Тепуи на том берегу. Ч. 2

Nov 05, 2012 23:09


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1

Хто навпростець ходить, тот дома не ночує (украинская поговорка)
День 3.

У нас утренний чай с видом на изрезанный и затянутый тучами профиль Передового хребта, присоединяйтесь.







Вид от подножья Рораймы вниз, в долину Уруштена. На фото справа торчит останец Кинжал - еще один описанный Исаевым природный объект

Вообще, это даже роскошь - чай я имею в виду. Всю вторую половину вчерашнего дня мы не имели источников воды, но рачительное ведение бивуачного хозяйства позволило нам оставить на утро около полутора литров; вода - это жизнь, истинно.
Главная новость на сегодня - восхождение на Рорайму отменяется. На самом деле, мы это решили еще внизу в поселке, но я не говорил - вдруг вам бы стало неинтересно.

За сегодня нам необходимо спуститься к Уруштену и найти тропу по его правому берегу. Достоверно таковая существует от места впадения в Уруштен одного из трех крупных притоков выше р. Трю, и выйти на нее - это главная задача на сегодня, остальное пустяк.
Итак, нам нужно сбросить в общей сложности 800 метров высоты, пройти траверсом 4 км и еще 7 км по тропе до кордона Черноречье, рассчитывая на снисходительность сотрудников КГПБЗ за нарушение заповедного режима.
Казалось бы, решаемая задача (я про часть до кордона).

Еще мы колебались: можно было уходить под стенами Скирды и где-то дальше, ближе к скале Часовой, спускаться в Уруштен; или сразу терять высоту по вчера разведанному склону и идти вдоль реки. Выбран был второй вариант, он хотя бы был просмотрен сверху. Как я уже говорил, я ошибся.



Покидаем лагерь
Спуск от правой части подошвы Рораймы начинается крупной, но устойчивой осыпью, переходящей в неприятный для спуска с рюкзаком кулуар. Кулуар выводит к первым сосенкам, от которых просматривается простой путь к лесному массиву без скальных сбросов.
Но простота пути оказалась обманчива. По месту обнаружилось, что от упомянутых сосенок к лесу ведет не равномерный спуск, а весьма, кхм, волнительный ступенчатый скальный участок. Глыбы, сосны, можжевельники, обходы, возвраты, спуски, протискивания - так мы провели первые пару часов после выхода из лагеря. И я не скажу, что нам понравилось.



Спуск по крупной осыпи под Рораймой
Но так или иначе, после всех акробатических упражнений мы добрались до обширного старого курумника, передохнем? Было сброшено 200 трудных метров, вот он наш пройденный путь, мы сами себя зауважали.





На высоту такую, милая, ты уж не посмотришь свысока (с)
Живописность, уединенность и первобытность места трудно описать. Скирда снизу стала еще больше, закрывая половину поля зрения. Тронутые заморозками желтые (наконец-то) березки и другая поросль выделялись на фоне темных пихт и подтверждали, что на дворе октябрь. Курумник спускался дальше к лесу, а в скальных стенках около нас виднелись темные дыры полостей. Один из входов смотрел прямо на нас своим единственным глазом. Это был вызов, нельзя было не принять.




Вид с курумника в первой части спуска и входные отверстия обнаруженных полостей
Подойдя поближе, решили так: час тратим на разведку обнаруженного входа предположительно пещеры, затем спускаемся дальше. Спелеологическое обследование результата не принесло - полость оказалась совсем короткой и без убранства. По словам поднимавшегося участника, зал в конце сужался и заканчивался пробкой. Ясное дело, копать замытый участок не входило в наши планы.
На разведку ушел примерно час. Так нас настигла вторая ошибка, стоившая потери часа ходового времени.
Траверс сразу не задался. Держать высоту на этом рельефе, сильно захламленном и заросшем, не представлялось реализуемым, поэтому идти пока можно было в одном направлении - вниз.


