История одного учета (Ч.2. Тень Акарагварты)

Nov 15, 2010 17:58

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Продолжение. Ч.1 здесь

Совершенно определенно это свистели козлы соседнего стада - рога Большерогого помнили слишком много стычек с их рогами, чтобы он ошибался. Что ж, Существа пришли - он подождет, пока они минуют Дальний отрог - не мигрировать же ему вслед за ними. Остается лишь выяснить, каково их число

Полевой дневник. День 4.

#13. Вчера вечером наконец-то они появились. Разумеется, это их свист выгнал нас из палатки. Небольшое стадо туров-самцов показалось на скалах над нами. Очевидно, что звери обнаруживают нас с боооольшой форой - мы едва смогли разглядеть их еле-еле торчащие рога, но совершенно ясно, что нас они прекрасно и давно наблюдали.

#14. Двое самых деловых с особенным вызовом прошли по ближайшему от нас снежнику - дескать, вы тут не особо рассиживайтесь, и ваще вы с какова района? :)
Мы послушались и собираемся переваливать в соседний цирк.

Моя первая фотодобыча. Фотографии животных посредственные, нет ни техники, ни умений, не взыщите

Деклеймер № 4. Продолжиим, пожалуй, о турах. Они действительно свистят - это не мое образное выражение. Тональность и сам посвист похож на человеческий, так что я сначала невольно  напрягался. Не могу сказать определенно, что они этим выражают - это выглядит, как будто тебя окликают с десятого этажа какие-то гопники :) - думаю, это "возглас" любопытства и сигнал сородичам.
Поведение туров при контакте с человеком вообще не характерно для диких животных - yvar описывал весьма драматические моменты встречи его с ощетинившимся против него стадом самцов, можно сказать определенно, что человека они не очень-то и уважают.
Следует еще припомнить турам камнепады, которые они очень даже легко могут спустить на голову, перебираясь по своим осыпным кручам. Козлы - что взять?
И отмечу еще две интересности про туров: в первую очередь копыта, имеющие двойное строение - твердый, роговой, передний, и мягкий, кожистый, задний край. Именно такое строение позволяет им ходить по всяким формам рельефа. А еще чрезвычайно крепок череп тура - однажды я нашел такой на месте стаявшего лавинного конуса и мне стоило громадных усилий расколоть его надвое, чтобы унести трофеем один из рогов. Отколоть сам рог от костной пластины я так и не смог, с этим справилась лишь ножовка по металлу.

#15. Перевал взят. Подъем по дикому миру камня и снега привел нас к захватывающей панораме дальше на юг, в самые дебри заповедника. Мы стоим перед широким карнизом, весь обширнейший цирк на пути нашего подъема покрыт старым уставшим снегом, я смотрю на все это как в какое-то окно в иную цивилизацию. Здесь невыразимо дико и этим невыразимо прекрасно.

#16. Кстати, названия перевала мы не знаем - он не обозначен ни на одной из известных нам карт. Пока даны две рабочие версии - 1) Перевал 3000 (ибо это ровно его высота) и 2) Перевал Учетный (семантика прозрачна).

Колокольчики на перевале

Тоже где-то в округе

#17. Я продолжаю пребывать в состоянии немого упоения. Мы только что спустились с перевала и нашли такое - я даже не найду подходящего слова - логово, местечко, мини-урочище? У нас в распоряжении уютная ровная площадка среди больших валунов, это гостиная, чуть дальше течет ручеек - это водопровод, мы смотрим на панораму Акарагварты и долину Воровской балки - это наш кинокомплекс, есть даже холодильник под краем ближайшего сенжника, а из камней поменьше я сейчас делаю стол и стулья (и даже нашлась каменная "доска" для разделки колбасы). Я влюблен в это место.

#18. Вечер. Мы сидим на наблюдательном пункте. Разговоры только шепотом, но их стараемся избегать. Очень явственно разит каким-то животным, предполагаем, что так и пахнет тур, возможно, здсь где-то его лежка. Наблюдаем...

#19. С разочарованием спустились обратно в лагерь. Провели больше часа в засаде и не увидели ни единой зверюшки ни на одном из трех бортов цирка.

#20. Тур в прямой видимости от нас! Он идет к лагерю, Допишу позже...

Большерогий быстро их выследил - три самца и самка, они прошли через перевал Ближней гряды. Они шли вниз, там была его старая холостяцкая берлога. Большерогий ждал заката - к концу дня Существа всегда останавливались.
Осторожно он спустился к своей лежке. Здесь так явственно разит каким-то незнакомым животным - неужели так и пахнут Существа? Кажется, еще и земля не остыла от их следов. Большерогий подойдет к ним поближе...

Полевой дневник. День 5.

#21. Восстанавливаю события вчерашнего дня. К нам приходил тур. Да, вот так запросто, едва мы успели покинуть наше место наблюдения, как он сам пожаловал к нам в гости. Это был необычный контакт - никто из туров так близко к нам не подходил. Достойный экземпляр своего рода, а проще говоря - красавец, я впервые так близко видел тура.

