Как сделать детей финансово грамотными

Dec 15, 2016 20:59

Финансовой грамотности надо учить с детства. И вообще было бы неплохо ввести такой предмет в школе, может быть это станет основой наших будущих экономических побед? Было бы неплохо, если о финансовой грамотности своих детей должны позаботиться сами родители.



Научите детей обращаться с деньгами - и их благодарность не заставит себя ждать.

Когда маленькие дети выпрашивают что-то в магазине, мы иногда говорим им: «Деньги с неба не падают». Иногда родителям даже бывает досадно, что их сыновья и дочери не задаются вопросом о том, откуда берутся деньги, и не понимают, что ради них приходится тяжело работать.

Когда в следующий раз ваш ребенок начнет клянчить дорогую игрушку, используйте этот момент для обучения. Расскажите ему, откуда в вашем кошельке появляются деньги, и постепенно научите его самостоятельно зарабатывать, тратить, откладывать на будущее и делиться с другими.

Вам, конечно, все очевидно, а детям только предстоит познакомиться с жизнью, и на нас лежит обязанность научить их обращаться с деньгами: «Добро пожаловать в реальный мир».

Назад к основам

Нач­нем с са­мо­го на­ча­ла. В ос­нов­ном взрос­лые за­ра­ба­ты­ва­ют день­ги на ра­бо­те. Но в общем смыс­ле «доход» - это не толь­ко сред­ства, по­лу­ча­е­мые за счет еже­днев­ных по­хо­дов в офис, но и ин­ве­сти­ции или даже по­дар­ки. При­ду­май­те вме­сте с ре­бен­ком, за вы­пол­не­ние какой неслож­ной ра­бо­ты он смо­жет са­мо­сто­я­тель­но за­ра­ба­ты­вать пер­вые день­ги. Также доход можно по­лу­чать в виде про­цен­тов со сбе­ре­же­ний в банке (и пер­вым бан­ком мо­же­те стать вы). И по­дар­ки от род­ствен­ни­ков - это тоже доход!

Можно пред­ло­жить ре­бен­ку по­лу­чать день­ги за по­мощь по дому: за стир­ку белья, мытье по­су­ды, уход за до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и про­гул­ки с ними, полив рас­те­ний и убор­ку кухни после еды. Дети по­стар­ше могут вы­пол­нять неслож­ную ра­бо­ту вне дома, на­при­мер, под­ра­ба­ты­вать в ма­га­зине непо­да­ле­ку или раз­да­вать ли­стов­ки.

Знаменитые предприниматели

Боль­шин­ство взрос­лых по­лу­ча­ют свой доход, вы­пол­няя ту или иную ра­бо­ту. Можно ра­бо­тать на дру­го­го че­ло­ве­ка, ком­па­нию или пра­ви­тель­ство - а можно управ­лять соб­ствен­ным биз­не­сом. Ре­бе­нок дол­жен по­нять, чем от­ли­ча­ет­ся ра­бот­ник, тот, кто ра­бо­та­ет на дру­гих, и ра­бо­то­да­тель - лицо или ком­па­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щая ра­бо­чие места. Че­ло­век может яв­лять­ся од­но­вре­мен­но и тем, и дру­гим - если кто-то ра­бо­та­ет на него, и при этом он сам ра­бо­та­ет на ко­го-то.

Че­ло­век, ве­ду­щий соб­ствен­ный биз­нес, на­зы­ва­ет­ся пред­при­ни­ма­те­лем. Де­ся­ти­лет­ний ре­бе­нок вполне может знать имена неко­то­рых зна­ме­ни­тых биз­не­сме­нов и со­здан­ных ими ком­па­ний - их можно вспо­ми­нать всей се­мьей. Млад­шим детям можно по­мочь, на­звав Стива Дж­об­са из Apple, Марка Цу­кер­бер­га из Facebook, Генри Форда из Ford Motor Company, Ларри Пей­джа из Google или даже Уо­р­ре­на Баф­фе­та из Berkshire Hathaway.

Кем ты станешь, когда вырастешь?

