О еврейских колхозах, где еврейские рабы работают за палочки

Aug 08, 2015 16:27

Все последние четверть века в России модно хаять колхозы. Каких только страшных сказок не услышишь про них от людей, весьма далёких от реальности. Суть чёрного мифа о колхозах: Сталин уничтожил «эффективных» кулаков, чтобы сделать крестьян беспаспортными рабами, работающими за палочки. В пику такому мнению предлагаю ознакомиться с гораздо более жёсткой организацией израильских кибуцев. Может, что-то больше поймёте и о колхозах, где люди имели гораздо больше свободы и самостоятельности. Читать у sitnikovalbert в Израильский кибуц - модель альтернативного социализма?

Во избежание всяких недоразумений предупредим: в настоящей статье речь пойдет не об израильском кибуце как о конкретной форме поселения и жизни в конкретное время и в конкретной стране. Нас интересует скорее "модель кибуца", то есть типология, а не история. Главный аспект при этом - небольшие "коллективные" жизненные структуры.

Таким структурам часто противопоставляется как другой полюс представление и опыт анонимного "общественного" стиля жизни в больших городах. Поскольку это противопоставление на многих уровнях и по многим проблемам (снова?) всплывает в политических и околополитических дискуссиях, прояснение связанных с этим вопросов становится одним из самых важных и интересных вызовов, с которыми сталкиваются силы "левой альтернативы".


1. Обзор истории кибуцев.

История кибуцев тесно связана с историей сионистского заселения Палестины, осуществлявшегося с 1882 г. несколькими переселенческими волнами - "алиями". Безработица и тяжелые условия жизни заставляли трудящихся объединяться для оказания взаимной помощи. Эти группы рабочих вместе выполняли подряды на работы, создавали свои предприятия; соединение индивидуальных доходов обеспечивало каждому экономические гарантии. Стали развиваться различные начатки кооперативов, потребительских и производственных товариществ. В результате эксперимента по передаче группе рабочих для совместной обработки земли, купленной сионистским поселенческим обществом, в 1910 г. возникла Дегания - первая "квуца" ("маленькое сообщество"), которую считают сегодня первым кибуцем. Сельскохозяйственное производственное товарищество быстро доказало свое преимущество над другими поселениями, находившимися в состоянии застоя. В условиях Палестины оно стало наилучшим способом ведения хозяйства и наилучшей формой еврейского заселения.1 В этом создании "снизу", в прямой ориентации на на необходимость и требования жизни (до всякого теоретического обоснования) В. Пройс видит одну из важнейших причин успеха и устойчивости модели кибуца2

Коллективная форма труда и жизни казалась идеально связанной с целью сионистского движения - "национальным возрождением." и всеобъемлющим социальным преобразованием путем изменения не только общественных отношений, но и самого поведения человека. Основные идеи, которые в основном верны до сих пор, исследовал в "Законе квуцы" в 20-е гг. член Дегании О. Лебл:

1. Общая обязанность трудиться;
2. Коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;
3. Коммунистическая жизнь при равных условиях жизни в квуце;
4. Равенство прав в сообществе и в хозяйстве;
5.Самостоятельный выбор при утверждении рабочей организации;
6. Ответственность каждого и ответственность по отношению друг к другу;
7. Дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;
8. Свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т. д.;
9. Отказ от использования наемного труда в хозяйстве квуцы;
10. Общественное воспитание и питание детей до достижения ими возраста работоспособности;
11. Обеспечение по старости и неработоспособности;
12. Открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;
13. Равная обязанность всех членов квуцы (мужчин и женщин) работать в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т. д.);
14. Проникновение членов квуцы в хозяйственные проблемы (объема хозяйства, его отрасей, образования и повышения квалификации);
15. Постоянное стремление к увеличению производства;
16. Расширение квуцы в рамках ее хозяйственных возможностей;
17. Взаимопомощь между членами квуцы как продолжение идеи квуцы.3

Члены кибуцев считали себя лидерами движения к равенству и социальной справедливости и одновременно пионерами национального поселенческого движения. Отождествление "еврейства" с социализмом было, конечно, примитивным, но пропагандистски действенным. после провала буржуазного заселения Палестины сионистским организациям не оставалось ничего другого, кроме как развивать кооперативные формы. Организации вроде "Еврейского колонизационного общества" и "Еврейского национального фонда" (Керен Каемет ле - Исраэль) покупали землю и передавали ее затем для обработки не имеющим средств товариществам. Несмотря на большие хозяйственные трудности и нестабильность первых кибуцев, движение росло, поселения становились крупнее, их хозяйственная база расширялась.

