Главный калибр империи

Nov 26, 2018 16:14



Опытная установка 16"/50 орудия на батарее Научно-испытательного
морского артиллерийского полигона (НИМАП, до 1925 г. -- Главный морской полигон). 1940 г.
***
В рамках проекта "Линкор-1915"  Обуховский завод был назначен головным предприятием
по созданию для нового русского сверхдредноута артиллерии главного калибра.
Завод в связи с этим подвергся значительной модернизации.
Было получено новое оборудование и станки, расширены цеха, началось переоборудование полигона.
Основным был заказ на орудие 16"/45, однако выделенные средства при разумном их использовании,
а так-же собственные средства завода позволили расширить НИОКР.
Кроме основного заказа завод по собственной инициативе начал разработку орудий повышенного
могущества -- 16"/50, 16"/52 и 16"/54, а так-же 16" гаубицы для сухопутных армии.
В связи с началом Великой войны финансирование проекта было сокращено и к 1917-му году.
К началу серийного производства была готова только 16" гаубица.
Её производство предполагали запустить на Царицынском артиллерийском заводе (в советское время
-- сталинградский завод "Баррикады"). Однако начавшейся революционный хаос похоронил этот проект.
Кроме того в финальной стадии были работы по опытному морскому орудию 16"/50.
Проект был возобновлён в 30-е годы при попытки в СССР создать крупные артиллерийские корабли.
Однако ни промышленная ни научная база довоенного СССР не позволили быстро перевести проект
в практическую плоскость.
Не удалось создать ни главную энергетическую установку ни браню. Всё это предполагалось закупить за
границей.
Провалом закончилась и попытка создать для советских линкоров орудие главного калибра.
Созданное на Новокраматорском машиностроительном заводе  опытная установка 16"/50 орудия
проигрывала по всем показателям (дальность и точность стрельбы, а так-же ресурс) не только всем её
современникам  но даже и орудию созданному на Обуховском заводе до революции.
***


Опытная установка 16"/50 орудия в цехе Новокраматорского машиностроительного завода, 1939 г.
***
Надо ещё вспомнить что трёхорудийная башенная установка создаваемая для советских линкоров
значительно превосходила по массе установку японского линкора "Ямато" это при том что у последнего
орудия главного калибра были не 16" а 18". И что самое позорное для советских конструкторов они по
этому показателю проиграли даже четырёхорудийной башне которую разрабатывали по проекту "Линкор-1915".

Именно опытное орудие Обуховского завода  мы и наблюдаем на Опытной установке 16"/50 орудия
на батарее Научно-испытательного морского артиллерийского полигона.




"Линкор-1915" проект Бубнова Ивана Григорьевича.

***


Постройка "Акулы" и её конструктор -- корабельный инженер И. Г. Бубнов
***
Бубнов Иван Григорьевич (6.01.1872 -- 5.03.1919). В 1891 г. закончил Морское техническое училище, в 1891-1893 гг. участвовал в постройке броненосцев "Сисой Великий" и "Полтава". В июне 1895 г. получил первую премию в конкурсе на лучший проект "Океанского быстроходного крейсера". После окончания в 1896 г. кораблестроительного отделения Морской академии назначен ее преподавателем по только что учрежденному курсу "Проектирование боевых судов". Педагогическая деятельность в Морской академии и (с 1903 г.) в Политехническом институте тесно сочеталась у И.Г. Бубнова с научно-практической деятельностью. С 1900 г. он старший помощник заведующего Опытовым судостроительным бассейном, затем -- председатель комиссии по проектированию и постройке полуподводных судов при МТК. Возглавлял разработку проекта "подводного миноносца водоизмещением 113 т", с 1901 г. строитель и руководитель испытаний первой русской подводной лодки "Дельфин" на Балтийском заводе. С 1903 г. начальник кораблестроительной чертежной МТК, где разработал проекты подводных лодок "Касатка", "Минога", "Акула", "Барс", "Морж", а также проект подводной лодки в 1260 т. В 1908-1914 гг. руководил Опытовым судостроительным бассейном, от заведования которым отчислен в марте 1914 г. в связи с сосредоточением на работе по проектированию 16" линкоров. Сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии линкора нового типа в России. В 1908 г. разработал проект первого русского дредноута "Севастополь", в котором осуществил на практике большинство своих теоретических разработок -- на основе разработанной им дисциплины «Строительная механика корабля» провел новую систему конструкции корпуса с усиленными продольными связями, разработал нормы допустимых напряжений, детально проработал обеспечение непотопляемости и живучести, ввел новую систему броневой защиты. В 1912 г. обосновал основные конструктивные решения при разработке линейных крейсеров класса "Измаил", корпус которых, как и у "Севастополя", проектировался по продольной системе набора, что позволило существенно уменьшить его массу, усилить бронирование и артиллерию. И.Г. Бубнов выступал инициатором широкого внедрения на тяжелых артиллерийских кораблях дизельных энергетических установок и принципов электродвижения. В январе 1914 г. возглавил проектирование линкора «Император Николай I», а в марте того же года - линейного корабля с 16" артиллерией по заданиям МГШ. И.Г. Бубнову было свойственно глубокое понимание проблемы линкора во всей ее совокупности, что в сочетании с фундаментальной научно-теоретической подготовкой делало его подлинным классиком в области проектирования линейных судов. Умер в Петрограде от тифа.

История, Николай II, Промышленность, Технологии, Флот, Люди

Previous post Next post
Up