Околополярные каникулы. Ч. 4. Снова к людям

Feb 19, 2014 17:08

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Рыбачим

День 7
Хибины, прощайте

С восходом солнца мы снова встречаемся у придорожной ламбины, где нас застал дождь в прошлой записи. Сегодняшняя серия будет короче, чем остальные. Это потому, что наш план по ускоренному пересечению Хибин близок к исполнению, и сегодня мы, похоже, покинем массив.
Погода с утра неважная, но цели определены, и вектор задан. Ничто не может сдержать группу на пути к цивилизации.

По сложившейся традиции проходим едва ли более километра, чтобы понять, что вчера чуть-чуть не дошли до популярной и обжитой стоянки у брода через Каскаснюнйок. Главное, чем она хороша - это ровный и мягкий ковер белого ягеля на все четыре стороны. От увиденного разбежались глаза, и я даже как-то забыл сфотографировать на память эту чудесную белую перину.Брод через Касканюнйок не в пример вчерашним был преодолен быстро и легко - река не представляет собой трудности, по крайней мере, в это время года.

Северные реки по-прежнему живописны.

Сразу от брода дорога начинает взбираться на ближайший водораздел. Набор высоты плавный, и по колеям видно, что доступен среднестатистическому автомобилю. Эту дорогу частенько используют и байкеры. В подтверждение тому вскоре встречаем тройку велосипедистов, спускающихся нам навстречу. Вид двухколесного транспорта пробуждает в нас предвкушение скорой смены впечатлений.

Как уже упоминалось, высотная поясность здесь весьма компактна, и вот уже лес почти пройден. Переходная к тундре зона представлена разреженной сосново-еловой порослью. Кое-где драматично торчат из моховой подстилки скелеты высохших деревьев, демонстрируя, что последним здесь живется совсем несладко и многим - недолго.

Подобно дереву над Голубой бухтой в Новом Свете, эта сосна притягивает объективы фотоаппаратов - позже видел ее в точно таком же ракурсе еще в двух отчетах.

Постепенно исчезают и разреженные деревья, под открытым небом становится особенно неуютно. Впереди над ближайшей вершиной висит густой и холодный кисель, в который совсем не тянет окунаться.

Под тригопунктом на вершине г. Тульйок решаем подкрепиться сладким. Но успеваем замерзнуть еще до того, как делим сухофрукты и шоколад на троих.
Внезапно из клубящихся вокруг облаков ветер доносит обрывки грома. Хотя погода и пасмурная, но отнюдь не грозовая. Спешно дожевывая финики, и стуча зубами, размышляем, откуда бы взяться грозе на наши головы и куда от нее прятаться.

Погода, тем временем, решает поиграть с нами в кошки-мышки. Мы постепенно набираем высоту, ожидая что вот-вот войдем в промозглую зону облачности, но нет, с каждым пригорком она удаляется от нас, переползая чуть выше по склону. Такие салочки вполне нас устраивают, пока мы в роли догоняющих.
Иногда под ногами попадаются небольшие поля с абсолютно ровной поверхностью. На каменистой почве различимы равномерные борозды, как будто площадку выравнивали граблями. Песчано-каменная смесь хорошо утрамбована и оставляет недоумение, каким образом эти поля образовались.

По ловозерскому обыкновению проходим пер. Куропачий - вдоль. Хотя до выхода из массива остается не так и далеко, половину светлого времени суток мы уже исчерпали. Делаем привал, чтобы согреть внутренности горячей едой и заодно подумать, хочется ли нам вопреки непогоде посетить оз. Академическое. До него не более часа ходу, но велика вероятность, что за низкой облачностью увидеть его не удастся. Это соображение сильно демотивирует, напрасный труд хуже лени.

Все решает вторая кружка чая. Согревшемуся организму хочется скорейшего комфорта.
Решительный взгляд Наташи говорит нам, что на оз. Академическое она совершенно не желает идти. Прогремевший снова раскат грома окончательно глушит слабый голос надежды на прояснение погоды около озера. Выдвигаемся к пер. Ворткеуайв.

Я упоминал было, что встречается мнение, будто в Хибинах легче передвигаться в сравнении с Ловозерами. Наверное, я готов с этим согласиться. Например вот этот траверс был значительно проще аналогичных участков в Ловозерских тундрах. На заднем плане эффектная щель пер. Безымянный.

За ближайшим отрогом открылся грандиозный цирк истоков Тульйока

Нам остается совсем немного - спуститься в долину, пересечь ее по диагонали и выйти к тропе на пер. Ворткеуайв. Аккуратно съезжаем по мелкой подвижной осыпи прямо к истокам р. Тульйок.

Со сбросом высоты владения камня вновь сдают позиции живой природе. Голубики столько, что мы теперь не едим абы какую, а выбираем поляны только с наиболее спелой и крупной. Изобилие рождает прихоти, да.