Становилось все яснее, что развивать заселение может только рабочее движение. Но для того, чтобы содействовать массовой иммиграции и обеспечить еврейское большинство в Палестине, понадобилась жесткая организация израильского профсоюзного движения - Гистадрут, аппарат, которому вынуждены были подчиниться и кибуцы. Энтузиазм радикальных рабочих групп - Гдуд ха-авода (рабочих батальонов) систематически сдерживался, их анархо-синдикалистские представления переводились в русло национальных сионистских устремлений и подчинялись им. Идея соединения многих коммунистических групп в "сеть коммун" не была осуществлена4. С ростом иммиграции и количества групп с другим социальным составом формы поселений в рамках движения кибуцев становились более разнообразными с точки зрения концепций и организации.

"Социальная структура квуцы отражала социалистический идеал иммигрантов. Ее сердцевиной был принцип абсолютного равенства членов, как в том, что касалось удовлетворения личных потребностей, так и в том, что касалось их участия в решениях относительно хозяйства и управления поселением. Не было ни частной собственности, ни индивидуальной или связанной с семьей частной жизни. Квуца стремилась к созданию оптимальных возможностей для развития каждого из ее членов, но принципиально подчиняла индивидуальные интересы общим, что апредъявляло высокие требования к самодисциплине и самоотверженности индивида. Поскольку не все иммигранты были способны и готовы подчиниться такой дисциплине, уже в период четвертой алии (четвертой переселенческой волны 1924 - 1928 гг. - прим. перевод.) сложился более либеральный тип кооперативного поселения - мошавы.5 Этот тип поселений обрабатывал землю "Еврейского национального фонда", но делал упор на семью как на социальный элемент сообщества. Центр тяжести кооперации переносился на сферу закупки и выхода на рынок"6

Вплоть до 1922 г. были основаны 46 коллективных поселений. Позднее движение кибуцев совместно с образованным в 1929 г. "Еврейским агентством", с "Еврейским фондом" и Гистадрутом занималось приемом и интеграцией массовой волны иммиграции, вызванной нацистскими преследованиями. Хотя в 1937 - 1948 гг. иммиграция была запрещена, число иммигрантов за 1937 - 1947 гг. возросло более чем в два раза - с 649 до 1747 тыс., а число членов кибуцев - с 47 до 84 тыс. Только за 1936 - 1939 гг. были основаны 55 новых коллективных поселений.7

После начала нападений со стороны арабов в 1936 г. кибуцы продемонстрировали свою боеспособность; они служили складами оружия и базами для отрядов. Наконец, как поселения пионеров, они внесли существенный вклад в окончательное отделение израильского государства. в то же время они в большинстве своем выступали за мирное сосуществование и сотрудничество с палестинскими арабами, политически активно участвовали в движении "Мир - сейчас". После создания государства в 1949 г. кибуцы потеряли часть своих национальных задач.. Но кибуцное движение и сейчас еще входит в элиту общества. Большинство членов кибуцев принадлежало к самым острым критикам правительства Бегина, особенно его политики на оккупированных территориях и отношения к палестинцам.

В Израиле существует около 270 - 280 кибуцев.8 Если к этому прибавить вышеупомянутые мошавы и другие свободные товарищества, то окажется, что подавляющее большинство сельского населения Израиля живет в товариществах или непосредственно в кооперативных поселениях. При этом кибуцы и мошавы дают до 70 % сельскохозяйственной продукции страны.9

В кибуце в среднем живет около 200 членов, хотя это число может сильно колебаться от св. 100 до 2 тысяч. Это зависит прежде всего от возраста кибуца и числа живущих в нем поколений. Мошавы в основном меньше.

Число и численность населения кибуцев за минувшие десятилетия постоянно росли, но их доля в общем населении страны за счет больших волн иммиграции после второй мировой войны упала с 6 % в конце 30-х годов до 3 - 4 %. С одной стороны, кибуцы приобретают новых членов (в том числе через браки), с другой, 40 - 50 % лиц, выросших в кибуце ("сабров"), став взрослыми, покидают его и переселяются в город.