Вид на Рорайму снизу. На полпути к Уруштену

Это не совсем то, что мы хотели, нам нужно было поближе к Трю, чтобы минимизировать участок бестропья вдоль Уруштена. Ожидая найти более спокойный лес ниже, мы сбросили еще 100 метров. И попали в азалию. Сбрасывать больше было некуда, еще чуть ниже, и все многочисленные балки станут слишком глубоки, чтобы их пересекать.
За размышлениями о дальнейшем пути нас застала слабая, но отчетливо читаемая тропка, сбегающая по гребешку вниз. Мы последовали ей. Но никуда она нас не привела, друзья, зато мы потеряли еще сотню метров. Ничего не оставалось, кроме как идти к Уруштену, а у нас, помимо прочего, еще с утра не было воды.
Когда же мы спустились к реке в час дня, стало ясно, что Рорайма просит нас немного задержаться и еще погостить. Конечно, было еще полдня, но очевидно, что этого слишком мало.




У реки. Час дня, и группа удручена

Кстати
Несмотря на, казалось бы, общеупотребимый гидроним "Уруштен", местные жители (по крайней мере, все нами встреченные) упорно и поголовно называют реку по старинке "Черная"Волей-неволей мы нарушали одно из основных правил передвижения - не ходить по руслам рек. Боевой дух в группе ощутимо упал. Только обед мог помочь в этой ситуации.
Прием горячей пищи хоть и отнял у нас еще час, но дал уверенности и кое-каких соображений. Чуть выше по склону мы пересекали несколько звериных троп. Если встать на одну из них, то к вечеру мы должны попасть к притокам выше р. Трю, где начинается нормальная тропа, и по не очень старым отчетам стоит балаган. Если тропа от балагана в хорошем состоянии, то пойдем по ней даже ночью, если же нет, то переночуем и с рассветом уйдем в цивилизацию.
Стоит ли говорить, что планы не сбылись даже наполовину. Найти и встать на звериную тропу не составило труда. Трудно было удержаться на ней. Шириной не более отпечатка обуви, осыпающаяся, идущая по кромкам всего, что только их имело, она еще к тому же часто обрывалась или заводила к скальным прижимам, которые могли пройти серны, но не мы с рюкзаками. Приходилось отступать и маневрировать. Тропы были везде, но рыскать приходилось постоянно. К половине четвертого мы дошли только лишь до пятого (!) от р. Трю безымянного правого притока, преодолев не более километра за полтора часа.



Один из береговых участков бестропья
На одном из участков вдруг нащупалась совсем набитая тропа. Создавалось впечатление, что она человеческая. Оставалось лишь найти пропил в завале, фантик, окурок, след сапога или хотя бы залом, чтобы убедиться. Но попадался лишь медвежий помет, что заставляло частенько предупреждать о себе на закрытых поворотах или в особо густых кустах.
Тем не менее, скорость наша сразу возросла, и мы очень резво добежали до четвертого притока. Забрезжил слабый луч надежды заночевать сегодня в балагане. Однако тропу на ручье подмыло, и мы все никак не могли снова ее поймать, время утекало.



