Западные Саяны 2010

Sep 29, 2010 11:58

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Вчера я победил таки отчет, и сегодня должен идти на защиту.  Так как до этого я делал еще и литературное описание, то творческого накала на третью версию специально на ЖЖ нету никакой моральной возможности распалити. Поэтому делаю перепост с R4 (http://www.radio4.ru/site/art?id=91) с небольшими косметическими изменениями, и этим да и откроется еще одно окно в увлекательный мир Непознанного, Далекого и Притягательного...

Арадан-Ергакские зарисовки (Ч.1)

ПРОЛОГ
В апреле 2010 года мы наконец купили билеты Москва-Абакан и обратно, и это событие ознаменовало собой начало этапа активной подготовки к выезду в Саяны.

Несмотря на суеверное число вылета в пятницу 13-го, задержку рейса на сутки в Москве и прочие препоны нам удалось пройти почти все, что было задумано, а то что не было пройдено - ну ... то, значит, было задумано неправильно.

Южная Сибирь (а если занудничать, то южная часть Восточной Сибири) - вот куда лежал наш путь. Маршрут был разбит на две логические части - Араданский хребет, более глухой и не хоженный, и массив Ергаки, наиболее часто посещаемый туристами из разных регионов России.

Здесь почти за 4000 км от дома нам посчастливилось оттоптать в течение 12 дней, под снегом, дождем и солнцем положенные нам 120 км. Шли мы и по глухим таежным тропкам, и по приболоченным поймам, и по сыпухам, и по курумнику разного калибра.

А отсчет пройденных шагов начинается чуть ниже с 23-го километра Староусинского тракта.

ЧАСТЬ 1. АРАДАН УГРЮМЫЙ

День 1. 15.08.2010
Из-за задержки рейса еще не выходя на старт, мы потеряли полный ходовой день. Зато Леха (он летел другим маршрутом и давно нас ждал в Абакане) за это время успел докупить всякую нужную колбасу, а также газ.

Приземлились мы в Абакане в какое-то глухое ночное время. Успели только покинуть взлетно-посадочную полосу, как нас кинулся лобзать порядком истосковавшийся Крю. Он же нас усадил в найденный им загодя потрепанный Ниссан, и мы тронулись в путь.

Об Абакане

Абакан - наша стартовая точка. Это столица Хакасии, 19-ый регион РФ. Очень чистый, тихий и уютный городок. Промеж себя решили, что он похож на Майкоп, население - 175 тыс. чел. К сожалению, из-за плотного графика прибытия/отбытия толком посмотреть город не удалось, что запомнилось - прямые логичные улицы, много зелени, вот такой монумент на въезде в город....

Стела (Википедия утверждает, что именно стела) Лора - привественный момумент на въезде в город (фото чужое)
...и засилье праворуких машин. Отдельной строкой про абаканский аэропорт - наш самолет был ЕДИНСТВЕННЫМ на ВПП, и только он (самолет) был одиноким признаком того, что аэропорт еще жив :)

Буквально 10 минут езды, и из Абакана можно попасть в Красноярский край, плавно въехав в Минусинск. Проследовав далее по федеральной трассе М-54, можно часа через 3-4 доехать в р-н Ергак, затем в Кызыл (столица Тывы) и еще более затем упереться в госграницу.

По пути оставалось еще два важных дела - поэтому сначала мы завернули к МЧС-никам, а позже остановились в устье р. Бакланиха, чтобы прикопать под елочкой часть заброски для Ергак. Ледорубом копалось не ахти как, я еле-еле присыпал грунтом продукты, накрыл лапником и камнями и все последующие 7 дней переживал об их сохранности. А пока утренний туман рисовал нам унылую картину первого ходового дня, и мы по очереди клевали носом, ушатанные долгим перелетом и сменой поясов.

Добравшись к устью р. Нистафоровка и расфасовав подукты, мы наконец-то отдали свои плечи и поясницы в объятия наших рюкзаков. В р-не полудня процессия тронулась.

Первые километры вдоль реки вела заброшенная лесовозная дорога, светило солнце, и вот уже первая группа вышла нам навстречу. Забегая вперед, скажу, что из 12-ти дней у нас было всего два, когда мы шли в полном одиночестве.