2. Является ли кибуц альтернативной моделью социализма?10

Этот вопрос - решающий для тех задач, которые мы поставили, но на него нельзя ответить просто так, абстрактно. Кибуц можно рассматривать с различных углов зрения и различных интересов:

- как модель целостного труда и целостной жизни;
- как модель товарищеской организации производства и потребления;
- как модель социальной интеграции и социальной гарантии;
- как модель децентрализованной организации;
- как модель демократического, освободительного сообщества;
- как модель альтернативной индустриализации;
- как модель разумного, эффективного сельского хозяйства;
- как модель "автоцентрированного" развития на наиболее "низком" уровне;
- и т. д.

Все эти подходы в определенном отношении представляют интерес; можно найти и другие. В данной работе мы сможем, разумеется, остановиться лишь на некоторых из них. С другой стороны, само это перечисление не должно создавать впечатление идеализации кибуца. В нем также есть свои внутренние, структурные проблемы и противоречия, а возможно и процессы, вызывающие проблемы - следствие или влияние структурных изменений, характеризуемых как "модернизация" и "либерализация".

Ниже мы представим с различных точек зрения реальную жизнь в кибуцах, как кажется, далеко не во всем однородную и "идеальную".

2.1. Прямая демократия11

Одна из главных ценностей кибуца - как можно более полное осуществление базисной демократии. Это демонстрируют прежде всего многочисленные политико - административные институты кибуца, которые призваны обеспечить высокий уровень участия членов в принятии решений либо практически уже предопределяют таковое.
Институты прямой демократии в кибуце выглядят следующим образом12:

Общее собрание

Социальная подсистема
Экономическая подсистема

Исполнительная комиссия
Комиссия по управлению

Комиссия по труду

Центральное управление:

1.Секретарь

2.Координатор
 по управлению

3.Казначей

4.Координатор по труду

Комиссии по управлению и услугам
Отдельные рабочие и отраслевые группы

- комиссия по социальным вопросам
- молочная ферма

- комиссия по культуре
- птицеферма

- комиссия по потреблению
- cash crops

- комиссия по здравоохранению
- земледелие

- комиссия по "второму поколению"
- промышленность (различ.)

- комиссия по обороне
- уход # ремонт

- столовая # кухня

- одежда

- воспитание

Общее собрание, проходящее чаще всего еженедельно, - высший решающий орган и в известной мере последняя аппеляционная инстанция по всем делам кибуца. Текущие функции по управлению и координации на уровне кибуца осуществляются секретариатом, а в отдельных сферах деятельности - различными комиссиями, которые собираются каждые 1 - 3 недели. В отличие от секретариата, члены комиссий должны выполнять эту работу в свободное от регулярной работы время ; это немаловажно в кибуце, где правилом является 48 - часовая рабочая неделя. В комиссиях всегда работает около трети членов кибуца.

" Но это еще не все. Кроме того, имеются активные люди, которые берут на себя ответственность в ходе трудового процесса; они и политически активны в делах кибуца . . . Есть, правда, как мы говорим, людская переферия - люди, которые не ходят на общие собрания и не берут на себя ответственность за что - либо еще . . . По нашим подсчетам, это 10 - 15 % . . . С другой стороны, гораздо чаще бывает, что те же, люди, которые активны в комиссиях, берут на себя ответственность в вопросах труда и ходят на собрания" (М. Рознер).

В среднем, еженедельные общие собрания посещают только около 30, но благодаря общей ротации (смене) постов (срок пребывания на посту 1 - 2 года), степень участия людей в принятии решений на протяжении большего периода времени значительно шире.

Процесс "модернизации" кибуца не обошел и сферу его институтов. Имеются попытки частично заменить прямую демократию - один из самых "священных" принципов кибуца - представительным советом.13 Диференциация функций сказывается и по-другому. Комиссии становятся более многочисленными, к собственно управленческой работе прибавляется задача интеграции отдельных сфер управления. В той мере, в какой идет процесс дифференциации функций, растет и опасность складывания формальных и особенно неформальных иерархий. в кибуце пытаются бороться с этой проблемой различными способами: например, к эгалитарному распределению благ и ротации постов пытаются добавить "статусное несовпадение". "Существует аргумент, что индивиды, выполняя различные роли и функции, стремятся иметь во всех из них примерно равный статус . . . Кибуц здесь, напротив, намеренно создал несоответствие. Тот, кто занимает высокое положение в сфере труда, не получает аналогично высокого поста в социальной сфере" (У. Левиатан).

