Околополярные каникулы. Ч. 6. Долго будет Карелия сниться

Apr 03, 2014 22:14


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 7 Рыбачим



День 11
Верный друг, вот седло.
В путь - так в путь (с)

Казалось, прошла уже половина лета, как мы отправили в долгое путешествие наши велосипеды. И вот, наконец, наступило время с ними свидеться.

Напомню, что два дня мы провели в Териберке, откуда и уехали в понедельник на утреннем автобусе до - в который раз - Мурманска. По поводу наших частых, но быстрых посещений столицы Мурманской области Сан Саныч начал отзываться как о "прибытиях". Выходит, что это было уже третье мурманское прибытие.

Так получалось, что наш поезд, которым мы должны были добраться до старта велосипедной части, уходил поздно вечером. Чтобы не тратить время зря, мы его посвятили нужным и интересным делам: собрали байки, докупили еды в найденном неподалеку супермаркете О'Кей, поужинали в МакДональдсе и закусили все это дело океевским же арбузом в сквере напротив вокзала. Заполярное бахчеводство следует признать успешным и состоявшимся - арбуз был вполне себе ничего.
К сожалению, ни времени, ни фантазии не хватило на настоящее знакомство с городом, и в надлежащее время мы загрузились в вагон РЖД.

В пять утра или около мы прибыли на спящую сладким утренним сном станцию Пояконда. Ни машинист, ни проводница, ни, казалось, сама станция не были готовы к высадке трех странных пассажиров в северной глуши. Поэтому нас наскоро выбросили между путями даже вне перрона, что было наполовину стремно, наполовину забавно.
Вот и первое фото в нашем новом походном амплуа.


1Только-только зачинается утро в тихих окрестностях.


2
От ж/д ветки в районе Пояконды отходит грунтовка, соединяющая станцию с федеральной трассой М-18 "Кола". К ней мы и устремились.
Едва выехав на асфальт, пересекаем границу субъектов федерации, и вот мы уже в Карелии.



3
В силу ранней и стремительной выгрузки из поезда, завтрак был отложен до подходящего времени и места. И то, и другое совпало у моста через Нигрозеро, где с восходящими лучами солнца заботливыми руками дежурного был приготовлен и подан свежий омлет в сопровождении кофе со сливками 20%-ной жирности. Фотодоказательств этого прекрасного гастрономического события в не менее прекрасном уголке не сохранилось, увы.

Каким бы отягощающим тело и растлевающим дух не был завтрак, нужно ехать дальше.
Только мы пересекли административную границу, как подъезжаем к географической. Об этом нам красноречиво говорит стела "Полярный круг".
Злые языки молвят, что она на самом деле должна быть на 39 секунд севернее. Вероятно, в знак протеста против географического произвола стела превращена в клоаку. Я бы мог понять ленточки на деревьях, даже георгиевские, но мне остался неясен сакральный смысл повязывания носков и целлофановых пакетов.
Самые чоткие и уважаемые пацаны живут в Рыбинске, пусть весть об этом несут по планете все заполярные водители.



4
Более щадящий способ отметиться выражен в виде туриков. Их довольно много, даже на противоположной обочине.



5


6

Покидаем памятник свинству регионального значения с попранным чувством прекрасного, которое необходимо срочно реанимировать.


7
Как раз к этому времени солнце начинает занимать свое место на небе, осветив окрестности, не лишенные живописности, да.


8


9


10
Типичные болотистые пейзажи Северо-Запада, какими они мне всегда представлялись.


11
Радость движения по асфальту вынуждена нас покинуть после поселка Тэдино, так как мы поворачиваем к селению Полярный круг.


12

Вскоре однако же недосып предыдущей ночи в совокупности с плотным завтраком заставляют нас остановиться у первого же живописного озера и выполнить настойчивые требования организма о компенсации недополученного сна.