Конечно же с первых шагов я вглядывался в окрестные кусты - хотелось поскорее открыть ягодный сезон. И он довольно-таки быстро открылся. А открылся он такой крупной смородиной, что мы прифигели и долго удивленно чавкали. Ягоды этой самой гигантской и вкуснейшей смородины были величиной со средний виноград.

Смородиновый "виноград". Вкуснотища - не передать. У ягод было необычное свойство осыпаться при самом легком к ним прикосновении, даже у неспелых
Но к нашему великому сожалению, дальше нам такое лакомство не попадалось, видать, растет только в низах. Вообще на нашем пути потом были и другие дары леса, об этом будет рассказано отдельным пунктом.

Долго ли, коротко ли, прошли мы пару разрушенных мостиков, миновали довольно свежий горельник, поляны, кусты, ручьи и травы.

Завалы (иногда бывшие мосты) через Нистафоровку - почти везде мы переходили реку, не замочив ног
Сонно и монотонно тащились бы и дальше, как вдруг уперлись в свеженький и крепенький подосиновик, потом второй, потом третий и с полчасика развлекали себя тихой охотой по обочинам тропы (дорога уже к тому времени кончилась). Подняв глаза от земли после очередной добычи, мы обнаружили, что пришли к нашему первому лагерю. Перед нами стояла изба, довольно часто пользуемая местными охотниками. Из отчетов нам было известно, что тут постоянно проживает Дед (изба так и называлась - изба Деда).

Группа у первого лагеря. Изба Деда (фото Ларисы)
К моменту нашего посещения она была пуста, чем мы и воспользовались для ночлега. Стартовый день подошел к концу, ели грибы уже не помню с чем, было тихо и уютно, а погода сегодня была прекрасной.

День 2. 16.08.2010
Впереди же у нас лежали истоки ручья Ровный с поэтическим названием Долина девяти озер. Утром из верховий потянуло туманом и близким дождем, долго собирались и вышли, наконец, часам к 10-ти. Тропа настолько уверенно шла вперед, что я не удосужился освежить в памяти описания. Между тем, тропка оказалась какой-то боковой тупиковой ветвью, и мы очень быстро поняли всю радость движения по хламной тайге. Час ушел на разведку и выход на истинный курс, а тропа оказалась на правом берегу.

Почти сразу от слияния Нистафоровки и Ровного она наконец-то начала обретать признаки горной - пошел какой-никакой подъем, пейзаж вокруг стал меняться. Появилась голубика, а позже черника, покрапал дождик, и только спрятавшись от него под каким-то деревом, мы поняли, что это кедр, а вокруг уже давно кедровник.

Вдоль тропы на деревьях там и сям стояли капканы на белку (а сфотографировать никто из нас не догадался), хотя самой добычи и приманки в них не было - неясно, пользовались ли ими еще. Взвели один, сунули веточку - работает :)

Здесь же стал попадаться мелкий кустарничек, который привлек внимание своим каким-то хвойно-пряным ароматом. Поначалу я решил, что это тот самый саган-дайля, однако вспомнив, что тот пахнет клубникой, отмел догадку как неверную. Но пару веточек я все-таки сорвал, а про саган-дайля новое лирическое отступление.

О флоре

Саган-дайля - он же рододендрон Адамса, рододендрон душистый, душистый багульник, «Белое крыло», саахан-дайля и т.д. Местное лекарственное растение, с кучей применений (антисептик, мочегонное), из которых нам больше всего пришлись по душе слухи о его тонизирующих свойствах.

По правде говоря, мы нашли его только на четвертый день, а до этого по незнанию кидали в чай листочки какого-то другого вида рододендрона, чей вкус и запах был тоже очень даже ничего. Как было предписано многочисленными предупреждениями на разных форумах, мы скурпулезно соблюдали дозировку :) - пару листиков на кружку - возможно от этого не испытали ничего особенного. Тем не менее, в лесу где обильно рос неопознанный мелколистный вид рододендрона, я отмечал легкое головокружение.

Вообще я насчитал три вида рододендрона там, среди которых с удивлением узнал нашу кавказскую "рододу". А саган-дайля действительно пахнет клубникой, точнее ароматизатором клубники - ну как бывают во всяких леденцах или резинках жевательных.

