Развитие личности и общества, часть 1

May 05, 2021 23:43







В этой статье я поделюсь своими рассуждениями о периодах развития личности и проведу параллели с развитием всего общества в целом. Человек и общество - неразрывно связанные, не обходящиеся одно без другого понятия. Общество развивается благодаря тому, что аккумулирует результаты деятельности отдельных людей. Поэтому можно сказать, что наше общество - это результат совокупного творчества и труда многих и многих людей в разные времена. Общество получается производным от человека. Но так же и отдельный человек - это продукт общества. Каждый из нас обладает индивидуальным разумом постольку, поскольку мы рождаемся и воспитываемся в разумном обществе, посреди разумных людей. Это значит, что человек и общество являют собой в какой-то степени единое целое, так как рассуждая о человеке, мы неизбежно должны опираться на общество - и наоборот… Уверен, что развитие отдельной человеческой личности не может сильно превосходить развитие общества в целом. Родись, к примеру, Моцарт в верхнем палеолите, он бы никак не проявил своего музыкального гения, ведь в те времена не существовало ни музыкальных инструментов (за исключением, наверно, бубна и дудки), ни, тем более, оркестровой музыки и нотной грамоты. Впрочем, даже в своём времени у Моцарта не было бы шансов, родись он не в обеспеченной семье придворного скрипача, а в семье австрийского (или любого другого) крестьянина. Поэтому правильнее было бы назвать статью немного иначе - не «развитие личности и общества», а «развитие общества и личности», т.е. поставить в названии общество на первое место. Но я не историк и не социолог, я психолог и мне по профессиональным причинам рассуждать о личности проще.

УТРАТА ГАРМОНИЧНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВИТИЯ

Развитие личности я условно делю на три периода: непродуктивная гармоничность (детство), дисгармоничность - переходный этап разной длительности (незрелость) и продуктивная гармоничность (психологическая зрелость). Развитие общества так-же можно поделить на три этапа. Впрочем, если обращаться к диалектике Гегеля, то на три этапа делиться вообще любое развитие. Гегель приводил в пример развитие злакового растения. Первая стадия - это зернышко. Потом из него получается росток (вторая стадия), который, пройдя период роста, превращается в колос. Конечная стадия развития - колос - обретает все плюсы первой стадии, но приходит к ним на качественно новом уровне. Так же важно отметить, что каждая последующая стадия отрицает (можно сказать жёстче - уничтожает) предыдущую: росток отрицает семя, а колос отрицает росток. Так же важно отметить, что нельзя в полной мере понять природу семечка в отрыве от последующих стадий развития, т.е. нельзя изучить семя, не изучив росток и колос.

Первая стадия развития личности

Первый период - период непродуктивной гармоничности - условно идёт от рождения до подросткового возраста. Он заканчивается тогда, когда у человека формируется абстрактное мышление и самосознание, достаточно развитое, чтобы почувствовать свою отчуждённость от внешнего мира и от других людей. У людей с отклонениями, с определёнными органическими поражениями, не дающие возможности развиваться, этот благостный период длится всю жизнь. Очень ярко такой человек описан в рассказе В.М. Шукшина «Боря». «Боря повернулся ко мне, а я стал внимательно глядеть ему в глаза. Долго глядел... Я хотел понять: есть ли там хоть искра разума или он угас давно, совсем? Боря тоже глядел на меня. И я не наткнулся - как это бывает с людьми здравыми - ни на какую мысль, которую бы я прочел в его глазах, ни на какой молчаливый вопрос, ни на какое недоумение, на что мы, смотрящие здравым в глаза, немедленно тоже молча отвечаем - недоумением, презрением, вызывающим: "Ну?" В глазах Бори всеобъемлющая, спокойная доброжелательность, какая бывает у мудрых стариков. Мне стало не по себе». Я называю этот период «непродуктивная гармоничность» потому, что гармония как отсутствие глубоких внутренних противоречий является обычным состоянием человека в этот период. Личности на заре ее развития незнакомо душевное страдание, неведом страх смерти, сомнения в себе, муки недовольства собой. И личность на этом этапе своего развития способна к единению с окружающими, а потому не страдает от одиночества. Не давит экзистенциальный пресс, потому что для личности на этой стадии развития нет и не может быть проблем отчуждённой, отдельной личности - одиночества, свободы, бессмысленности и смерти. Эти данности могут существовать только для отдельного Я, а личность на этапе непродуктивной гармоничности больше оперирует не Я, а МЫ, так как ребёнок не мыслит себя вне своей семьи и самый главный кошмар для ребёнка - это остаться без своих родных, посреди чужих людей. Я до сих пор помню свой детский ужас и мучение нахождения в больнице - мне было тогда года четыре. Маленький ребёнок не может чувствовать себя полноценным вне своей семьи. В последний же раз моего пребывания в больничной палате я нет-нет, да ловил себя на мысли - ну хоть отдохну и высплюсь всласть. Что было кошмаром для меня маленького, стало почти радостью для меня нынешнего.

