Так называется книга психолога Виктора Франкла. Познавательная книга, только местами тяжелая - слишком много научных терминов. Если это не пугает - рекомендую к прочтению.
Франкл фиксирует очень характерное для нашей эпохи явление - человек не понимает, для чего живет. Дефицит жизненных смыслов создает в обществе экзистенциальный вакуум, а это, в свою очередь, порождает различные нездоровые проявления.
Франкл пишет:
"Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты.
Не будучи следствием невроза, экзистенциальный вакуум вполне может быть его причиной.
Он коренится не в психологических комплексах и травмах, но в духовных проблемах, моральных конфликтах и экзистенциальных кризисах, поэтому такой коренящийся в духе невроз требует от психотерапии сосредоточения на духе".
Франкл приводит статистику по студентам, пытавшимся совершить самоубийство. Подавляющее большинство из них физически здоровы и не испытывали материальной нужды. При этом 85 процентов сказали, что не видят в своей жизни никакого смысла.
Еще одни весьма показательный пример - это опрос, который был проведен в 360 университетах США. Почти три четверти опрошенных американских (!) студентов на первое место ставили вовсе не материальное благополучие, а желание "прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной".
Что происходит, когда человек не находит смысла? Франкл пишет:
"Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла".
То, что молодые люди в студенческом возрасте ищут смыслы - это абсолютно нормально. Проблемы начинаются там, где общество не может удовлетворить запрос молодежи. В результате одни спиваются или уходят в виртуальный мир - подальше от тоскливой жизни. Другие находят не вполне здоровые и безопасные способы самовыражения. Третьи удовлетворяются суррогатами, которые может дать общество потребления.
Франкл опубликовал книгу где-то в начале 80-х, но за прошедшие тридцать лет ситуация только ухудшилась - и на Западе, и, особенно, в России. Дело в том, что у нас после Перестройки произошла настоящая катастрофа в образовании. Во-первых, это было связано с охаиванием своих героев, своей истории. Это неизбежно вело к потере авторитета старшего поколения. Затем начал падать культурный уровень - молодые россияне стали меньше читать, в особенности те произведения, из которых как раз таки и можно было бы что-то для себя почерпнуть. В итоге, у молодежи просто исчезли ориентиры. Взамен утраченных смыслов перестройщики попытались внедрить в общество ложную парадигму, что человек есть то, что он имеет. Т.е. смысл в том, чтобы много иметь и получать от жизни удовольствие.
Однако, многие психологические эксперименты подтверждают справедливость поговорки «не в деньгах счастье». Пропагандируемый авторами перестройки потребительский гедонизм является лишь суррогатом настоящих смыслов, и далеко не все готовы этим суррогатом удовлетвориться.
Франкл об этом сказал так:
"Удовольствие никак не может придать жизни смысл.
Радость может сделать жизнь осмысленной, только если она сама имеет смысл. Смысл радости не может заключаться в ней самой.
Принцип удовольствия является искусственной психологической конструкцией. Удовольствие - это не цель наших стремлений, а следствие их удовлетворения.
Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели".
(продолжение следует)