Мезенская роспись по дереву загадочна и не похожа на те северные росписи, центры которых располагаются совсем неподалеку. Всего два цвета - красно-коричневый (сурик), черный (сажа) и натуральный фон, которому придает желтизну олифа, которой потом покрывается готовая роспись. Расписывали, конечно, прялки, другие предметы обихода, берестяные изделия. Лошадки с очень тонкими ножками и вздыбленной гривкой, олени и лоси, располагающиеся на изделиях непременно ближе к небу, так как их рога за это небо цепляются и приносят на землю дождь. Древо жизни. Уточки и гуси, символизирующие души умерших предков. Свастика, левосторонняя и правосторонняя, кроме движения - символы мужского и женского начала. Бёрдо - графический орнамент, квадраты, прямоугольники - распаханные и засеянные поля, волнистая линия - подземные воды... На прялке - вся картина мироздания, от небесной выси до подземного мира. Вроде бы просто и ясно, как будто рисовал ребенок, но дух древности в этом самом примитивизме завораживает, любая черточка, штрих несет в себе смысловую нагрузку, глубокие философские понятия о жизни и смерти и бытовые: сцены охоты, свадьба (две лошадки и древо жизни, как символы встречи двух родов, которым отныне суждено породить новую жизнь.
Когда появилась эта роспись на севере России - неизвестно, есть разные версии. К сожалению, изделия из дерева, тем более роспись на них, обыденных предметах быта, живут недолго, самые старые изделия датируются не раньше середины 19 века...