13
Все, мы поспали. Едем дальше.
Цель сегодняшнего перемещения - пос. Нильмогуба с населением в 21 человек согласно переписи 2010 г. Справедливо возникает вопрос - зачем ехать в оторванную от цивилизацию крошечную деревушку в глухом закоулке Беломорья?
На это есть следующее объяснение

Полярный дайвинг
По стечению обстоятельств в этом оторванном от урбанизации местечке обосновался дайвцентр "Полярный круг". Кому интересно, вот его сайт.
Занимается дайвцентр, собственно, профильной деятельностью. Слоган клуба - "Белое море круглый год". На сайте центра множество тому подтверждений в виде фотографий погружений в летний и зимний период. Зимний дайвинг - особенная "фишка", которая манит и привлекает в центр многих - от дайверов-любителей до профессионалов из BBC.
Фауна и флора Белого моря, вопреки обывательскому мнению, которое может сложиться о северных водах, весьма разнообразна и интересна, что опять же подтверждается многочисленными фоторепортажами на упомянутом сайте.


Источник: http://www.ice-diving.ru/reports/image/ru.28030.htm
Помимо дайвинга есть и другие развлечения. В частности, мы ехали в основном за тем, чтобы посмотреть и пообщаться с белухами, которых здесь содержат в своеобразном закрытом "вольере". Программа общения предлагается гибкая - от просто посмотреть и покормить до совместного плавания с животными.
Существованию в Нильмогубе дайвцентра деревня обязана новым витком развития. При численности в два десятка жителей здесь есть продуктовый магазин, и его ассортимент не беднее, чем в значительно более крупных окрестных поселениях. Кроме того, в деревне есть связь: как минимум был замечен таксофон от Ростелекома, и достоверно известно о покрытии территории сетью Мегафон. По крайней мере, удалось связаться с абонентом этого оператора непосредственно с гостевой территории дайвцентра.
А еще в центре не любят велосипедистов, о чем на въезде на территорию строго предупреждает знак 3.9 ПДД РФ.

Нужно сказать, что окрестности здесь самые велосипедные: плотная укатанная песчаная дорога, преимущественно сосновый лес и постоянно открывающиеся по обе стороны озера. Трафик частного и коммерческого транспорта, как можно предположить из плотности населения, стремится к нулю. Вдобавок ко всему тепло и солнечно - разве это не эталон для велотуризма?


14


15
Незаметно и почти неожиданно выкатываемся к крайним домам деревни. Ничего из увиденного не соответствует формату умирающего поселения, который я себе по пути сюда нафантазировал.
По пыльной дороге катится пара внедорожников, у берега стоят суда отнюдь не самого жалкого вида, а в дальнем конце деревни мы находим вполне себе обустроенную территорию дайвцентра с гостевыми домами.
Приятное удивление таким поворотом событий разбивается о две неприятные новости:
- во-первых, удовольствие с комфортом переночевать в одном из домиков неожиданно оказывается слишком обременительным для нашего бюджета (3500 руб/чел за скромный набор удобств, если кому интересно);
- во-вторых и главных, белух здесь больше нет, их увезли не то на лечение, не то куда-то, куда смешливая администраторша не в курсе.
Последнее сильно расстраивает наши планы, так как лишает их львиной доли смысла. Однако для таких случаев народная мудрость припасла золотое правило - утро вечера мудренее. Полностью на него полагаемся и едем искать укромное места для размышлений и ночевки.



16
Довольно-таки быстро такое находится неподалеку от деревни в губе Черной. Изумительный тихий уголок с кострищем и местом под одну палатку сразу нами облюбован.
Остается еще много времени на досуг, например, для купания.



17

Кто не желает купаться, задумчиво расположился у воды.


18

Как известно, если долго сидеть на берегу, мимо рано или поздно проплывет ... морская звезда.


19

С отливом не все морские обитатели успели спрятаться от надоедливых двуногих. Мы воспользовались этой ситуацией и пригласили звезду нам немного попозировать. Звезда снисходительно согласилась и даже не капризничала на сессии.


20


21




Нам попался красный астериас. Кроме него в Белом море встречается еще 10 видов морских звезд и офиур.

Надо думать, пребывание на воздухе не шло на пользу объекту съемки, поэтому мы сильно не мучили животное и скоро отпустили восвояси.

Ран, Форрест, ран


22
Дело пошло к закату, у костра стало совсем уютно и комфортно.