К обеду мы стали выходить из тайги, пошло кедровое редколесье с подлеском из карликовой березки - не очень приятный растительный покров, особенно без тропы.

Верхнее течение ручья Ровный. Внизу - та самая карликовая березка, она же ерник. На обычную березу или наше альпийское березовое криволесье не похожа вообще ничем. (Фото Ларисы)
На одном из болотистых участков мы снова ее (тропу) упустили и снова потеряли час на разведку. Ближе к вечеру пошел мелкий дождик, упала температура, темп ходьбы и боевой дух, и стало ясно, что всю долину нам сегодня не пройти. Скажу больше - мы не дошли даже до первого озера, а как легко здесь шагалось дома по километровке :)

К дождю прибавился весьма зябкий ветерок, до синевы охлажденные мы доковыляли до ближайшего ровного лужка, где и упали вторым лагерем. В расход пошли первые 50 гр. согревающего средства и, как ни странно, пиво - ибо Леха умаялся его нести, забыв выложить его в заброску для Ергак. Насилу согрелись и легли спать, а по тенту стучало что-то очень подозрительное...

День 3. 17.08.2010
"Подозрительное" утром угадывалось по светлым отсветам через палатку, и замерзшему носу, но только вылезши наружу, я поверил тому, что писали про погоду в Саянах - по всей долине лег снег. Неглубокий, 3-5 см, но в середине августа - Славик долго мне не верил, пока не вышел на улицу сам :)

Было холодно и чертовски красиво - эти припорошенные очертания ближайших отрогов и на их фоне совершенно зеленые кедры.

Лагерь и окрестности утром
Небо несло серые зловещие облака, и пора было выдвигаться, чтобы не посинеть окончательно. Начало третьего дня полностью погасило надежду на какие-нибудь значимые радиальные выходы в араданской части маршрута - темп наш был в полтора раза ниже планируемого, а альпийские участки (по которым я думал передвигаться довольно резво) совсем не такие легкопроедолимые как у нас.

Мы скоренько собрались и двинули дальше. Всего через час показалось стальная поверхность первого озера - а на фотографиях оно было такое лазурно-дружелюбное.

Первое озеро Долины девяти озер
Если вчера мы шли медленно, то сегодня просто ползли - с учетом ходок, постоянных зигзагов по взгоркам и валунам и фотостопов мы проходили не более километра в час.

На одном из средних озер мы вдруг заметили группу, идущую по противоположному берегу. Сбегав им навстречу, выяснил, что это нижегородцы - всю оставшуюся часть пути по Арадану мы пройдем по их следам, собирая с перевалов только их записки.

К обеду подоспело что-то мокрое и холодное из кружащих вокруг туч, мы забились под тент и пользуясь предлогом, пообедали.

У предпоследнего озера. На заднем плане виден наш перевал (Проходной, 1А). (Фото Славика)
Хорошо пошел свежий дикий лук, который мы нащипали тут же, на одном из болотец. А раз зашла речь о подножном корме, то самое время сделать очередное лирическое отступление.

О съедобном и съеденном

Лука на самом деле было наверное больше всего - под конец группе он даже приелся, и мы перестали обращать на него внимание. Два упомянутых деликатеса - грибы и гигантскую смородину - нам удалось испробовать только единожды, в первый день. Из ягод же был стандартный таежный набор - в низовьях красная и черная смородина, малина, Лариса разок обнаружила костянику.

Было много жимолости, однако только мы с Крю, как урожденные уральцы, принимали ее за ягоду, вторая половина группы от нее плевалась. От верхней границы леса до альпики была голубика и черника, последняя иногда попадалась в форме таких обширных ковров, что пройти мимо было просто невозможно. А когда кто-нибудь из группы набирал целую кружку и мы мешали ее со сгущенкой - это было мммм...

Конечно, мы не могли обойти стороной и кедровые орехи, но шишек было ничтожно мало, а из этого ничтожества 90% уж были аккуратно, до зернышка, обглоданы бурундуками. Как ни странно, самый богатый урожай шишек лично мне попался чуть ли не на самом тусовочном месте в Ергаках - на озере Художников, ну а сами шишки мне показались как-то мелковаты.

