Не так давно глава «Сбербанка» Герман Греф на правительственном уровне
предложил полностью упразднить наличные деньги, перейдя к исключительно безналичным платежам и переводам, что позволит существенно сократить объёмы теневой экономики и вообще упростить функционирование финансовой системы, освободив её от проблем с транспортировкой, охраной и обслуживанием бумажных денег. Эта идея, как и всякий иной инструмент, может использоваться во благо, для повышения эффективности финансовой системы, или во зло, превратив национальную экономику в тоталитарную антиутопию. При этом, устранение наличных денег - безальтернативная перспектива, являющаяся вопросом лишь времени, столь же неизбежная, как повсеместный переход к электрическому освещению. Поэтому мы можем лишь подготовиться к соответствующему отмиранию наличных денег и получить от этого дивиденды или наоборот.
В этой идее важно понимание природы денег, как определённых долговых обязательств банковского центра «эмиссии», которые в нормальных условиях были привязаны к золоту и серебру, т.е. к реальному и ценному товару, который легко менять, транспортировать и хранить. Иными словами, «деньги» в своём изначальном значении, это лишь элемент бартерного обмена, когда между покупателем и продавцом для простоты взаимоотношений, используется некий универсальный и сверх ликвидный товар или обязательство банка/правительства по его предоставлению по первому требованию владельца «банковского билета».
Правительства почти всегда хотели кинуть на деньги своё население, то снижая долю золота в валюте, то вообще заменяя драгоценные монеты медными, что закономерно приводило к инфляции, коллапсу экономики, обнищанию населения, а потом и гибели целых империй, вроде
Рима или современных США. С 1970-х годов с подачи впадающих в маразм «холодной войны» и долговую пропасть США весь мир отказался от идеи «золотого стандарта», хотя он и раньше на протяжении десятилетий постепенно сворачивал эту практику. Так, ещё Франклин Рузвельт в 1933 году провёл в США грабительскую
всеобщую конфискацию золотых накоплений населения, запретив вплоть до 1974 года в стране иметь гражданам золото. Эта практика позволила обеспечить беспрецедентное снижение финансовой дисциплины правительства, заваливающего экономику «деньгами», которые постоянно уменьшали свою ценность, пока, наконец, полностью не превратились в явление, существующее исключительно на основе насилия правительства с отменой «золотого стандарта» даже в межгосударственных отношениях. После этого мировая финансовая система стала ничем не отличаться от мошеннической организованной преступной группировки, просто более респектабельной и массовой, но при этом более порочной, чем Мавроди, ведь последний хотя бы собирает ресурсы добровольно, а не силой прямого принуждения и угрозами уголовного преследования.
Именно в этом контексте следует рассматривать постоянный и ускоряющийся рост инфляции, в том числе и долларовой, в то время, как во времена больших приличий в финансовой отрасли, для денежных систем эпохи «золотого стандарта», напротив, была характерна естественная в условиях роста производительности труда и ценовой конкуренции, тенденция к снижению цен - дефляции.
Другой оборотной стороной отмены «золотого стандарта» стало явление систематических финансовых кризисов, когда центр эмиссии искусственно пытается разгонять экономический рост раздариванием «дешёвых кредитов», которые создают на рынке множество «пузырей», которые периодически лопаются по «эффекту домино». Ещё одной характерной особенностью этой порочной системы «денег в себе» является господство финансовых спекуляций над реальной экономикой, которая оказывается полностью зависима от дружной с правительством финансовой олигархии, которая может выбросить на рынок, сколько вздумается макулатуры и скупать за неё реальные товары и предприятия, просто потому, что Центробанк даёт им привилегию заказа новой макулатуры именуемой «деньгами».
Именно в этих условиях наблюдается такое явление, как усугубляющееся «сверх расслоение общества», когда бедные и средние классы постоянно разграбляются всё ускоряющейся инфляцией, а финансовые спекулянты становятся всё богаче, фактически делая деньги не из воздуха, но из насильственного произвола правительства, которое обязывает население признавать монополию этих «денег».
В этих условиях, возврат к «золотому стандарту» кажется остро необходимой насущной актуальностью, однако если развивать эту мысль дальше, следует признать, что в условиях развития безналичных отношений обмена отпадает сам смысл существования денег, ведь они раньше выполняли ровно те функции, что сегодня может банковский счёт делать. «Золотой стандарт» в этих условиях является просто лишним промежуточным звеном, так как с куда большим успехом и надёжностью человек может в банке хранить просто золото или серебро определённого веса, перекидывая их со счёта на счёт и оплачивая ими свои покупки. Цены в этих условиях могут с большим успехом измеряться не в рублях или долларах, а в граммах драгоценных металлов, прежде всего золота.