23
Сан Саныч в очередной раз продемонстрировал удивительную способность добывать прессу и невозмутимо ее читать в самых неожиданных местах.


24
Постепенно солнце погасло в заливе, и мы отправились на одну из наших самых приятных ночевок за все путешествие.



25


26
Но как известно, природа требует равновесия.

День 12
Я буду долго гнать велосипед (с)


Утро на том же самом месте.



27
В полном соответствии с поговоркой на восходе нашлось легкое и быстрое решение для наших дальнейших планов. А именно: первую часть дня мы посвящаем осмотру заброшенного карьера горы Панфилова варакка, а далее проселочными и лесными дорогами сокращаем путь до Пулонгских озер, от которых быстрый и прямой пробег к пос. Чупа и нашей следующей части путешествия.
В этих намерениях меня смущала только небольшая (около 1,5 км) часть пути между двумя лесными дорогами, на которой по карте не было нанесено ни тропинки, ни просеки. В этом месте дороги близко сходились, и нам нужно было попасть с одной на другую.
Мне показалась здравой мысль о том, что как-то же местные спрямляют этот отрезок. Хоть бы даже грибники, рыбаки или охотники должны были что-то натоптать для кратчайшего соединения дорог на Нильмогубу и Хетоламбину. С этим соображением я прогнал сомнения, и мы отправились на карьер.



28
Карьер представляет собой сквозную (через всю вершину горы) выработку, которая со временем заполнилась водой и образовала цепочку небольших озер. "Варакка" по-саамски и означает "гора", кто же такой Панфилов, я затрудняюсь сказать.
К моему сожалению, этот довольно интересный объект я не смог должным образом запечатлеть. Поэтому вынужден интересующихся направить на сторонний ресурс за дополнительными сведениями и фото.
Панфилова варакка осмотрена, и мы отправляемся далее.


29
По-прежнему идеальные лесные дорожки лежат на нашем пути.


30


31
Но по мере удаления от обитаемых мест они теряют свою велопригодность.
Сначала местами.


32
Потом сплошными участками, заросшими травой.


33

Хотя колея по-прежнему отчетливо видна и позволяет без особых трудностей передвигаться велопешком.


34
Но до поры, до времени. С движением в сторону от Нильмогубы дорога все сильнее растворялась в тайге. Само по себе это было ожидаемо, так как соответствовало картам. С какого-то момента стало беспокоить другое - полное отсутствие на ней следов человека. Выходит, дорогой не очень-то пользовались. И мысль о том, что кто-то здесь ходит напрямки в Хетоламбину, уже не казалась мне такой здравой.
Тем не менее, за вчера и сегодня мы успели поехать и пройти слишком много, чтобы передумывать и возвращаться обратно до самой трассы М-18. Окружной путь был очень уж далек.
Мне все еще не верилось, что несчастные полтора километра между дорогами никто не ходит напрямик.
Но все оказалось именно так - в конце концов наша дорога уперлась в лес, и никакого намека даже на самую жидкую тропку в нужную нам сторону не наблюдалось. Мы оказались на северном берегу оз. Белое, с восточной оконечности которого и была наша вторая дорога. Но как же к ней попасть?
Время шло уже к вечеру, и обстоятельства требовали какого-то решения. Для успокоения совести я углубился немного в лес, чтобы понять характер препятствия.
Радостного было мало - сплошные кочки, глубокий мох и частый лесовал.
Но делать было нечего.
И мы пошли.



35
Достаточно проходимый ногами лес для велосипеда оказался очень неподходящим местом. Катить железного друга приходилось мало, чаще перетаскивать. Сильно смещенный к заднему колесу центр тяжести отнюдь не помогал в маневрировании среди этого бурелома, но кое-как черепашьим темпом мы продвинулись метров на 500 и вдруг увидели просвет.  Рвение и боевой пыл за это время сильно поугасли. На первый отрезок у нас ушло два часа.
Просвет же оказался болотом.