Когда к пяти (!) вечера мы подошли ко взлету перевала Проходной (1А), вокруг творился натуральный конец ноября - соседние перевалы закрыты низкой облачностью, на взлете лежит снег, с седловины несет крупу, не май месяц :)

За полчаса с помощью ледорубов мы взобрались по снежно-травяному склону на седловину, и ... зачесали репы.

Виды в Долину девяти озер (сверху) и на открывшуюся на минуту Изумрудную гитару (внизу)
Северный склон был закрыт молоком, траверс направо, к перевалу Прогресс (как обычно и проходит турье) был занесен снегом и не виден, спуск можно было просмотреть по левому борту, но он не вызывал энтузиазма.

Так без энтузиазма и пошли. Преодолев самую противную часть в виде занесенного снегом крупного курумника, спустились ниже к мелкой осыпи, по которой сползли еще метров на 150-200, вздохнули с облегчением и встали лагерем за недостатком подходящего места между двух огромных валунов. Первое категорийное препятствие было взято, а запасы согревающего средства снова заметно истощились.

День 4. 18.08.2010
На утро же была такая красота и ясное небо, что снова поверилось в лето. Мы стояли выше грифа Изумрудной гитары, часок-другой перескоков по курумнику - и мы были у сияющей глубоким синим цветом бездонной пропасти.

У основания грифа Гитары. Первое погожее групповое фото. (Фото Ларисы)
И здесь самое время сказать пару слов об озерах.

Об озерах

То, что их здесь достаточное количество, было видно еще в Гугле. Наиболее удачные снимки с Панорамио и работы на Фотосайте отчасти передавали ту невыразимую красоту, которую хотелось увидеть воочию - и мы почти ежедневно ее наблюдали.

Озера здесь лежали в разных поясах и каждое имело свое особенное очарование. Изумрудная гитара - действительно гитара, вы видели на фото. Или Красное озеро в обрамлении подсвеченных закатом или рассветом гор и стройных кедров. Крохотные, но глубоченные "пуговки" наподобие озера Поднебесного. Большое (как Лехе нравится) озеро Светлое с классическим открыточным видом на пики Птица и Звездный, теплое озеро Золотарное с кварцитовым пляжем, в общем озер было много, и они были красивы.

Некоторые озера в порядке их прохождения (сверху вниз): озеро в Долине 9-ти озер; оз. Красное; оз. Золотарное (самое теплое из всех); безымянное озерцо перед пер. Художников
Все из них, даже самые мелкие, имели резкое обрывистое дно, и в них было так офигенно разбегаться и нырять прямо с берега. На упомянутом озере Золотарном мы нашли камень-площадку у самой кромки воды. Если поставить на нем палатку выходом к озеру, то вышла бы неплохая купальня.

Безусловно, антропогенный фактор многие из озер преобразил не в лучшую сторону - так, рыбаки просто по-свински загадили часть Красного озера, а на озере Светлом народа вообще как на побережье. Но в целом, даже на самых посещаемых озерах было относительно чисто и уютно.

От Изумрудной гитары наш путь лежал вниз, с крутым сбросом высоты. Порыскав немного, отыскали тропу, спускавшись по которой давались диву, как здесь проходила группа в прошлом году напрямую по склону. Нет, в принципе, там было проходимо, и наверное даже с велосипедами при желании, но такого желания не возникало. С верхней части тропы открылся потрясяющий вид на засахаренный пик Мартьянова и "пилу" его южного плеча.

Вид с тропы вдоль ручья Водопадистого. Вдали виден пик Мартьянова (Фото Славика)
В верхнем течении Малого Казыр-Суга за несколько километров был виден мощный водопад, и даже этого беглого осмотра издали хватило, чтобы понять, насколько далекими от действительности были мои планы радиального посещения пика, а тем более перевала в долину реки Таловка.

Впереди с тропы был виден и еще один наш несостоявшийся радиальный кусок - левобережье долины Малого Казыр-Суга с двумя перевалами 1А-1Б и малопосещаемыми озерами. Окинув взглядом несбывшиеся планы, покатились дальше вниз.

