О знании вообще и знании научном в частности

May 01, 2012 15:15


(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу по теме приветствуются)

"Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом,
ибо он может постичь и понимать его лишь в меру собственного интеллекта."
(Артур Шопенгауэр)

"Мыслит тот, кто мыслит свободно"
( Василий Тверской)

Специально написать этот текст меня побудила упорно отстаиваемая оппонентом на форуме ЖЖ точка зрения о том, что научное знание является якобы единственным абсолютно точным знанием, в то время как остальные виды знания как бы знанием и не являются. Многократные попытки оспорить это в рамках форума ( здесь, здесь, здесь, здесь, здесь) результата там не дали. Поэтому приведу здесь развернутые пояснения, в чем ошибочность такой позиции. Ведь точное знание тонкостей этого вопроса важно для духовного познания и понимания природы духовного мира.

Подобное заблуждение (что знанием является только научное знание) сродни неверному в настоящее время употреблению и пониманию слова "экология". Изначально это понятие связывалось исключительно с наукой. Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (животных, растений, грибов, микроорганизмов) и их сообществ между собой и с окружающей средой, а также влияние деятельности человека на эти взаимоотношения. Однако с легкой руки журналистов, это красивое слово начало употребляться в обыденной жизни для выражения совсем иного, как синоним слова "окружающая среда", "природа", и даже более того, как внутреннее состояние человека. Например, выражения "плохая / грязная экология города", "защищать экологию", "экология души человека" и пр. в первоначальном смысле (как вид науки) выглядят смешно и даже глупо. Правильно будет ""плохая / грязная среда обитания города", "защищать окружающую среду / природу", "чистота души человека / нравственность человека". Однако такое положение дел уже настолько глубоко вошло в нашу повседневную жизнь, что экологи не в состоянии противостоять ему и вынуждены смириться. При этом у самих экологов имеется четкое понимание, что есть что на самом деле. И среди специалистов подобной путаницы не существует.

Что касается знания и научного знания, то тут ситуация как раз наоборот. Неверное, зауженное толкование этого понятия нередко встречается среди отдельных ученых, специалистов технических профессий и любителей науки. Это вносит дополнительную путаницу в вопрос, который сам по себе непростой .

Обратимся к первоисточникам. Что такое знание? В Википедии на сей счет нет однозначной формулировки. Вместо этого имеется 5 (!) определений в разных значениях. Это свидетельствует о сложности вопроса, о многообразии форм знания и их неравнозначности. Базовое определение звучит так: знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Имеется четкое понимание, что познание не ограничено только сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу.

На основании этого выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Духовное знание также можно отнести к этому ряду.

Первичным и наиболее распространенным является обыденно-практическое знание, дающее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.). Считается, что оно носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Хотя, на мой взгляд, такое понимание чересчур упрощено. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но часто содержит ошибки, противоречия, неполноту. Хотя опять же, многое в этом зависит от опыта и мастерства человека - носителя такого знания.

Научное - знание, основанное на рациональности. Характеризуется объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Научное познание - процесс получения объективного, истинного знания. Его задача - описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научному знанию присущи методическая точность, логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Вненаучное знание. Это знание не является чьей-то выдумкой. Оно продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеет свои источники и средства познания. Важнейшими из них являются так называемые божественные откровения (ченнелинги), озарения (например, у Никола Тесла), пророчества (например, у Ванги) и интуиция. В истории культуры формы знания, отнесённые к вненаучному знанию, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Определенную жизненно важную информацию дают религиозное знание и знание, получаемое через сферу искусства и культуры.

Таким образом, общее, ПОЛНОЦЕННОЕ ЗНАНИЕ человека складывается из суммы всех отдельных видов знаний и существует лишь в такого рода интегральной форме. Отсутствие знания в какой-либо области или сфере обедняет общее знание человека, вплоть до невежества, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Хотя при этом человек может достичь вершин в какой-либо одной области знания, но в целом будет просматриваться однобокость, перекошенность, несбалансированность и даже убогость мировоззрения такого человека. В этой связи умышленное зауживание знания до знания научного представляется серьезным заблуждением, так как ведет к выше указанному. Более того, долговременное "зацикливание" на этом порождает к научный фанатизм со всеми его упрощениями и ограничениями.