«Золотой стандарт» тут необходим, но лишь как промежуточный элемент перед полным отказом от национальной валюты. Правительство должно полностью прекратить эмиссию денег и провести постепенную их «стерилизацию», предусмотрев определённый золотой резерв в соответствии с заявленной ценностью национальной денежной массы и предоставить возможность гражданам перейти с «рублёвых накоплений» на накопления золотых безналичных счетов. Попадая обратно в государственный бюджет эти рубли, следовательно, можно «погасить» и уничтожить, высвобождая эквивалентный им объём золотых резервов, направляя их уже на бюджетные расходы и инвестиционные проекты.
Разумеется, одномоментно такие изменения провести невозможно, и это радикально увеличит стоимость золота, подорвав современную финансовую систему. Но рано или поздно кто-то этот процесс начнёт и тот, кто будет делать это первым, получит наибольшие преимущества, успев перевести национальные деньги в золото по наименьшей цене, в то время как остальные экономики рано или поздно тоже на это пойдут, но будут вынуждены при этом переплачивать в условиях стремительной гиперинфляции своих денежных систем на фоне растущей стоимости золота. Ведь очень быстро не найдётся идиотов, которые бы использовали те или иные «деньги», когда можно перевести свои накопления сразу в постоянно повышающие свою стоимость драгоценные металлы.
При этом, такие пертурбации вызовут определённые трудности у экспортёров, которые можно нейтрализовать, просто официально легализовав внутри национальной экономики хождение устаревающих иностранных валют, которые будут ещё некоторое время использоваться для иностранного обмена, в условиях стремительного удорожания национальной валюты привязавшей себя к стремительно удорожающему золоту. Формально, это даже не будет в привычном смысле переходом к «золотому стандарту», поэтому Россию не выгонят из Всемирного Банка, да и конституционный принцип «рубля как национальной валюты» нарушать при этом не нужно, просто устранив какие-либо ограничения на обмен и хождение иностранных валют и золота и постепенно переведя все правительственные операции на безналичные золотые счета, собирая в золоте налоги и выплачивая в нём пенсии и зарплаты на основе безналичных операций. «Деньги» в этих условиях останутся лишь предметом истории, такой же диковинкой для коллекционеров, как почтовые марки в условиях всеобщего распространения электронной почты. С той лишь поправкой, что устранение денег и их замена безналичными драгоценными металлами, будет много важнее и сделает экономику несоизмеримо более стабильной и справедливой системой, с постоянным снижением цен, без кризисов и финансовой олигархии. Сегодня государство, напротив, всячески противостоит золотым накоплениям граждан, запрещая прямую скупку ими золота, ограничивая его добычу и поиски, сдирая налоги даже с процедуры обналичивания металлического счёта, справедливо рассматривая золото как угрозу своей финансовой монополии и власти над населением. Но это же золотого может стать источником беспрецедентного национального процветания, сразу подняв наше общество над львиной долей современным экономических проблем.
Разумеется, рано или поздно и золото, как универсальный и ценный товар, утратит свою актуальность и значение. Вероятно, золотой бартер будет постепенно вытесняться альтернативными формами бартера, когда крупные корпорации и общины будут заманивать своих членов ни сколько высокими зарплатами (теряющими смысл в условиях постоянного снижения цен), сколько дополнительными социальными гарантиями и услугами. Фактически, это приведёт к тому, что в долгосрочной перспективе даже золото потеряет свою актуальность, а общество фактически перейдёт к коммунизму и плановой экономике в условиях отсутствия какого-то редкого товара универсальной ценности и развития механизмов прямых услуг и обязательств. Это превратит, в конечном итоге, человечество в одну большую семью, в рамках которой люди достаточно доверяют друг другу, чтобы оставить в прошлом само понятие торговых отношений, актуальных лишь во взаимоотношениях с дикарями и чужаками. Однако, искусственно этот процесс невозможно ускорить, но коммунисты в этом смысле должны двумя руками поддержать жизненно актуальную и для «капиталистов» отмену денег как устаревшего и окончательно деградировавшего института, ставшего сегодня таким же препятствием на пути социального развития, как понятие «авторского права» оторванное от своего реального договорного содержания.