Вечерний гость

Рядом с лагерем

#22. С сожалением покидаю наше уютное гнездо. (Интересно, куда пойдет вчерашний тур). С предвкушением смотрю на соседний борт долины - предстоит долгое падение вниз.

#23. Мы у одного из притоков Воровской балки, что ж, теперь повторяем алгоритм движения в обратном порядке, теперь вверх.

Один из безымянных притоков Воровского ручья (Воровской балки). Здесь мы только что перебродили

#24. Склоны, оленьи тропы, медвежьи топтанки, чьи-то лежки, криволесье, броды - вот это я понимаю, качественный рельеф =). Группа встала на обед, я иду на разведку двух долинных озер. Забыл написать, что мы у подножья Акарагварты.

#25.Вернулся с разведки, так и не дойдя до озер (не успел, за последобеденное время до них не добраться).
Впервые, оказавшись на время один, я так сильно проникся дикостью и нетронутостью этих мест. Я шел по осыпи, как вдруг увидел над собой небольшую скальную расселину в тупике небольшого кулуара.
Какое-то хищное предупреждение исходило от нее, в воздухе прямо висело напряжение. И я подумал, что это идельное место для логова или засады. И еще я подумал, что я такая легкая добыча - мне некуда деться с этого хаоса камней. Почти инстинктивно на обратном пути я обошел это место как можно ниже. Кто их знает, этих медведей.

#26.Едва я успел написать о медведях, как нам тотчас явился небольшой пестун. Понюхал нас издали с поднятыми ушами и был таков, за две секунды вспорхнув по крутому склону в ближайшие кусты.

Деклеймер 5. О медведях. Уже дома я с удивлением узнал, что на Кавказе обитает два подвида медведя - малый и большой. Малый - до 70 кг весом и длиной тела около 140 см, почти как человек на четвереньках. Большой Кавказский медведь на порядок крупнее и достигает 2-х метров "роста" и 2,5 центнера веса.
Считается, что кавказский медведь один из самых "трусливых" (т.е. избегает контакта с человеком и убегает даже от звука человеческой деятельности) - не сравнить с камчатским или западно-сибирским (а вообще их более 80 подвидов), при этом малый кавказский подвид более злобный, соотвественно, по идее, более опасен для человека.
Также считается, что прямой контакт с медведем как таковым малопредсказуем, причина этому - неразвитая мимика животного, по которой невозможно понять (как например, по оскалу собаки), сердится он, проявляет любопытство или готовится к атаке.
Хоть это и известный факт, но хочется еще раз сказать о мнимой неуклюжести и неповоротливости медведей. Неуклюжесть медведей - это жестокий оптический обман. Эти увальни бегом (!) взбираются по крутому травянистому рельефу, без тени неуверенности ходят по снежникам (в том числе утром и вечером, когда там натуральный каток) и вообще гораздо более изящны на склоне, чем мы.
Из нашего полевого руководства мы узнали, что медведь любит лакомиться якобы сладкими цветами рододендрона. Почему якобы - потому что я их пробовал :). Горькие. Ну и добавлю, что медведь как биологический вид является одним из пяти всеядных (т.е. не специализирующихся на каком-то узком виде пищи) млекопитающих на Земле, наряду с человеком, обезьяной, свиньей и, по-моему, крысами что ли.

#27. У меня нет слов, чтобы описать этот затерянный мир. Мы поднимаемся по течению ручья, перед нами зияет огромный заснеженный кар (предвкушаем на нем отличный учет), с левого борта низвергается мощный и безумно красивый водопад, и таким же безумным кажется издали наше намерение подниматься вдоль него выше, в цирк.

Окрестности Акарагварты (она же пик Смидовича)

#28. Продолжаю петь песни восхищения. Теперь мы над водопадом, и каким утаенным и уединенным нам кажется наш мир, в который мы попали. За нами стеной встает одно из плечей Акарагварты, мы на бархатном бруснично-рододендроновом поле, в которое вросли небрежно разбросанные серые камни в разноцветных лишайниках. Мы шарим глазами и всей оптикой, что у нас есть, по всем соседним склонам - уже насчитали четыре медведя и небольшое стадо серн.
А напротив... Напротив нас тот самый заснеженный кар, заходящее солнце создает вокруг него слепящую корону, еще чуть-чуть, и значительно похолодает, но мы как зачарованные сидим и вглядываемся в окрестности, забыв о нашем нехитром быте. (Хотя нет, готовящийся ужин я все же иногда помешиваю, что-то очень я проголодался).

#29. Отбой. Завтра предстоит выход из тени Акарагварты и переход к Черноморской строне нашего путешествия.

Большерогий проснулся задолго до того, как в их логове послышалось движение. (Интересно, куда теперь пойдут Существа.)
Он стоял на краю скальника и провожал их глазами, пока каждого из них, одного за другим, не поглотили зеленые волны расстилающихся вниз холмистых склонов.