Ино­гда мы об­суж­да­ем с ма­лень­ки­ми детьми, кем они хотят стать, когда вы­рас­тут. Наша цель за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы ре­бе­нок ра­до­вал­ся тому, что де­ла­ет, и был счаст­лив. По­ста­рай­тесь как можно рань­ше объ­яс­нить ре­бен­ку, что в мире су­ще­ству­ет мно­же­ство раз­ных за­ня­тий. Обыч­но дети узна­ют новые про­фес­сии по филь­мам, кни­гам и ин­тер­не­ту - или глядя на нас. По­мо­ги­те ре­бен­ку на­чать неболь­шое ис­сле­до­ва­ние воз­мож­ных работ. Пред­ло­жи­те детям про­ве­сти соб­ствен­ное ис­сле­до­ва­ние. Пусть они по­го­во­рят со зна­ко­мы­ми взрос­лы­ми, в том числе с ва­ши­ми дру­зья­ми, и возь­мут у них «ин­тер­вью». Во­про­сы могут быть та­ки­ми:

Какие навыки необходимы для этой должности?

Как на выборе работы сказались детские мечты?

Какую подготовку или учебу пришлось пройти, чтобы стать хорошим специалистом?

Что нравится в каждодневной работе - кроме зарплаты, конечно?

Былые времена

На про­тя­же­нии тысяч лет люди ра­бо­та­ли на раз­ных ра­бо­тах. Ко­неч­но, круг обя­зан­но­стей по­сте­пен­но ме­нял­ся, и при­хо­ди­лось при­спо­саб­ли­вать­ся к этим из­ме­не­ни­ям. Неко­то­рые виды работ пол­но­стью ис­чез­ли: уже давно нет фо­нар­щи­ков, про­дав­цов льда или гла­ша­та­ев. Дру­гие ра­бо­чие места из­ме­ни­лись, а тре­тьи по­яви­лись со­всем недав­но (и даже пи­са­те­ли-фан­та­сты не могли их себе пред­ска­зать).

По­иг­рай­те с ре­бен­ком, пусть он обой­дет дом и со­ста­вит спи­сок вещей, ко­то­рых не су­ще­ство­ва­ло 20−30 лет назад. По­мо­ги­те ему - рас­ска­жи­те о том, как вы впер­вые столк­ну­лись с той или иной но­вин­кой. На­вер­ное, в этом спис­ке ока­жет­ся мик­ро­вол­нов­ка, плеер, со­то­вый те­ле­фон, циф­ро­вой фо­то­ап­па­рат и но­ут­бук. По­го­во­ри­те о новых ра­бо­чих ме­стах, ко­то­рые воз­ник­ли в связи с по­яв­ле­ни­ем этих изоб­ре­те­ний, - пусть он пой­мет, что через де­сять-два­дцать лет смо­жет найти ра­бо­ту в одной из об­ла­стей, о ко­то­рых се­год­ня мы даже не по­до­зре­ва­ем!

Пусть ре­бе­нок по­раз­мыш­ля­ет о том, каким будет бу­ду­щее. Как мы будем об­щать­ся? (На­при­мер, с по­мо­щью ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та.) Как мы будем пу­те­ше­ство­вать? (На­при­мер, на ле­та­ю­щих ав­то­мо­би­лях.) Как мы будем пла­тить? (На­при­мер, с по­мо­щью элек­трон­ных устройств.) Нужно, чтобы ре­бе­нок за­ду­мал­ся, какие про­фес­сии будут вос­тре­бо­ва­ны в новом мире. Ос­но­во­по­ла­га­ю­щие на­вы­ки, такие как уме­ние пи­сать и счи­тать, будут нужны все­гда, но также по­на­до­бят­ся твор­че­ский под­ход и спо­соб­ность быст­ро адап­ти­ро­вать­ся к из­ме­не­ни­ям.

По­го­во­ри­те с ре­бен­ком о том, что ему пред­сто­ит учить­ся всю жизнь. И объ­яс­ни­те из­вест­ное вы­ска­зы­ва­ние Нель­со­на Ман­де­лы:

«Об­ра­зо­ва­ние - самое мощ­ное ору­жие, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно из­ме­нить мир».
@

финансовая грамотность

Previous post Next post
Up