В пору, когда наша торговля нефтепродуктами «трещит по швам», уместно будет вспомнить, как Российская Империя в 1901 году потеряла сиамский рынок сбыта керосина.
В 1899 и 1900 годах основными поставщиками керосина в Сиам были Индия и Россия ( 1899 год-1801 564 и 946 134 галлонов ) .В 1900 к основным поставщикам ( 3 298 982 и 949 412 г) прибавился Сингапур (106 630) и то, большая часть керосина была российской, перегруженной в Сингапуре.
А уже в следующем году Россия из списка экспортеров керосина в Сиам выбыла. Как же так получилось?
А просто в торговлю снова вмешалась «большая игра» , которую вели на протяжении веков политики России и Великобритании.
По иронии судьбы, основным поставщиком нашего керосина на сиамский рынок была английская компания. После приобретения на острове Борнео собственных нефтяных промыслов, англичане перестали заниматься ввозом русского продукта, в результате чего в 1901 году российский керосин исчез с сиамского рынка.
( на основе справки от 14-го января 1906 года министра торговли и промышленности Василия Тимирязева)
В секретной инструкции от 14 марта 1908 года министр иностранных дел России А. П. Извольский
писал министру-резиденту России в Сиаме А.Г. Яковлеву:
«Наши сношения с Сиамом в этой области представляются совершенно неудовлетворительными. Единственная отрасль нашей торговли с этой страной - ввоз керосина, - несколько лет тому назад относительно процветавшая, ныне совершенно упала. Русский керосин был всецело вытеснен с сиамского рынка керосином с острова Суматры. Возможность обратного завоевания утраченного рынка осталась не выясненной, как мало выяснены вообще условия товарного обмена между Россией и Сиамом».