(По следам поездки с
nehag-sus)
Хурват Мидрас (ар. Хирбет Дурусия) находится на территории
парка Адулам, метрах в восьмистах к востоку от шоссе номер 38, на этом участке более-менее следующего маршруту римской дороги Иерусалим -
Элевтерополь. В 30-е
Абель предлагал идентифицировать объект с населённым пунктом Друсиас, упомянутым у Птолемея. Далее возникла гипотеза, что название было дано Иродом в память о пасынке Августа
Друзе, погибшем за девять лет до нашей эры. По другой гипотезе, виноват дуб, который по-гречески "друс" (δρυς).
Ещё в девятнадцатом веке здесь отметились Виктор Герен и британцы из PEF. Амос Клонер проводил здесь раскопки в 1976-м плюс изучал местность, так сказать, неинвазивно. В ходе изучения обнаружилась массивная притолока с резьбой; позднее Цви Илан нашёл соответствующие косяки. Предполагалось, что под землёй скрывается синагога. Уже почти в наши дни поступил сигнал, что около притолоки ковыряются в земле "чёрные археологи"; посему в 2010-11
копнул Амир Ганор и вместо синагоги обнаружил
византийскую церковь с мозаичным полом. Довольно быстро
какая-то зараза повредила мозаику, от греха подальше церковь закопали обратно, и в результате в данный отчёт она практически не попала. С другой предполагаемой синагогой тоже есть неясности (см. "тело" поста).
По итогам исследований считается, что в персидский или греческий период здесь возникло еврейское сельскохозяйственное поселение, достигшее расцвета в начале-середине римского периода, но тут случились антиримские восстания с известными последствиями. В византийский период здесь жили христиане; какое-то население оставалось и при халифате; далее наблюдается только "ограниченная сельскохозяйственная деятельность". Результаты всего перечисленного и неперечисленного разбросаны на площади 120 дунамов; кое-что благоустроено и снабжено табличками; кое-что нет; и полагаю, есть ещё немало не попавшего в кадр.
По пути к:
Туда я не полез:
Еврейская погребальная пещера конца первого или начала второго века; лет 15 назад была сильно повреждена какими-то вандалами:
Дверь напротив входа и подземный ход справа:
За дверью - помещение с оссуариями:
Подземный ход:
По одной из ссылок написано, что пещера соединена с другой, византийской, украшенной изображениями крестов. Видимо, это она и есть. На стене и в самом деле можно разглядеть что-то похожее на крест:
Вершки общественного здания, в своё время интерпретированные Цви Иланом как синагога периода мишны/талмуда:
В последние годы здание раскапывала Орит Пелег-Баркат и исходя из архитектурных особенностей
склонна считать его языческим храмом. Ширина здания 18.24 м; длина, видимо, пока неизвестна.
Лестница и резервуар:
Вид с фланга:
Рядом:
Раритет - ступенчатая пирамида, со стороной десять метров и высотой три с половиной метра (в оригинале, видимо, было порядка пяти). Часто говорят, что это единственная пирамида в Израиле; но
есть нюансы. Ниже находится погребальная пещера, которую, вероятно, пирамида
призвана было "обозначить".
Пирамиду тоже подраскопали немного в последние годы:
Вид на мошав
Цафририм:
К голубятне:
Голубятен в предгорье буквально сотни. Учёные мужи считают, что во-первых голубей ели, во-вторых отходами их жизнедеятельности удобряли сельхозугодья, и в-третьих возможно птичек использовали "в ритуальных целях".
Укрытие времён восстания Бар-Кохбы:
Нам направо:
Внутри довольно тесно:
Снова на свежем воздухе:
Этажом выше:
И ещё дыры в земле:
В одной из дыр пячется голубятня:
И наконец - здесь зарыта собака церковь. Под апсидой обнаружили могилу, которой видимо придавалось большое значение. Возникло предположение, что церковь - то самое здание, что
значится на мозаичной карте из Медвы как "Вефзахар, {дом} святого Захарии". Про могилу Захарии в этих местах пишет паломник Феодосий (примерно 530):
От Элевтерополя до места, где покоится святой Захарий, шесть миль, а от этого места до Аскалона 20 миль.
Правда, Ганор и ко отмечают, что церковь отделяют от Бейт Говрина 4.8 км, то есть примерно три римские мили, а не шесть, как у Феодосия. Вот ещё, у
Антонина из Пьяченцы (примерно 570):
Затем, свернув в сторону, мы прибыли в город, называемый Элевтерополь, на место, где Сампсон челюстью осла избил тысячу человек; из нее вытек источник и источник этот орошает эти места до нынешнего дня. Были мы и у места, откуда он вытекает. Затем прибыли на место, где убит Захария и почивает в теле; прекрасная, украшенная базилика и много рабов Божиих. Затем прибыли на место, где Исаия распилен пилою и почивает, а пила эта во свидетельство положена у святого Захарии.
На существование традиции, связывающей эти места с неким Захарией, нам также намекает название
соседнего мошава Зхария, позаимствованное последним у арабской деревни; холм к югу от мошава, известный нам теперь как
Тель Азека, по-арабски тоже Тель Закария. А неким - поскольку христианская традиция частенько путает
ветхозаветного пророка Захарию,
ветхозаветного же священника Захарию Йеоядовича и
новозаветного Захарию, отца Иоанна Крестителя; подробнее см.
здесь.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
אמיר גנור, אלון קליין, רינה אבנר ובועז זיסו - כנסייה ביזנטית ומערכת תת־קרקעית חצובה מימי מרד בר־כוכבא בחורבת מדרס שבשפלת יהודהעמוס קלונר - מערות חורבת מדרסA Remark Concerning the Origin of the Name Kh. Midras/Drousia By Guy StiebelJudea Samaria Publications 14 - Corpus of Christian Sites in Judea
אורית פלג-ברקת - תגלית מפתיעה בחורבת מדרסBalandin.netОтчёт ЖЖ-юзера
m-k:
1,
2 Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il Отчёт ЖЖ-юзера
samram111 Отчёт ЖЖ-юзера
losew