36
По сей день не могу решить, где же было легче - в лесу или на болоте, но преодоление последнего тоже принесло весьма яркие впечатления. И почти уверен, что пройти нам его удалось только из-за сухого лета. Представить не могу, какое удовольствие бы оно нам доставило в своем обычном состоянии.
К шести вечера все трясины было наконец пройдены, и снова пришлось входить в тайгу. А вот и само озеро Белое, и это последнее фото сегодняшнего дня.


37
Очередная разведка принесла прекрасные новости - чуть поодаль нащупалась тонкая тропка вдоль берега. Собрав оставшиеся силы, мы до нее дотащились. Дальше - больше. Сначала тропка вывела к остаткам каких-то строений с разбросанными вокруг и вросшими в землю предметами труда и быта, а потом на заброшенную и заболоченную, но все же дорогу. Все вздохнули с облегчением.
Разбросанные вокруг предметы настойчиво ассоциировались с "командировками" заключенных Соловецкого Лагеря Особого Назначения, проходившими как раз в этих местах. А позже нашлись и остатки бараков.

Содержать под арестом до выяснения причин ареста
За десять лет до развертывания ГУЛАГа в здешних местах уже существовала и вовсю действовала исправительно-трудовая система для врагов народа. По советской склонности к аббревиатурам она именовалась С.Л.О.Н. - Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Изначально сам лагерь находился как раз на Соловках, до которых отсюда по прямой почти 200 км.
Однако с ростом числа заключенных и увеличением темпа и объемов работ начали появляться "метастазы", как называл лагерные отделения Солженицын, и за пределами острова, в том числе, на материковой Карелии.
Одной из форм организации лагерных работ являлись "командировки" - отправки партий заключенных на лесоповал куда-нибудь в глушь. "Командировки" эти оставили наименьший след в истории как в буквальном, так и в переносном смысле. Их остатки изредка обнаруживают случайные посетители этих заболоченных и дремучих мест.
Среди обычных находок - лагерная утварь и орудия труда, следы бараков и захоронения погибших.



Пример обнаруженных следов "командировок"
Источник: http://www.skitalets.ru/trips/2002/gulag_perep/gulag.htm
Мы нашли первое и второе, но не могу с уверенностью утверждать, что это след СЛОНа. Все-таки слишком дальняя по расстоянию это "командировка", лишенная к тому же возможностей для вывоза леса за исключением обнаруженной нами дороги. Кто знает, возможно к СЛОНу найденное не имеет отношения, а является следом опустевшего и сгинувшего хутора.
Тем не менее, рядом с обнаруженными артефактами сразу стало неуютно, а само место как будто было пропитано не очень приятной энергетикой.
Как обычно и бывает, тогда я не обладал нужной информацией, чтобы проявить больше внимания к найденному. Не удосужился я сделать и ни единого фото, о чем сейчас жалею.
А если кому интересна тема, может прочитать сначала публицистику, если можно так назвать воспоминания А. Клингера или Киселева-Громова
Иди, ищи, смотри и помни (с).

Следы дороги, между тем, потерялись.
Начал накрапывать дождь, и, приткнувшись между елочками, мы поставили палатку. Каким уютным и умиротворяющим было вчерашнее место лагеря, таким же депрессивным и гиблым стало сегодняшнее, как будто нарочно представляющее собой полную ему противоположность.
А спрямляли мы свои полтора километра между дорогами пять часов, за что заслуживаем двойной порции ужина и раннего отбоя. Уныние впервые с начала похода поселилось в нашем лагере.

День 13
Мир тесен

Начало нового дня не сулило никаких изменений в лучшую сторону. После дождя вокруг все напиталось водой, и низкий смешанный лес стал еще угрюмее, чем был вчера. При утреннем свете продолжение дороги я так и не отыскал, очевидно, что здесь она кончалась.
Мысленно я уже готовился к новому эпизоду велосипедного бездорожья, как вдруг подумал - а туда ли мы свернули вчера вечером? Вернувшись на то место, где мы вышли из леса на дорогу, я еще раз все осмотрел.
И, действительно, за большой лужей, которую мы вчера приняли за болото, нашлась колея. С удалением от лагеря она становилась шире и чище, вне всяких сомнений, это было то, что нам нужно. Вскоре мы уже ехали. Правда не сказать, что с комфортом.