 Уставшая Татьяна на тропе. Последнее фото этого дня, дальше будет некогда 
Наконец, среди азалии нашлась четкая тропинка. За полдня мы уже выучили, что звери имеют свой взгляд на удобство тропы, и точно - скоро она нас привела к крутой скальной полочке, поросшей к тому же молодой осиной. Покряхтев, преодолели и это препятствие, снова вступив на ровную землю. Приближалась развязка сегодняшнего дня. Уже запахло сумерками, как наша только что нащупанная тропа подвела к небольшой на вид крутонаклонной стенке и растворилась. Точнее, угадывался какой-то звериный лаз наверх по задернованным ступенькам, но только угадывался.
Равнозначные по своей "привлекательности" альтернативы встали перед нами: откатываться назад, поднимаясь против шерсти по недавно пройденной полке с осинами, искать спуск к реке и пробовать обойти низом или проверять догадки о зверином лазе. Выбрали второе.
Однако к воде спуститься не удалось. Зато на склоне выпала и весело булькнула в зеленую воду Уруштена бутылка с водой. И это была потеря, друзья, ибо несмотря на близость реки, пополнить запасы воды можно было разве что с веревкой.
Злые, обессиленные, мы вылезли обратно в свой капкан перед скальной стенкой. Нервозность обстановки сгущалась вместе с заходящим солнцем. После обсуждений выбрали путь наверх - не могла же такая набитая тропа кончиться просто так, я надеялся найти ее продолжение выше. Третья ошибка сегодняшнего дня повисла над нами, хотя, в сущности, мало что уже решала.
С большими усилиями первый номер из группы поднялся свободным лазанием на одну веревку и сообщил сверху, что признаков тропы и локального выположения склона нигде не наблюдает. Несмотря на это, оставшимся участникам ничего не оставалось делать, как тоже подниматься выше: и дождавшись перил, мы уже к темноте выжумарили наверх. Прямо в глаза нам смотрела вероятность сидячей ночевки под пихтой, встегнувшись в базу. И взгляд ее был пронзительным.
Внешне психологическая обстановка оставалась спокойной. Но ощущалось каждым нервом - малейший повод, и все взорвется.
И здесь самое время сказать группе спасибо за то, что этого не произошло. Спасибо.

Кстати
На случай, если кто-то раньше не слышал это слово. Выворотень - это не только альбом "Калинового моста". Так же называется характерное воронкообразное углубление, которое занимала корневая система упавшего дерева. Реже - само такое дерево.
Пока поднимались остальные, я отправился по склону в надежде... Надежд-то и не было. Что можно найти в ночном лесу? Одинаковые темные деревья одинаково высились в темное небо на одинаково крутом склоне.
Но все же судьба поднесла подарок. В рассеянном свете налобника я заметил темное пятно - старый выворотень от большого дерева. Сидячая ночевка отменялась.
Небольшая работа землекопами, и мы смогли выровнять и расширить площадку до размеров трех ковриков - ровно столько, сколько требовалось для горизонтального положения четырех уставших тел. По иронии судьбы именно здесь мы ощутили преимущества тента перед палаткой - последнюю просто было бы некуда ставить.
Рюкзаки наши отправились ночевать на самостраховку к ближайшему дереву, и оставалась только одна трудность - вода. Под нами бурно рокотал Уруштен, танталовы муки наши облегчались несколькими глотками воды, которые наскребли из гидраторов и бутылок. Ужин по этой причине отменялся, да и нормальный завтрак тоже.
С этим и улеглись спать.
Тревожные мысли витали в наших головах, думаю, не ошибусь, сказав, что сильнее всего угнетала каждого из нас невозможность сообщить о задержке близким.
Спалось, друзья, недолго. В третьем часу ночи раздался первый раскат грома, и вскоре тент гулко стал отзываться на первые капли дождя. Нужно ли говорить, что переживаний прибавилось - пройди сейчас хороший ливень, и завтра утром возможность перейти Уруштен будет отрезана. Мы будем заперты на промокшем склоне, подстилка превратится в скользкий каток, намокшие вещи добавят веса на наши плечи. В этих подавленных мыслях меня окутал неровный сон еще на пару часов.
К началу пятого дождь начал как будто стихать. Я протянул руку - за это время набрался полный котелок воды с тента. Хотя бы есть возможность сварить завтрак. Ночь медленно сдавала позиции, уступая место дню, полному неизвестности.

День 4.