В качестве подтверждения приведу отрывок из недавно разрекламированной моим оппонентом беседы член-корреспондента Российской академии наук Леонида Пономарева и академика Вячеслава Степина. Там В.Степанов всё четко расставил на свои места (Кстати, этот отрывок почему-то не вошел в распечатку на ЖЖ оппонента :)

"(Л.П.) - … Сейчас никто не обсуждает другое знание, кроме научного. Это как синоним. Есть знание, то это значит научное знание.

(В.С.) - Конечно. Хотя четко говоря, это односторонне.

(Л.П.) - Это так сейчас.

(В.С.) - Да, но это именно потому, что в этой культуре научное знание доминирует. А вообще-то есть и вненаучное знание. То есть знание, которое связано с обыденным сознанием людей. Там есть такие знания, которые наука даже еще и не может исследовать. Грубо говоря, как может наука предсказать, например, встречается парень с девушкой и мама говорит, слушай, не женись ты на ней, она будет несчастлива у вас, не будет хорошо. Там интуиция, там много сработает такого, зависимого от жизненного опыта. Наука не может просчитать такие ситуации и четко указать почему и как. Есть религиозный опыт, есть то знание, которое связано с художественно-образным постижением мира. Это всё типы знания.

Но научное знание особое. Оно предметно-объектное. Оно всё рассматривает сквозь призму того, что это объект, он живет по таким-то законам. И когда Леонид Иванович говорит о научном методе, я понимаю, во-первых, научное знание - оно такое, что требует, чтобы оно было воспроизводимо. Научное знание не может быть таким, что его знает один человек и больше никто, сакрального характера. Оно может быть повторено, воспроизведено. А если речь идет об опытных науках, у них должен быть эксперимент, который тоже воспроизводим. И второе, он говорит об экспериментальной базе, которая имеет границы и пределы. Я могу ответить, что да, сейчас может в теоретической физике не хватает экспериментальной базы, потому что там такие энергии, которые были в момент рождения Вселенной и сейчас с этим космология начинает работать, как своего рода экспериментальная база для теоретических построений." (Беседа. А.Гордон [47] Конец науки)

И еще очень кратко о так называемой "объективности" научного знания, на которую оно претендует. Объективность - это адекватность знания действительности, т.е. возможность представить и описать предмет так, как он существует сам по себе, без влияния наблюдателя (субъекта) или прибора. Объективность предполагает независимость суждений и представлений от субъекта, его взглядов, интересов, предпочтений, способность непредвзято вникнуть в суть объекта.

Слово"объективность" взято мною выше в кавычки, так это условное и относительное понятие. Правильнее было бы сказать, что научное знание претендует на бОльшую объективность среди иных видов знания, но никак не на абсолютную. Потому что абсолютная объективность недостижима ни в одной области, включая научное познание: мнения, представляющиеся объективными в одно время, могут оказаться субъективными в другое. Например, астрономы долгое время считали вполне объективной геоцентрическую систему мира (Земля в центре мира); потребовалось много столетий и усилий ученых философов, чтобы показать, что более объективной является гелиоцентрическая система мира (Солнце в центре). Затем были открыты галактики, где наше Солнце переместилось на ее окраину в один из галактических рукавов. Затем …

С другой стороны, утверждение об объективности справедливо в отношении изучения окружающего нас макро-мира, где мы имеем дело с относительно простыми физическими предметами и явлениями. Однако, когда мы переходим на объекты и явления макро-космоса, где действуют огромные массы и скорости, близкие к скорости света, то картина уже становится не такой однозначной по причине ограниченности наших инструментальных возможностей. А если передвигаемся в микромир, на квантовый уровень, то там об объективности уже можно позабыть. Там уже принцип неопределенности, а прибор и человеческое сознание (сознание субъекта) становятся частью картины квантового мира и непосредственно учувствуют и определяют видимые результаты исследования.

