Павловна - красавица необыкновенная; такого ангельского и вместе умного лица я не встречал в моей жизни; оно мерещится мне и до сих пор, так что я хотя и плохо владею карандашом, но могу очертить его довольно сходно.» (28 мая вторник (1807 г).
В.к. Екатерина Павловна. Фюгер. 1805. Царское Село.
Честно: я бы сказала, что в данном случае имеет место ошибка в дате, если бы портрет не был взят из каталога выставки, проходящей в Эрмитаже, и если бы на самом портрете не было четко написанной даты: 1805 год. Эта картина висела в покоях Александра I. Хотите верьте, хотите нет, но этой девице всего 17 лет и она не беременна.
Графиня Эдлинг была довольно язвительна. "Екатерина Павловна, сестра императора, впоследствии королева Вюртембергская, будь ее сердце, равным ее уму, могла бы очаровать всякого и господствовать над всем, что ее окружало. Прекрасная и свежая, как Геба, она умела и очаровательно улыбаться, и проникать в душу своим взором. Глаза ее искрились умом и веселостью, они вызывали доверие и завладевали оным. Естественная, одушевленная речь и здравая рассудительность, когда она не потемнялась излишними чувствами, сообщали ей своеобразную прелесть. В семействе ее обожали и она чувствовала, что, оставаясь в России, она могла играть самую блестящую роль!".
В.к. Екатерина Павловна. Ризенер. 1810-е. Тверская областная картинная галерея.
В.к. Екатерина Павловна. Ремизов по ор Ризенера. 1815-1816. Русский музей.
В.к. Екатерина Павловна. 1819. Штирнбранд (портрет написан после смерти Екатерины)
«Она была совершенной красавицей с темными каштановыми волосами и необыкновенно приятными, добрыми карими глазами. Когда она входила, делалось как будто светлее и радостнее. Говорили, что император Александр I восхищался ею и был даже влюблен» (г-жа Маркова-Виноградова.)
В.к. Екатерина Павловна. 1810-е. Неизвестный художник.
В.к. Екатерина Павловна. 1810-е. Автора не знаю.
В.к. Екатерина Павловна. Начало XIX века. Неизвестный художник. Лувр.
Великая княгиня была из себя красавица: темноволосая, с темно-синими глазами, белая и скоро говорила. Ее очень все любили за обходительный нрав. ( Г-жа Светогорова, речь идет о 1809-1812 гг.).
В.к. Екатерина Павловна. 1810-е. Беннер.
В.к. Екатерина Павловна. 1816-1819. Флейшман.
В.к. Екатерина Павловна. Начало XX века. Повторение утраченной миниатюры неизвестного художника 1810-х гг. Майендорф. Частная коллекция.
В.к. Екатерина Павловна. Гравюра. До 1816.
В 1814 году Екатерина Павловна вместе с братом, императором, посетила Англию. Супруга нашего посла, Дарья Ливен, описывает ее следующим образом: «Она отличалась обворожительностью манер и взгляда, твердой поступью, гордым и при этом милостивым видом. В чертах ее лица было мало классического, но зато цвет ее лица был ослепительным, глаза блестели, а волосы были превосходны. Во всей ее фигуре было что-то поразительное и вместе с тем очаровательное. Воспитанная в самых высоких сферах, она прекрасно умела соблюдать приличия и обладала возвышенными чувствами. Выражалась она красиво, не меняя никогда своего повелительного тона. То был смелый и блестящий ум, твердый и повелительный характер.»
В.к. Екатерина Павловна. 1815. Изабе.
Карл фон Ноштиц, увидевший сестру императора на Венском конгрессе (1814-1815 гг.) оставил такие воспоминания: «она выделяется своеобразной красотой, особенно хороши ее губы, фигура, горящие глаза; ее ум очень глубокий, живой и острый, ее речь не совсем женская, в ней много разнообразных сентенций и общих фраз. В этой принцессе я вижу то Петра Великого, то Екатерину, то Александра в зависимости от того, как проявляются в ней самые разнообразные стороны ее характера, то резкие, то нежные».
В.к. Екатерина Павловна. После 1815. Неизвестный художник. Эрмитаж.
Судя по словарю Ровинского, это копия портрета Дитриха. На нем Екатерина уже королева Вюртембергская.
В.к. Екатерина Павловна. 1820-е Неизвестный художник.
В.к. Екатерина Павловна. После 1815.
В.к. Екатерина Павловна. После 1815. Автора не знаю.
В.к. Екатерина Павловна. После 1815. Автора не знаю. Портрет сделан для с/х школы Hohenheim.
Екатерина Павловна, королева Вюртембергская. Карл фон Залес. 1819.Русский музей.
Была ли Екатерина Павловна действительно хороша собой? Сложно сказать. На одних портретах она красавица, на других, мягко говоря, страшненькая. Она была очень похожа на отца, Павла I, а его назвать красавцем сложно. Возможно, современники и живописцы верили в то, что принцесса (великая княжна) должна быть красивой, и видели то, во что верили. А, может быть, острый ум и живой характер отвлекал зрителей от не слишком правильных черт лица нашей героини.
P.S. Екатерина Павловна дважды была замужем. В 1809-1812 за принцем Георгом Ольденбургским, и в 1815-1818 за принцем, потом королем, Вильгельмом Вюртембергским. К слову, оба приходились ей двоюродными братьями. В России она именовалась великой княжной до замужества и нередко великой княгиней - после.
P.P.S. Существовал еще портрет кисти Боровиковского 1797 года. Сохранилось его описание: «Сидящая в креслах у стола в белом атласном платье, держа в правой руке стеклянную вазу с цветами». Но, как говорится, был да сплыл.
P.P.P.S. Картинки кликабельны. Это не все портреты, что у меня есть, но у остальных либо качество хромает, либо с автором проблемы.
P.P.P.P.S. За помощь в собирании картинок спасибо
aleksei_76.