Отсюда и до стоянки перед Верхним Малым Казыр-Сугом :) описывать особенно и нечего. Заночевали в лесу, жгли костер, осмысливали впечатления первых дней.

День 5. 19.08.2010
Погода продолжала баловать, мы решили, что второй день подряд это неспроста, и поскорее засобирались в дорогу. Тропа являлась повторением вчерашнего спуска от Гитары с той лишь разницей, что теперь мы лезли вверх. Как-то резво преодолели мы подъем по лесу и в районе полудня уже стояли перед перевалом Снежный. Еще полчаса ушло на сам перевал и на перевальные рукописи, и дождь, собиравшийся грянуть вот-вот, наконец это сделал. Мы же завернулись в тент и - надо же - аккурат наступило время обеда :) Какое же это наслаждение - есть колбасу с сыром под дождем и не мокнуть. Часа два ушло на пережидание непогоды, и небо снова очистилось, открыв нам путь к сегодняшнему месту стоянки - озеру Араданскому.

По пути от пер. Снежного к оз. Араданскому. (Фото Славика)
Как и полагается озерам, оно было живописно. Вокруг стояли серо-зеленые стенки, почему-то вдруг резко напомнившие Архыз. Вообще я довольно долго не мог почувствовать, что нахожусь где-то за тридевять земель, а не на Западном Кавказе. Отчасти это было вызвано схожестью природы, о которой сейчас снова краткое отступление.

О природе вообще

Если бы не знать наверняка, что мы сейчас находились за четыре часовых пояса от дома, то все вокруг (а сильнее всего в Арадане) особенно ничем не отличалось от родных кавказских гор. Такие же скально-травянисто склоны, кары, озера, буйная субальпика.

Поясные границы метров на 300-500 здесь были сдвинуты вниз, но кроме как по альтиметру это не ощущалось никак. Вместо пихтового леса здесь стояли мачты кедровника, березовое криволесье заменяло ольховое, вместо зарослей рододы была карликовая березка. Даже борщевик здесь был привычного размера.

Лишь обширные россыпи курума время от времени напоминали, что мы не дома, а окончательное осознание другого района пришло уже в Ергаках, когда мы вплотную подошли к собственно скальным образованиям, не похожим ни на что, имеющееся у нас.

А знамениыте жарки - один из символов Ергак - оказались обычными купальницами, только с более насыщенным оранжевым цветом.

Но вернемся к Араданскому озеру. Я спустился за водой и увидел ее тихую зеркальную гладь, а в нее были инкрустированы светлосерые валуны, получался такой полузатопленный сад камней - очень красиво и как-то философски даже что ли. Не хватало еще легкой дымки над водой, но и в таком варианте место меня очаровало. Очарование же было скоро грубо нарушено наползшими облаками, потом коротким ливнем и напоследок мелким градом. Поблагодарив погоду за разнообразность меню, улеглись спать. Подробностей вечера не помню, видимо, устали :)

День 6. 20.08.2010
Не знаю, как группу, но меня очередное ясное утро расслабило донельзя. Теплые рассветные лучи ползли по западному склону цирка - вот-вот будут у палатки, легкие нити облаков вились по ветру, было так хорошо и так по-приятному лениво, что не хотелось никуда отсюда уходить, а сидеть и смотреть как сине-черная вода сочится по моему полузатопленному саду камней. Переборол себя :)

На сегодня у нас было два 1А-шных перевала, и они были своеобразной границей - после них начинался уже путь на выход с Араданского хребта. Сыпуху на верху перевальной седловины начало пригревать, от греха подальше облачившись в каски, двинули по тропе наверх. Пожалуй, эти два перевала - Медвежий и Прапор юности - были самыми приятными из всех араданских перевалов. Грело солнце, мы продолжали собирать записки нижегородцев, озера блестели куда не отверни взгляд, в общем, наступил тот эталонный день похода, когда все проходится легко и красиво.

На перевале Медвежий нашли в подтверждение его названия клок бурой шерсти, на Прапоре юности по идее должен был быть погон с двумя звездочками, но поиски были тщетны.

Группа на перевале Медвежий и...

...уже через пару часов на Прапоре юности

Снова упоминая бурую шерсть, скажу пару слов о ее владельцах, а также о другой живности района.

