Психология веры. Что даёт устойчивость народу ?

May 27, 2016 00:10



Рассматривая историю народов за последние несколько тысяч лет можно отметить не только появление, развитие и исчезновение множества племен, этносов и народов, но и разнообразие их исторической судьбы.Одни исчезли не оставив никаких следов, другие остались в преданиях, третьи в исторических хрониках, и наконец, есть такие, которые сохранились от начала письменной истории до наших дней.
Не могут не удивлять народы, которые на протяжении многотысячелетней истории, когда сменилось более сотни поколений, сумели сохранить удивительное постоянство своего языка, культуры и, как говорят, идентичности.

В чем причина?

За счет чего они противостоят неумолимой изменчивости и сохраняют  постоянство уклада жизни и культуры ?

Вот, например, народы нынешней Индии. Разве не удивительно, что народ, заложивший основы своей культуры ещё во II тысячелетии до н.э., то есть примерно за 1000 лет до великого Солона, пережил и древнюю Грецию и Римскую Империю, дожил до наших дней и продолжает излучать жизнелюбие и оптимизм.

Попробуем разобраться за счет чего это происходит.

Можно предположить, что для исторической устойчивости народу необходимы: религиозная и культурная постоянная или священный текст - Канон, содержащий неизменные истины необходимые каждому человеку, необходимы обряды, церемонии и культ, для передачи кода людям и общественный институт жрецов, который будет хранить и Канон и культ.
Для начала давайте посмотрим, как  был создан священный текст Ведв - Канон индуизма. Чуть позже  рассмотрим и другие его слагаемые.

Пришедшие в Индию арии, восприняв от местных племен дравидов некоторые важнейшие элементы их культуры и религиозного мировоззрения, стали развивать собственное религиозное учение, позднее названное индуизмом. Однако  сами индусы стараются для определения своей религии использовать слово  «веданта» или «ведически ориентированное учение» - от  названия  священного для индуистов текста -  Вед (санскр. वेद,) что означает знание.   До сих пор знание наизусть гимнов «Ригведы» является обязательным для каждого образованного индуиста. В наше время Верховный суд Индии ( 1966 г.) определил в качестве ключевого признака индуизма - "признание Вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента индусской философии”.

Данные  археологических и исторических исследований  дали возможность определить Пенджаб как место создания «Ригведы» - самого древнего текста Вед  -  и датировать начало его создания концом II тысячелетия до н. э. К этому времени хараппская цивилизация уже угасла, но поселения племен протодравидов и арийского этноса продолжали существовать рядом, подпитывая обычаи и культуру друг друга.

Из ведийских текстов следует что, носители арийской культуры были в основном скотоводами. Затем они перешли к оседлому земледелию. Жили они в глинобитных хижинах. Покойников хоронили в земле, но знали и обычай кремации, который позже становится в стране повсеместным. Из металлов применяли в основном медь. При этом племена индоариев  продвигались на юг и восток, из Восточного Пенджаба в сторону долины Ганга, которую он и заселили и где столкнулись с протомундскими племенами. По мере продвижения на юг и восток начали изготовлять железные орудия.

Формирование Вед продолжалось более тысячи лет вплоть до III до н.э. В начале Веды предавались устно из поколения в поколение. Затем были записаны на ведийском санскрите.
В Индии верят, что Веды имеют божественное происхождение и переданы от высшего божества Брахмана святым мудрецам - риши сверхъестественным путем, от которых они попали к прародителям человечества - ману, которые уже дали их в виде закона людям. Одним из потомков ману считают Будду.

Собственно Веды - это 4 книги -  Ригведа - «Веда гимнов», Яджурведа- «Веда жертвенных формул», Самаведа - «Веда песнопений», Ахтарваведа -- «Веда заклинаний».
Каждая книга делится на 3 части. Основной частью Вед являются Самхиты - сборники мантр - гимнов, к которым примыкают Брахманы (учение о ритуалах), Араньяки и Упанишады (сокровенное знание)- тексты, являющиеся комментариями к Самхитам.

Самая древняя книга Вед - Ригведа - книга гимнов. Она сложилась к 1000 г. до н. э.
Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, были составлены позднее. Брахманы это тексты, добавленные к Ведам позднее, а Упанишады дополнение к Брахманам.
Самаведа - это сборник напевов, сочиненных преимущественно на стихи Ригведы. Яджурведа - это Веда жертвоприношений, содержащая молитвенные формулы, употребляемые при них.
Ригведа в основном посвящена богам, Самаведа - предкам, так как включает описание погребальных и поминальных церемоний, а Яджурведа - людям.
Ахтарваведа, четвертая книга - это Веда ахтарванов, жрецов огня. Она содержит собрание магических заклинаний и заговоров, используемых в домашних обрядах. Основное ее содержание связано с исцелением. В те времена врачевание производилось с помощью приведенных там заклинаний, ворожбы и колдовства. В Ахтарваведу включены не только магические стихи, но и правила лечения травами.

Поскольку Веды могли слушать только представители высших каст, которые еще в детстве получили знания «у ног учителя», то кроме четырех классических Вед была создана еще пятая Веда - Махабхарата - Веда для низшей касты шудр и женщин. Тем самым и для обездоленных  было предусмотрено духовное развитие. Объем Махабхараты - 85 тысяч двустиший (шлок), что в 8 раз превышает совокупный объем «Одиссеи» и «Илиады».

Вторая часть шестой книги Махабхараты называется Бхагават-Гита - «Божественная песнь». Из всех канонических произведений она получила наибольшую известность.

Таким образом, к первому разряду ведийской литературы относятся: четыре сборника (Самхиты) - гимнов, заговоров и жертвенных заклинаний. Гимны четырех ведийских Самхит непосредственно входят в ритуал, интерпретируя каждое ритуальное действие.

Ко второму разряду относятся Брахманы (толкования высшей сути) - это теологические трактаты в прозе. Они объясняют эзотерический аспект ритуала, происхождение, смысл и назначение отдельных ритуальных церемоний.

К третьему - Упанишады и Араньяки («Лесные книги»), включающие философские поучения и диалоги. Это в основном правила поведения для отшельников, стариков, которые удаляются в лесные скиты, чтобы там доживать свой век в размышлении об истине и ее природе. Упанишады и Араньяки - философская часть Вед. Они разъясняют эзотерический аспект религии, предлагая ее метафорическое толкование.
В Упанишадах содержится учение о Брахмане и Атмане и постулируется круговорот более глобальный, чем круговорот рождений. Считается, что все явления природы, в том числе и человек, нераздельно присутствуют во всех явлениях живой и неживой природы и одновременно - это высшая объективная субстанция, тождественная началу индивидуальному, субъективному (Атману).

Подобное единство составляет краеугольный камень философии Упанишад. Оно отражено в формуле - tat tvam asi («Ты есть То»).
Однако для конкретного человека круговорот бытия может быть прекращен : его душа может выйти из потока и раствориться в Брахмане.

Это и есть мокша - высший идеал освобождения, предполагающий выход за пределы закона кармы и колеса сансары для воссоединения с Первоначальным -
В этом и состоит конечная цель человеческого существования.

Достижение столь высокой, но трудной цели невозможно без активности со стороны человека для достижения полного очищения.
Как они достигают этой цели поговорим в следующий раз.

веды, индуизм

Previous post Next post
Up