Лигурийские песни

Sep 02, 2021 21:13



1.
В неприметных провинциальных городах цепляешься за имена и фамилии: Giacinto Scelsi (1905 - 1988). Он родился в Специи. Странно, что в Википедии, в разделе «Известные уроженцы и жители», об этом ни слова. Обычно окраинные города что есть сил стремятся присвоить себе фамилию мирового масштаба: скребут, откапывают, подвешивают мемориальные плиты. Два дня я бродил по Специи, но так и не обнаружил знака, метки, клейма, соединяющих имя и город. Возможно, недосмотрел.                                                          
Великий дар выдавил Шельси из Специи.
Знаменитую девятичастную сюиту композитор советовал исполнять с абсолютной внутренней безмятежностью; как впрочем, и слушать. «Нервным людям лучше держаться подальше от моей музыки!» Нервным людям лучше держаться подальше от бессобытийной Специи, она их не отвлечёт от собственной нервозности (не развлечёт). Находясь в этом приглушённом приморском городе, несколько наивно, нелепо и даже банально слушать фортепианную музыку Джачинто Шельси (музыка как способ замаскировать внешнюю праздность). Её «смысловая концентрация», дзен-буддистская, визионерская сосредоточенность. Её смиренная тишина, раздираемая приступами экстатичности. Его тотальное одиночество. «Его уникальный синтаксис музыкальных фраз; внутренняя логика синтаксиса и смысла» (пианистка Шира Легманн).
Архитектурные фразы Специи лишены логики и смысла, что легко объяснимо: во время Второй мировой город нещадно бомбили. То, что осталось, монтировали встык с послевоенной застройкой, одноликими монохромными зданиями семидесятых-восьмидесятых годов, премиально-романтическими девяностых-двухтысячных, минималистично-модерными последних десятилетий. Так было и в других странах Европы. Вероятно, разрушенные итальянские города отличаются тем, что эстетическое качество того, что осталось, на несколько порядков превосходит эстетическое качество того, что пристроилось. Так распространяются естественные хаос, красота, не-красота.
Об одном своём раннем сочинении (о музыке в принципе) Шельси писал как о последовательности эпизодов, которые альтернативно выражают время в движении, человека, объятого символами, им воплощёнными: монастырями, соборами, священными звуками. Чем не о городе.


личное, Лигурия, фотографии Д. В.

Previous post Next post
Up