К вопросу о СМИ и 4-й власти

Apr 04, 2015 19:52


Вы знаете откуда это, про 4-ю власть?

Не знаю, как для других стран, а для США это было так.

В 1830-1840 годы пресса в США росла взрывообразным образом, особенно на Севере - в Нью-Йорке, Бостоне и других городах. Ведущие издания имели тираж в сотни тысяч экземпляров в неделю, а некоторые - в день! Уже к 1850- м годам пресса в США играла колоссальную роль не только в партийных дебатах, а в формировании политической повестки дня. Во многом это влияние было обусловлено тем, что редактора были не просто владельцами газет - газеты приносили стабильный, высокий доход. Редактора газет становились медиа-магнатами 19 века, гораздо раньше любых лордов Ротемиров века 20-го (эпохи империализма).

Капитал плюс возможность распространять своё мнение упрочили влияние газетных магнатов на политической сцене в США. Пример "пожирателей огня" на Юге или газеты Трибьюн в Нью-Йорке, чей редактор и хозяин Грили самым серьёзным образом повлиял на избрание Линкольна президентом, - крайне показателен. Солидные предприниматели, оказавшиеся не в тиши парламентских комитетов или кабинетов исполнительной власти, а на передовой общественной борьбы - они были самостоятельны экономически, чтобы не зависеть от подачек буржуазии, и активны политически, чтобы будучи её частью пробовать вести её за собой и представлять не только её интересы, но более широких слоёв общества.

Именно из-за редкого сочетания места и времени, капитала и общественного влияния - СМИ в США стали 4-й властью, да такой, какой и не снилась в "Старом Свете", даже при империализме, когда феномен массовых газет "внезапно вскрылся".

Собственно потом, именно из-за того, что конкуренция на газетном рынке перестала приносить ту прибыль, что была характерно до этого, СМИ подпадают под власть финансового капитала и становятся его рупором.

Очередная революция, правда не застаёт себя ждать: в 30-е годы в США становится понятно, как сделать СМИ прибыльным. Начинается специализация СМИ, а многие ежедневные СМИ становятся рекламными, делают упор на сенсации и непроверенных данных. К 1950-м годам реклама и СМИ сильно переплетаются, рынок начинают между собой делить настоящие медиа-магнаты, специализирующиеся именно на СМИ. СМИ опять становятся "типа-властью", но той, что была в 19 веке им уже достичь было не суждено.

Виной всему та модель сенсационности, что была положена в основу: она подорвала веру в надежность сообщаемой информации, а активное участие банков и капиталов - в неангажированности СМИ.

капитализм, реклама, пресса, США, СМИ

Previous post Next post
Up