Крупнообломочные осыпи также попадаются на пути, но в отличие от Ловозер, здесь они гораздо сильнее прикрыты мхом. Идти по таким проще и приятнее.

Перебежками от одной голубичной поляны к другой мы пересекли сеть истоков Тульйока и попали аккурат на тропу к перевалу Ворткеуйав. Описывать здесь особенно нечего, т.к. подъем на седловину совершенно штатный. Сама седловина вон уже и угадывается в левом верхнем углу.

2 из 124 мирных ядерных взрыва в СССР были произведены в Хибинах недалеко от Кировска с целью опробации метода дробления руды взрывной волной в 1972 и 1984 гг.
Эксперимент оказался неудачным, взрывы не повторяли

Последний набор высоты, и все трое собираются у перевального тура. По-прежнему на открытых пространствах весьма прохладно, особенно на седловине не задержишься. Но только мы собираемся сделать шаг в сторону рудника, как снова слышится громовой раскат, и далеко впереди с грохотом обрушивается часть склона.
Так становится ясно, что никакая гроза нам не светит. Теперь очевидна и природа непонятного грома - на руднике добыча ведется взрывным методом, как же это раньше не пришло нам в голову.

Раз уж мы попали на рудник
Рудник имени Кирова оставил противоречивые впечатления. С одной стороны, мы прошли сквозь все рудоуправление и имели возможность близко посмотреть на всю тамошнюю кухню. Зрелище это достаточно депрессивное и характерное, вероятно, для любого производства, поставленного в ранний советский период, и за которым сейчас не особо ухаживают. От опор теплотрассы до фасадов "офисных" зданий веет разрухой. Последствия ее латаются, но такими подручными материалами и так наскоро, что любой уважающий себя АХОшник утопился бы в Умбозере от такого ремонта.
С другой стороны, на парковке у КПП рудника я увидел от силы две машины российского производства, а остальные были отнюдь не Акцентами и Нексиями.
Печальный вывод о бизнес-модели в форме присваивающего хозяйства сам просится в голову. Как сложный промышленный объект, который необходимо как-то интегрировать в окружающую среду с минимальным для нее ущербом, рудник никем не воспринимается. Здесь просто выжимают прибыль, пока добыча не уперлась в маржинальный предел.
Казалось бы, моральное устаревание производства должно его остановить, чем спасти экологию и природную привлекательность Хибин . Однако с 2010 года появились известия о намерениях местной добывающей промышленности освоить новые месторождения. По сути вопроса нашлась соответствующая карта. Черным на ней - существующие промышленные объекты и отработанные территории. Красным - проектируемые разработки и коммуникации между ними.

Источник: http://oopt.info/index.php?news=233. Карта кликабельна и ведет на пруфлинк
Как говорил, на спуске с перевала Ворткеуйав довелось издалека увидеть взрыв породы. Один заряд  - и часть горы перестала существовать. На срезе в местах взрывов виден тончайший слой бедной арктической почвы и такой же скудной растительности. Это след многих поколений живых организмов со времен последнего оледенения. Все, что жило здесь 10 тысяч лет, довольствуясь минимумом жизненных благ, легко исчезает за несколько секунд для нужд человечества.
Невольно я задавал себе вопрос - любая промышленность направлена на удовлетворение потребностей общества, так ли необходимо нам столько потреблять?
КПП рудника выводит напрямую к остановке общественного транспорта. По пути - скромное изваяние в честь первопроходцев времен индустриального развития.

Может сложиться мнение, что рудник затерян где-то в складках местности далеко от населенных пунктов. Нет, он связан с Кировском маршрутными такси и автобусами, а жилой массив, непосредственно примыкающий к руднику, обозначен на Викимапии как пос. 25 километр.
Остается немного - мы дождались рейса "в город", между прочим, очень живописно расположенный у берегов оз. Бол. Вудъявр и среди возвышенностей южной оконечности Хибин. В Кировске, своей аккуратностью и чистотой сгладившем гнетущие ощущения от рудника, мы пересели на автобус до Апатит. И уже оттуда добрались до ж/д станции с намерением доехать за ночь до Мурманска.
С самыми последними лучами солнца поезд отправился вдоль западных очертаний Хибинского массива на север, минуя станции, от которых я когда-то давно планировал начало похода - Нефелиновые пески, Имандра, Куна.
За окнами было красиво - озеро Имандра застыло у самых рельсов. За ним последние отблески солнца пробивались сквозь силуэты неизвестных вершин на том берегу.
Мысль о том, что я совершенно не такой представлял себе кольскую землю, сопровождала меня пока я не заснул. А когда проснулся, понял, что увидел в Ловозерах и Хибинах только небольшую ее часть.

Ожидайте: грибы, треска, баня и прочие излишества