Выборы в Онтарио, или об искусстве стрельбы в собственную ногу.

Jun 05, 2018 17:25

Послезавтра, 7 июня, выборы в провинции Онтарио. Ещё в середине мая казалось, что результат предрешен. Либералы (бессменно правящие провинцией с 2003 года, всего на 4 года меньше путинского правления в России) смертельно надоели избирателям, зажрались и "забронзовели". Явно настало время "сменить кровь" в Queen's Park (резиденции провинциального парламента). Естественной альтернативой были консерваторы, чей победный марш к вожделенному призу, казалось, никто не в силах остановить. Кроме их самих.
И, похоже, им в очередной раз удалось вырвать поражение из рук неминуемой, казалось, победы. По последним опросам общественного мнения, в лидеры вырвалась традиционная "третья сила" -- вечно оппозиционная NDP, New Democratic Party (канадская версия европейских социал-демократов). Вдруг оказалось, что избиратели совсем не склонны автоматически голосовать за консерваторов, если их перестали устраивать либералы. И, хотя распределение "проконсервативных" симпатий по-прежнему намекает, что они должны получить больше мест в Парламенте (поддержка NDP более концентрирована в традиционно "пролетарских" избирательных округах, а у консерваторов небольшое преимущество во многих округах одновременно -- то есть именно то, что нужно для выигрыша в канадской системе, когда Парламент целиком формируют одномандатники), результат выборов стал малопредсказуем.
С моей точки зрения, 99% ответственности за эту ситуацию несет консервативный эстаблишмент. Падение Патрика Брауна, предыдущего лидера провинциальных консерваторов, в результате очередного "секс-скандала", дало им уникальный шанс выбрать приемлемую для "пригородного среднего класса" (то есть именно той прослойки, которая традиционно определяет результат выборов в провинции) кандидатуру и спокойненько выиграть выборы. Вместо этого на роль лидера партии был избран Даг Форд, притащивший за собой целую кучу проблем.
Во-первых, Даг -- старший брат "того самого" Роба Форда, который был "грёбаным мэром Торонто" (по его собственному определению), наркоманом и алкоголиком. Эскапады которого снабжали отборным материалом юмористов по всей Северной Америке. Человека, за которого (вернее, за то, что "вот это вот" было избрано на пост мэра крупнейшего мегаполиса страны) канадцам было стыдно. Причем Даг, надо отдать ему должное -- очень хороший брат, всегда до последнего защищавший Роба и стоявшей на его стороне в любой ситуации. Соответственно, на него лег отсвет отрицательной репутации Роба, который консервативному агитпропу пока не удаётся смыть.
Во-вторых, общая для всех представителей "правого популизма" (а оба Форда, и Даг, и покойный Роб -- классические представители этого направления) проблема. Мутное и воспитанное в неуважении к закону окружение. Когда богатенькие наследнички (Форды -- отпрыски миллионера, унаследовавшие многомиллионный бизнес) начинают строить из себя "обычных парней", опускаясь "вниз" из той прослойки богачей, к которой принадлежат по рождению, первое, что попадается им на пути -- "пена", стремящаяся вверх. Выходцы из низов, всеми силами стремящиеся выбиться в элиту. Готовые заплатить за это любую цену. Подчеркиваю -- любую. Включая неуважение к закону. И начинается вечный хоровод мутных персонажей, всю жизнь крутившийся вокруг братьев. Торговцы наркотиками, налоговые мошенники, махинаторы, просто откровенные гангстеры... И всё это стервО на каждом углу козыряет своей близостью к "тем самым Фордам", и каждую случившуюся с этой пеной некрасивую историю (имя им -- миллион) либеральный агитпроп использует для дискредитации консерваторов. И, похоже, не совсем безуспешно.
В-третьих (это очень тесно связано с "во-вторых", но заслуживает отдельного упоминания) против консерваторов, похоже, сыграла их собственная политика "привлечения меньшинств". Давшая либералам возможность сыграть на чрезвычайно тщательно скрываемой, но тем не менее существующей ксенофобии "настоящих канадцев". Традиционно "новые канадцы" были "законной добычей" либералов, "покупавших" их обещанием "канадского коллективного благоденствия" и мультирультурализма. Последние примерно полтора десятка лет консерваторы организовали массовую (и небезуспешную) кампанию привлечения симпатий нацменьшинств, пользуясь нехитрым сочетанием лозунгов "мы хотим оставить тебе всё, что ты заработал" (что прекрасно работает на китайцах, не живших "без государства", и индусах, не живших в эффективном государстве) и "мы -- за традиционные семейные ценности" (иначе говоря, играя на гомофобии, "угрозе духовным скрепам" и прочих хорошо знакомых русскоязычному читателю эмоциях).
И внонвьпонаехавшие поперли в Консервативную партию. И опять же -- какой контингент из числа новых иммигрантов в первую очередь откликнется на лозунг "мы оставим тебе твои деньги"? Те же самые, ориентированные на "успех ЛЮБОЙ ценой". То есть привлечение Консерваторами иммигрантского контингента ожидаемо обернулось массой скандалов по подделке подписей, всяким мертвым душам в списках, скрытыми судимостями и прочими прелестями. В которых сами "новые консерваторы" не видят ничего зазорного. Ибо в Шанхае, Мумбае, Тайбэе, Найроби, Москве, Загребе или Варшаве "все так делают". А вот "белые канадцы" смотрят на этот карнавал с офигением. Он подпитывает в их душе самые черные страхи "вот эти вот ща превратят Торонто в Карачи, а там и всю провинцию испохабят". И либеральный агитпроп без малейшего стеснения играет на этих страхах, неназойливо педалируя топик "очередной Сурма попался на мошенничестве".
Но четвертая по счету (и главная по сути) причина спада популярности Консерваторов, по-моему, есть нехватка внятной предвыборной программы. Которая до последних пары недель сводилась к "Мы -- не Либералы" (и опять повторяю, долгое время казалось, что это работает; но сейчас, похоже, "что-то пошло не так"). А то, что пришло на смену черной программной дыре, оказалось из серии "уж лучше бы молчали". Невнятные цысказывания Дага Форда об "экономии офигиллиардов долларов путем сокращения раздутой бюрократии" у избирателей Онтарио не могут не вызвать аналогии с программой Роба Форда. Въехавшего в кресло мэра Торонто на лозунге "stop the gravy train" (то есть той же самой "борьбы с бюрократической неэффективностью") только для того, чтобы потратить пару миллионов из городского бюджета на аудит. Пришедший к выводу, что бюрократический аппарат Торонто -- один из самых эффективных в Северной Америке, и его сколько-нибудь заметное сокращение неизбежно приведет к деградации уровня услуг, оказываемых горожанам. И опять же, либеральный агитпроп отнюдь не собирается это замалчивать, повторяя избирателям "вас уже наиппали один раз, не будьте дураками, не ведитеcь на это снова". А достойного контраргумента агитпроп консерваторов пока найти не может.

toronto, mentality, ontario, canada

Previous post Next post
Up