Таким образом, объективность теоретического описания действительности в полной мере недостижима и, следовательно, утверждение о том, что существует знание, независимое от человека и человечества (объективное знание), не соответствует действительности.

В подтверждение приведу отрывки из той же беседы член-корреспондента Российской академии наук Леонида Пономарева и академика Вячеслава Степина. Текст трудноват для популярного восприятия, но кому интересно, тот найдет в нем подтверждение вышесказанного мною, а также обнаружит путаницу (искусственную притянутость) в применении понятий "объективность" и "истина", (см. во втором текстовом фрагменте).

"Наука формирует картину мира, каждая дисциплина свою, затем возникает проблема, как это соединить в общую картину. В развитии науки есть какие-то этапы. … Пройдя этап "взрыва" (подъема, накопления данных) наука выходит на какой-то уровень достаточно спокойного развития, но это не означает конец этого развития. Наука тогда становится другой. Тип науки, который был в классическую эпоху, и даже когда была квантово-релятивистская физика, в неклассическую эпоху, он снова меняется сейчас. Методы тоже в науке меняются. Методология исследования мира как объективности остается, но условия этой объективности каждый раз смотрятся по-разному.

Например, в эпоху классики считалось, что объяснить мир означает не допускать никаких ссылок ни на субъекта, на его действия, на приборы, которыми он исследует мир, а изучать объект сам по себе, как он дан. Условия исключения всего, что относится к моей деятельности с объектом, является условием описания в его объективности. А вот квантово-релятивистская физика уже меняет это. Она говорит, что для того, чтобы понять, как устроен объект, ты обязательно должен зафиксировать, что у тебя макроприборы, два типа приборов, дополнительность. Т.е. возникает относительность к средствам наблюдения. Это уже другая методика. Хотя принцип объективности остается."

***

- Нужно обсуждать границы метода. Исчерпал себя метод научный или нет? Это интересно.

- Давайте определим, что под методом понимать будем? Вот эту объективность описания? Потому что объективность описания в разных типах рациональности по-разному может пониматься.

- Это правда. И это тоже включение человека в систему. Потому что истина, она зависит от сообщества. Понятие научного результата зависит от научного сообщества.

- Но в этом результате есть что-то от объекта, это самое главное. Вот это и дает ему истину. Я не могу сказать, что истина - это только соглашение между нами.

***

- Это система идеализированных объектов, с помощью которой мы описываем мир. Наука без этого не обходится, в любой теории. Физика ли, биология, социальная наука - там обязательно идеализированные объекты. Как только вы хотите получить научные знания, например, в экономике, если вы хотите закон стоимости получить, вы идеализацию вводите, товар обменивается на товар строго по стоимости. Хотя этого никогда не бывает, есть колебания рыночных цен. Но только так можно разыграть закон стоимости. Или в биологии, например, Закон Харди - Вайнберга, который описывает жизнь популяций. Он фиксирует следующие допуски: это должна быть бесконечно большая популяция с равномерным числом спаривающихся особей, чего никогда не бывает. Всегда есть иерархия в популяциях, они никогда не бывают бесконечными. На этих идеализациях и в физике тоже, на материальных точках, на идеальном газе разыгрываются эти законы. …

(В.С.) - Вопрос о границах метода. Можно ли воспроизвести прошедший день вместе с запахами, со звуками и т.д. такой объем информации нельзя запомнить и передать. Поэтому всегда есть упрощение. Это и есть научный метод. Т.е. разработать соответствующую схему того же явления. И по ключевым элементам восстановить, не точно, но чтобы она работала.

***

(В.С.) - Многие традиционалистские понимания начинают вписываться в современную картину мира. Вот что неожиданно. К примеру, все восточные культуры говорили: мы живем в живом организме, природа - это организм, а не механизм. И к ней нельзя относиться как к мертвому телу, это живое. А что сейчас современная научная картина мира говорит? Что окружающая нас среда называется биосфера. Это и есть живой организм. Мы действуем по отношению к нему как к мертвому и вызываем экологические катастрофы. А древние выработали другие стратегии деятельности."

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/100689.html)

Духовное знание, Наука

Previous post Next post
Up