О фауне

4/5 отчетов по Ергакам и Арадану в полушутливом тоне так или иначе затрагивали тему медведей, и непонятно было, действительно ли люди боятся их или стебутся над преувеличенными страхами других. Мы видели довольно много как следов жизнедеятельности, так и просто следов косолапых, но ни пол-носа ни один из них нам не показал. В первые дни тайга и альпика вообще мне казалась безжизненной, пока по бревнышку не прошмыгнул бурундук. Потом мы их встречали все чаще, особенно много их было на традиционных стоянках турья. Забавный зверь - натуральный наглый полосатый мыш :).

Чип (или Дейл). Они любили позировать Ларисе, отчего больше вcего бурундучьих портретов именно у нее. По старинной таежной легенде черные полоски на его спине - это медведь поцарапал :)

Они не боялись нас вообще, с каким-то даже пренебрежением вылезали на пеньки и камни и вопросительно смотрели на нас - когда же мы свалим с их территории и не будем мешать их важным делам.

В курумах попадались также пищухи - нечто среднее между хомяками и морскими свинками, пищавшие по любому поводу, и на поверхности, и из своих нор. Несколько раз мы видели красивых пернатых хищников, затруднюясь их точно определить. А еще были какие-то вороватые пестрые птицы размером с ворону - они запомнились тем, что издавали звуки, очень похожие на скулеж новорожденных щенков. Пожалуй, этим вся радость общения с животным миром Саян для нас и исчерпывается.

Обеденный перерыв застал наш коллектив уже в долине Красной речки, оставалось всего пару ходок до Красного озера - ближайшего крупного озера в Арадане к трассе М-54.

Идем в долину Красного озера. Отсюда уже начинается хорошо маркированный путь
Тропа огибала его по северному берегу, и мы с растущей досадой проходили одну за другой растоптанные в асфальт стоянки, забитые доверху мусорные ямы, остовы походных бань, куски полиэтилена, вырезанные надписи на стволах и прочие атрибуты несознательного туризма. Рядом обнаружился конский навоз, и стало ясно, что сюда начинается массовое паломничество "отдыхающих".

Мы выбрали место поуютнее, искупались под лучами приятного предвечерного солнца и уселись провожать закат.

Вечер на Красном озере. Одна из приятных стоянок
За этим занятием нас и застал конец нашего 6-го дня путешествия. На завтра была выброска в Ергаки.

День 7. 21.08.2010
Абсолютно ничем не примечательный день нудного перехода по приболоченной тайге, который скрасился лишь ближе к перевалу Скалистый (н/к), когда мы вышли на обширную луговину с плавным-плавным подъемом по сочному и жизнерадостному разнотравью. За плечами все отдалялся к горизонту Араданский массив, а с самого перевала открылся дальний пейзаж знаменитых Ергакских пиков - Звездный и Птица, так мы впервые увидели эти манящие острые очертания.

Тропа к перевалу Скалистый (Бакланиха) и...

... сам перевал. Вдали видны упомянутые пики. (Фото Ларисы)

Часам к пяти вечера мы были уже у моста через Бакланиху - отсюда традиционно берет начало большинство пеших маршрутов по Арадану.

Рюкзаки у нас после недели обильного питания уже были неприлично легки, и я стремился к нашей заброске, мучимый сомнениями в ее сохранности - ведь любой самой тощей лисе ничего не столо подкопать наш хилый схрон и перепоганить все продукты. Но страшного не случилось. Довольные нетронутостью харчей, расфасовали новые порции обедов, завтраков и ужинов, попутно устроив себе праздничный полдник из консервных деликатесов. Идти нам сегодня оставалось всего 2 км по шоссе, что мы и проделали за 20 минут, дойдя до местной турбазы "Тушканчик", на которой нам и выделили место под палатку за 150 российских рублей.

Здесь уже была устойчивая связь с цивилизацией, посему грех было не воспользоваться этим случаем и не уточнить планы небесной канцелярии. Прогноз погоды давал нам еще два дня безоблачного неба, а затем обещал затяжные дожди до самого конца похода. Забегая вперед, скажу, что в своей негативной части прогноз оправдался лишь частично, но это уже тема второй части повествования.