2.2 Организационная структура 14

Если исходить из того, что центральной организационной структурой кибуца является сильно интегрированная сельская община, встают два вопроса, на которые могут быть даны ответы, вызывающие большие споры. Во-первых, как выглядит эта организационная структура внутри кибуца; что это: давление группы на индивид или солидарное сообщество? Во-вторых, как работает организация движения кибуцев, выходящая за пределы отдельной общины?

Вот несколько ответов на первый вопрос:

"Нельзя утверждать, будто в кибуце вообще нет никаких отклонений от принятых в нем норм. Тяжелые проступки, нарушающие общие законы, редки, но случается немало отклонений от неписанных законов и норм кибуца . . . Если каждый знает другого и знает, что он делает, можно быть более справедливыми друг к другу . . . Это связано с другим принципом общественой организации, о котором говорил еще Маркс. Речь идет о социальной системе, в которой можно видеть происходящее, которая обозрима, не анонимна и не слишком сложна, так что ее можно понять . . . Эта обозримость может вести к социальному давлению и побуждать к конформизму, но я полагаю, что достаточно много элементов в кибуце этому противодействуют. Если сравнивать с этой точки зрения отношения в кибуце и во "внешнем мире", то можно обнаружить, что важнейший элемент социального конформизма вне кибуца состоит в том, что каждый человек должен продавать себя как рабочую силу . . . Это означает, что даже если этот "социальный контроль" может вести к конформизму, то это совсем не тот конформизм, о котором идет речь в обществе потребления" (М. Рознер).

"Иногда групповое давление на индивида воспринимается как слишком сильное, и человек предпочел бы работать вне кибуца. В подобных случаях люди работают в региональной индустрии или где-нибудь в движении. То есть они совершенно не обязательно должны быть полностью интегрированы. Но именно эта интеграция - решающий элемент притягательной силы, излучаемой кибуцем" (С. Гевони).
Представляется, таким образом, что сама формулировка вопроса "групповое давление или солидарное сообщество?" неверна.15

Ответы на второй вопрос.

Большинство кибуцев объединены в три больших союза:
- либеральное "Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим" (Объединение квуцей и кибуцев), близкое к социал-демократическому крылу Партии труда (партии Ш. Переса и И. Рабина). Основанное в 1951 году, это самое "молодое" из трех объединений. В 1971 г. в него входили 83 кибуца.
- "Ха-киббуц ха-меухад" ("Объединенный кибуц"), образован в 1927 г., политически ориентируется на левое крыло Партии труда. В 1971 г. включал 58 кибуцев.
- "Ха-киббуц ха-арци" ("Всеизраильский кибуц") - "наиболее лево" ориентирован, близок к социалистической Объединенной рабочей партии "Мапам". В 1971 г. включал 75 членов.16

"Особую историческую заслугу движения составляли его выступления за сотрудничество с арабскими рабочими и за социальное равенство арабских и еврейских рабочих еще до образования государства. И после 1948 г. "Ха-киббуц ха-арци" остался важнейшим сторонником равенства арабов".17 Наиболее часто цитируемые в данной работе члены или исследователи кибуцев почти все связаны с движением "Ха-киббуц ха-арци".

Все три союза, в свою очередь, ассоциированы друг с другом в "Союз движения кибуцев" ("Брит ха-тнуа ха-киббуцит", осн. в 1962 г.). В рамках этой федерации созданы также различные совместные учреждения, в том числе "Институт Хешеф" - "самое значительное на сегодняшний день в Израиле учреждение в сфере руководства сельскохозяйственными предприятиями, в области экономии производства . . . "18 Кроме того, имеется несколько совместных торговых организаций.19 В целом, взаимопомощь - очень важный элемент в союзах кибуцев, и это часто называют решающим фактором для выживания и позитивного развития кибуцев. Однако в неизбежной косвенно-представительной форме организация этих союзов и "внутри" содержатся "органические" проблемы:

"Существует проблема эгоизма со стороны отдельных кибуцев, когда заходит речь о кооперации между кибуцами . . . , так что это превращается в вопрос о возможности отождествлять себя с более крупными единицами. Одновременно это и общая проблема - ведь между тремя сотнями членами кибуца нет таких же эмоциональных связей и такого же отождествления себя с другими, как в более мелкой группе из 10 или 20 человек . . . Существуют и бесспорные границы коллективизма. Если он выходит за рамки определенных размеров, . . . то может сохраняться только при наличии сильной идеологической мотивации или сильной зависимости" (М. Рознер).20

Продолжение в следующей статье.

колхозы, Израиль

Previous post Next post
Up