В общем, к рассвету мы были готовы выходить. После обсуждения вариантов решено следующее - несмотря на близость к балагану и тропе покидать правый берег Уруштена и выходить по одному из контрфорсов г. Шапка к ее вершине. Но есть одна трудность - перейдем ли мы Уруштен? Есть только один способ проверить.
Час мытарств в мокром лесу, и нам удалось спуститься у реке. Зеленоватого цвета стремительная вода подала надежду - значит, дождь не поднял реку. После небольшой разведки нашлось и место для переправы, правда, только стенкой. Но все же, Уруштен был взят, друзья. Теперь путь наверх. В просветы можно было обозреть правый берег, только с расстояния стало видно что мы вчера пытались преодолеть.



Скальники на правом берегу Уруштена
Хотя на сегодня и маячил солидный набор высоты, но все же план действий был определен - оставалось ему следовать. Не сказать, что подъем вдоль Мертвой балки был прост, но все же это было лучше, чем вчерашние блуждания и поиски. А когда группа вдруг наткнулась на широкую маркированную тропу, жизнь совсем наладилась.
Вообще, тропа отклонялась от курса на г. Шапка, но она была маркирована, а потому и выбрана.
Даже сейчас, месяц спустя, я не нашел никаких сведений об этой тропе, осталось загадкой, что же она связывает. По этой самой тропе мы перешли Мертвую балку, убедившись в том, что она в конечном итоге выведет к дороге, с которой мы начинали путешествие.
Но снова нашим расчетам было не суждено сбыться. На одном из участков маркировка, такая уверенная до этого времени, пропала. Тропу также не удалось найти в завалах, как бы тщательно мы не искали. Осталось продолжить выбранный курс и подниматься бестропьем.
К обеденному времени, наконец-то, группе удалось выйти на первый открытый участок. Расстелились прекрасные виды, особенно на Красную скалу, которую так близко я видел впервые.




Виды со смотровой площадки на правом (ор.) водораздельном хребте р. Мертвая балка 
Группа порядком уже измоталась, и так кстати найденная груша-дичка несколько скрасила наш скудный обед остатками продуктов. Впереди лежало еще полтора километра горелого сосняка.
Я опущу этот не самый простой участок нашего пути за сегодня, скажу лишь, что недаром горельник классифицируется как препятствие 2Б (высшая) категории сложности.
К отметке 1849 - концу буреломов и бестропья - вышли обессиленные и выжатые люди.



Уставшая группа едва передвигает ноги
Зато пейзаж украсил долгожданный (мной) снег на дальних вершинах. Тот самый, что прошлой ночью капал нам на тент дождем.







Виды с окрестностей Красной скалы
Еще немого усилий, и мы добрались до родника под Чай-горой. Дальше никто уже не мог идти, хотя наступал вечер суток без связи с внешним миром. Из "быстрой" еды оставалась лишь овсяная каша, которую мы наскоро заварили и вяло без аппетита проглотили. Усталость давно отбила чувство голода.
После передышки смогли наконец выйти на вершину Чай-горы. Здесь, мы знали, была телефонная связь и долгожданная возможность успокоить близких. Камень упал с души. Все, отсюда только вниз. Теперь дойдем в любом состоянии. А на той стороне все так же, как и три дня назад, стояла Скирда




Снова Скирда
По мере спуска сгущался вечер, осень показывала, кто тут главный. Но представление было красивым.













ОсеньК закату мы оказались на обзорной точке Малых Бамбак. Горело небо, и какими бы уставшими мы не были, не могли пройти мимо.





На закате
После последнего кадра еще четыре часа ушло на спуск к машине. На этом участке в прямом смысле слова включился автопилот - я засыпал, опираясь на трекинговую палку, это не метафора.
К машине мы попали в двенадцатом часу, пройдя 25 км, преодолев общий перепад высоты более 2000 м за 14 часов непрерывного движения. Но, пожалуй, Рорайма того стоила.

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1

КГПБЗ, ПВД, Походы Кавказ, r4, Рорайма, Красная скала, Скирда, Уруштен, Западный Кавказ, Передовой хребет

Previous post Next post
Up