38


39
Метр за метром дорога становилась лучше, появились следы присутствия человека.


40
Наконец, мы выбрались из чащи, теперь можно было подумать и о культурной части программы. Карельский берег в своей "континентальной" части нельзя назвать насыщенным достопримечательностями. Тем не менее, в ландшафте присутствуют рукотворные аттракции в виде заброшенных карьеров.
Держа в голове образы Рускеалы и только вчера осмотренную Панфилову варакку, мы рассчитывали на нечто подобное. Но обнаруженным на месте не особо впечатлились. Вот один из карьеров в окрестностях Хетоламбины.


41
Удостоверившись, что не пропускаем ничего особо интересного, покатили дальше. Дорога к этому времени переросла в хорошую укатанную гравийку, ехать по которой было легко и непринужденно. По сторонам то и дело были разлиты живописные лесные озера. Вот озеро Уракко на полпути до Хетоламбины.


42
Спринтерским темпом минуем глухие места и к обеду выкатываемся на берег широкого озера к деревне Нижняя Пулонга.


43

Местных жителей не видно, но зато здесь прямо-таки кипит туристическая жизнь. На наших глазах водную гладь рассекают экипажи туристических судов, еще несколько водников грузятся в автобус - даже приятно оказаться в таком тесном обществе путешественников после временной изоляции от общества себеподобных.


44


45




Из-за сильной изрезанности береговой линии Карельского берега морская вода встречается на сильном удалении от собственно побережья - за 30 км и глубже

К этому времени живописный берег освещает солнце, и мы решаем, что неплохо было бы здесь пообедать.
В таком уютном месте не грех и чай вскипятить, однако с этим возникает небольшой казус. Вода в озере оказывается соленой, да и озеро само - не озеро, а длинная Чупинская губа, в этом месте сильно вклинивающаяся в сушу.
Вскоре это становится заметно и по приливу, довольно живо поднимающему воду прямо на глазах.



46

На чай пустили остатки пресной воды, а из морской, мне помнится,  сварили нечто супоподобное, и это даже можно было есть не морщась - концентрация соли была терпимой.


47

На память о посещении Нижней Пулонги оставлю читателям известие о том,что местный продуктовый магазин сгорел. По состоянию на 2013 год купить хлеба, например, в Пулонге было проблематично.
Следующий участок дороги - до поселка Чупа - лежит уже в обжитой и обкатанной местности. Решительно нечего сказать о нем.
В Чупе же нам нужно успеть на электричку в сторону Кеми, где у нас запланирована следующая часть путешествия. Времени у нас в обрез, поэтому мчимся к ж/д-станции на всех парах, лишь мельком оглядывая окрестности.


48


49

Но спешка оказывается напрасной, электричка уходит без нас.
Что ж, есть альтернатива в виде поезда, и мы взяли билет на ближайший. Пока ждем, есть время подготовить к перевозке велосипеды и оглядеться.
Так как Карельский берег давно и прочно связан прежде всего с водным туризмом, водников здесь везде подавляющее большинство. На ж/д станции Чупы вместе с нами дожидались отправки несколько групп. Здесь произошла любопытная встреча.
Заметив наши нетрадиционные для этой местности средства сплава, одна из участниц поинтересовалась, откуда мы, и почему на велосипедах. Мы вкратце рассказали о своем маршруте, а когда сообщили, что из Краснодара, девушка удивилась и назвала несколько знакомых нам имен. После этого удивляться настала наша очередь, и мы в свою очередь стали интересоваться.
Оказалось, что Лена и еще одна участница - Элина - ездили не так давно в велопоход по Исландии с нашими земляками из турклуба "Крокус". Поудивлялись случайностям и переплетениям путей и с добрыми чувствами остались дожидаться каждый своего поезда.

Ожидайте: лабиринты, козули и черная пленка

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 7 Рыбачим

вело, Пояконда, Пулонга, Карелия, Чупа, Экстерриториум, Панфилова варакка, Хетоламбина, Нильмогуба

Previous post Next post
Up