А я сегодня в концерт ходила...
Ага, именно "в концерт".
Это про меня Муравьева тридцать с лишним лет назад сказала: "И-эх, "в концерт"! Деревня!.."
Очень приятно познакомиться.
Итак, вернемся к нашим птичкам.
Ходила я в не просто концерт, а концерт классической музыки и, как выяснилось на месте, и пения. Происходило мероприятие в культурном центре славного града Ор Акива.
Кстати, без дураков: концертный зал там обладает потрясающей акустикой. Вот, буквально: потрясающей! В смысле: на высшем уровне.
Знающие люди шутят, что такой замечательный зал жители Ор Акивы получили, благодаря деньгам жителей Кейсарии...
(Израильтяне юмор заценили, для всех остальных поясню: Ор Акива - город хоть и славный, но - небогатый, мягко выражаясь. В отличие от него, Кейсария является излюбленным местом израильских (и не только) миллионеров. И по необъяснимому капризу средиземноморской топографии эти два города разделяет всего лишь одно шоссе. То есть эти два города практически являются сиамскими побратимами-близнецами).
Слушать концерт в зале с такой высококлассной акустикой - одно удовольствие. Интуиция подсказала, что так будет, и - не обманула.
Да и трудно не получить удовольствие от обещанной программы: Моцарт, увертюры к "Фигаро" и "Дон Жуану". Верди "Песнь рабов" из "Набоко". И - "Реквием" все того же Моцарта.
Играл симфонический оркестр Раананы.
Замечательно играл, на мой дилетантский вкус.
А Камерный хор Иерусалимской Академии Музыки и Балета был просто хорош, без всяких скидок на мою музыкальную неграмотность.
Но именно по ее вине определенная, пусть и небольшая, часть моего внимания постоянно отвлекалась от классики в сторону всяких незначительных мелочей.
Как то.
Мелочь № раз
Концерт проходил с полной иллюминацией. То есть свет в зале не притушили ни разу.
Поскольку я крайне редко посещаю подобные тусовки, то не могла припомнить: так всегда было принято - не гасить свет в зале на классических концертах, или это исключительно наша, израильская находка? Если среди моих дружжей совершенно случайно затесались главные по тарелочкам (а также скрипочкам, трубочкам и барабанчикам), то подскажите, пжлста, будьте любезны...
Впрочем, по зрелом размышлении, я сочла эту идею с включенным светом вполне себе здравой: вероятность того, что аудитория уснет в самый разгар концерта, сводится, таким образом, к минимуму.
Мелочь №2
На выступлении симфонического оркестра Раананы я присутсвовала впервые.
И, разумеется, прежде всего оценила их оригинальную униформу - в основе своей черную. Согласно известной формуле: в человек все должно быть классическим: и музыка, и прикид... Женщины в разнокалиберных, но сплошь черных платьях, мужчины в черных костюмах, но при белых рубашках и - главная изюмина! - в ярко-лиловых галстуках.
Честно говоря, галстуки эти полностью сбили меня с толку и даже выбили поначалу из колеи. Ну, никак не ожидала я увидить что-нить в этом цвете на классических выях! Ну, прикиньте сами: висят длинные, прямые, жесткие... Как палки, чесслово!.. Ну, и узреть такие вот лиловые палки, упирающиеся острым концом между широко расставленными ногами музыкантов... Ясен пень - полчище мыслей родится в голове при виде сей нетривиальной картинки, и среди них - ни одной пристойной, заметьте...
Первые пять минут я тщетно боролась с непрошенным полчищем, а затем просто закрыла глаза. И столь нехитрым способом достигла желаемого: наслаждения. От прекрасной музыки.
Мелочь №3
Помимо оркестра и хора в концерте принимали участие еще и четыре солиста: сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон. Все догадались, что речь идет о двух женщинах и двух мужчинах? А то ведь я могу и подсказать, мне не западло сама только сегодня узнала...
После того, как оркестр исполненил все заявленные в программе увертюры, солисты вышли на авансцену и... уселись на стулья. Опаньки!
А я-то по своей дремучести была уверена, что петь рекомендуется в стоячем положении: типа, диафрагма лучше проветривается, и звук до ушей идет по самой оптимальной траектории... Но что я?! Я очень мало смыслю в пении вообще, а в классическом я - абсолютный ноль. Тем более что когда настала очередь солистов петь, они встали. Спели свои партии - и снова сели. Потом снова встали, чтобы петь. И так весь концерт. Мне было немножко странно видеть сидящих на авансцене певцов. Опять же я не знаю: возможно, это повсеместная практика. К тому же, сидя, они заслоняли лиловые галстуки и, значит, свою сверхзадачу выполнили на все сто.
Пели они хорошо.
Но не все.
У сопрано был глубокий, проникновенный голос, особенно ей удавались верхние ноты.
Тенор оказался выше всяких похвал. Роскошный тенор, право слово! Просто браво.
А про двух остальных мне сказать нечего.
Особенно мне пришелся по вкусу кусочек, когда они пели вчетвером, но не хором, а параллельно, искуссно вступая по очереди: в том момент, когда один заканчивал выпевать свою ноту, второй ловко ее подхватывал, буквально на самом излете, и продолжал петь ее же, все ту же ноту, но только в своей тональности... Восхитительное вокальное кружево они сплетали...
Мелочь №4
Не могу удержаться и не сказать еще раз пару ласковых о хоре из Иерусалима: классно пели ребятки, приятно было слушать.
Однако...
В середине песни рабов из "Набоко", в самом проникновенном месте, хор, исполнив особенно замысловатую руладу, на секунду смолк, набирая в общие легкие свежие запасы воздуха... И в этой мгновенной тишине в зале прозвучал раскат кашля...
Вот я хотела бы обратиться к знатокам.
Скажите, каким образом вам удается не замечать подобных помех?
Научите, пожалуйста, как отфильтровать зрительские кашли, шуршание обертками, рингтоны невыключенных мобильников, коментарии из соседнего ряда и прочую шелуху - отделить все это от чудесной музыки?
Очень мне бы этого хотелось...
Мелочь №5
Дирижер оказался совсем классный чувак. Работу свою - махать руками в такт музыке - делал с пылом, с жаром и даже со смаком.
В наиболее ответственных моментах он еще и громко притоптывал каблуком по своему насесту.
Мне это тоже показалось несколько странным, но - с другой стороны: беззвучные пасы запросто прозевать можно, а стук каблука ни один самый рассеянный оркестрант не пропустит. Чистая польза.
Еще меня слегка удивило, что после каждого номера он и первая скрипка подолгу трясли друг другу руки. Благодарили за подвиг, что ле?
А когда по завершении программы дирижер горячо расцеловался со всеми четырьмя солистами, я поняла: просто он человек такой - горячий, любвеобильный.
И в подтверждении моей догадки он, выйдя на поклон, принялся рассылать обильные воздушные поцелуи аплодировавшей публике.
Экий ду́шка!
Ну, кажется, обо всем рассказала.
Обо всем важном.