Финансовой грамотности надо учить с детства. И вообще было бы неплохо ввести такой предмет в школе, может быть это станет основой наших будущих экономических побед? Было бы неплохо, если о финансовой грамотности своих детей должны позаботиться сами родители.
Научите детей обращаться с деньгами - и их благодарность не заставит себя ждать.
Когда маленькие дети выпрашивают что-то в магазине, мы иногда говорим им: «Деньги с неба не падают». Иногда родителям даже бывает досадно, что их сыновья и дочери не задаются вопросом о том, откуда берутся деньги, и не понимают, что ради них приходится тяжело работать.
Когда в следующий раз ваш ребенок начнет клянчить дорогую игрушку, используйте этот момент для обучения. Расскажите ему, откуда в вашем кошельке появляются деньги, и постепенно научите его самостоятельно зарабатывать, тратить, откладывать на будущее и делиться с другими.
Вам, конечно, все очевидно, а детям только предстоит познакомиться с жизнью, и на нас лежит обязанность научить их обращаться с деньгами: «Добро пожаловать в реальный мир».
Назад к основам
Начнем с самого начала. В основном взрослые зарабатывают деньги на работе. Но в общем смысле «доход» - это не только средства, получаемые за счет ежедневных походов в офис, но и инвестиции или даже подарки. Придумайте вместе с ребенком, за выполнение какой несложной работы он сможет самостоятельно зарабатывать первые деньги. Также доход можно получать в виде процентов со сбережений в банке (и первым банком можете стать вы). И подарки от родственников - это тоже доход!
Можно предложить ребенку получать деньги за помощь по дому: за стирку белья, мытье посуды, уход за домашними животными и прогулки с ними, полив растений и уборку кухни после еды. Дети постарше могут выполнять несложную работу вне дома, например, подрабатывать в магазине неподалеку или раздавать листовки.
Знаменитые предприниматели
Большинство взрослых получают свой доход, выполняя ту или иную работу. Можно работать на другого человека, компанию или правительство - а можно управлять собственным бизнесом. Ребенок должен понять, чем отличается работник, тот, кто работает на других, и работодатель - лицо или компания, обеспечивающая рабочие места. Человек может являться одновременно и тем, и другим - если кто-то работает на него, и при этом он сам работает на кого-то.
Человек, ведущий собственный бизнес, называется предпринимателем. Десятилетний ребенок вполне может знать имена некоторых знаменитых бизнесменов и созданных ими компаний - их можно вспоминать всей семьей. Младшим детям можно помочь, назвав Стива Джобса из Apple, Марка Цукерберга из Facebook, Генри Форда из Ford Motor Company, Ларри Пейджа из Google или даже Уоррена Баффета из Berkshire Hathaway.
Кем ты станешь, когда вырастешь?
Иногда мы обсуждаем с маленькими детьми, кем они хотят стать, когда вырастут. Наша цель заключается в том, чтобы ребенок радовался тому, что делает, и был счастлив. Постарайтесь как можно раньше объяснить ребенку, что в мире существует множество разных занятий. Обычно дети узнают новые профессии по фильмам, книгам и интернету - или глядя на нас. Помогите ребенку начать небольшое исследование возможных работ. Предложите детям провести собственное исследование. Пусть они поговорят со знакомыми взрослыми, в том числе с вашими друзьями, и возьмут у них «интервью». Вопросы могут быть такими:
Какие навыки необходимы для этой должности?
Как на выборе работы сказались детские мечты?
Какую подготовку или учебу пришлось пройти, чтобы стать хорошим специалистом?
Что нравится в каждодневной работе - кроме зарплаты, конечно?
Былые времена
На протяжении тысяч лет люди работали на разных работах. Конечно, круг обязанностей постепенно менялся, и приходилось приспосабливаться к этим изменениям. Некоторые виды работ полностью исчезли: уже давно нет фонарщиков, продавцов льда или глашатаев. Другие рабочие места изменились, а третьи появились совсем недавно (и даже писатели-фантасты не могли их себе предсказать).
Поиграйте с ребенком, пусть он обойдет дом и составит список вещей, которых не существовало 20−30 лет назад. Помогите ему - расскажите о том, как вы впервые столкнулись с той или иной новинкой. Наверное, в этом списке окажется микроволновка, плеер, сотовый телефон, цифровой фотоаппарат и ноутбук. Поговорите о новых рабочих местах, которые возникли в связи с появлением этих изобретений, - пусть он поймет, что через десять-двадцать лет сможет найти работу в одной из областей, о которых сегодня мы даже не подозреваем!
Пусть ребенок поразмышляет о том, каким будет будущее. Как мы будем общаться? (Например, с помощью искусственного интеллекта.) Как мы будем путешествовать? (Например, на летающих автомобилях.) Как мы будем платить? (Например, с помощью электронных устройств.) Нужно, чтобы ребенок задумался, какие профессии будут востребованы в новом мире. Основополагающие навыки, такие как умение писать и считать, будут нужны всегда, но также понадобятся творческий подход и способность быстро адаптироваться к изменениям.
Поговорите с ребенком о том, что ему предстоит учиться всю жизнь. И объясните известное высказывание Нельсона Манделы:
«Образование - самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир».
@