Воспоминания о детстве для большинства людей - это воспоминания о золотом веке, о самом счастливом времени жизни. Время было долгим, потому что оно еще не сегментировалось сознанием. Дети точно знают - а точнее, не знают, а чувствуют! - что в одиночку быть счастливым невозможно. Счастье по детски - это когда чувствуешь безопасность (под присмотром родителей), это возможность играть, это чувствовать себя в единстве с другими - даже без непосредственного контакта, чувствовать МЫ, а не Я. На первом этапе своего развития личность не осознаёт себя в полной мере и именно в силу этого она так гармонична - живёт здесь и сейчас, не озабочена вечными вопросами, способна всецело, без остатка отдаваться созерцательности или деятельности. Снова обращаемся к Шукшину: «Боря умеет подолгу неподвижно сидеть на скамеечке... Сидит, задумчиво смотрит перед собой. Я в такие минуты гляжу на него со стороны и упорно думаю: неужели он злиться умеет?..» «С дурачками, я заметил, много легче, интереснее, чем с каким-нибудь умницей, у которого из головы не идет, что он - умница. И еще: дурачки, сколько я их видел, всегда почти люди добрые, и их жалко, и неизбежно тянет пофилософствовать». Мир в детстве был неизвестным, огромным, интересным и первозданным, сознание еще не наклеило на его объекты и явления ярлыков и не принялось старательно классифицировать их на группы и категории, т.е. мир тоже был цельным, что делало его краски ярче и сочнее. При этом личность не способна к стратегическому планированию, сложной деятельности и не имеет достаточной самостоятельности и волевых качеств, т.е. она не продуктивна. Если не брать отдельных вундеркиндов вроде упомянутого Моцарта или Паскаля, то дети не делают открытий.

Первая стадия развития общества



В масштабах всего человечества был гигантский по времени период палеолита, который занимает, если считать нижний и средний палеолит, 99% времени существования человека. Даже если брать только верхний палеолит - время, когда человек был уже совершенно аналогичен современному по своему анатомическому строению - даже этот период в несколько раз длиннее всей последующей истории человечества. Это время охотников-собирателей, время разрозненных племён. Каждое племя было связано в первую очередь кровно родственными связями, поэтому в какой-то степени племя - это прообраз семьи. В первобытном обществе того времени не было разделения общества на элиту и массы, люди жили в гармонии с природой и с самими собой. Я ни в коем случае не идеализирую то время, время, когда в среднем человек жил лет тридцать и главной целью каждого была добыча пропитания. Отдельный член первобытного племени едва ли мог быть личностью в нашем понимании - уж слишком примитивен и беден был язык, слишком прост быт, слишком всепоглощающа была для каждого человека борьба за жизнь, за существование. Так как не было письменности, то весь накопленный опыт предыдущих поколений мог быть передан только личным примером и устным пересказом. Люди жили вне времени, так как граница прошлого уходила во мрак неизвестности, представления о будущем были не менее туманны. Уже имея наш мозг, люди не имели материальной базы для развития своей личности, а потому люди столетиями и тысячелетиями жили, практически не меняя привычного жизненного уклада, крайне редко привнося что-либо новое в привычные (а потому надёжные, проверенные на практике и дающие возможность физически выжить!) трудовые алгоритмы, приёмы охоты и т.д.

Одновременно с этим примитивное общество верхнего палеолита было целостным и справедливым. Благополучие отдельного человека во многом было тождественно благополучию всего племени - а потому люди были соплеменниками в самом прямом смысле этого слова (со-племенники, принадлежащие к одному племени, к одному роду). Люди жили в первую очередь охотой и вожди ели ту же еду, что и все остальные члены племени, а в период бескормицы терпели те же муки голода. Люди охотились на животных, которые были ничьими (или, правильнее сказать, они были общими), ходили по земле, которая никому не принадлежала и все были равны друг другу в своих возможностях. Первобытные люди были лишены духовного, морального страдания по той же причине, почему не страдает личность на стадии непродуктивной гармоничности. Отсутствие собственности на средства производства (территория, вода и дикие животные не могли иметь владельца) и отсутствие противоречий в обществе дало основание говорить о позднем палеолите как о первобытном коммунизме. Этот период развития общества я сравниваю с первым периодом развития личности… Детство человечества и детство отдельного человека одинаково непродуктивны и гармоничны.

Ещё раз - я не идеализирую то время. Справедливость распределения скудных материальных благ неразрывна связана с примитивностью социума, так же, как гармоничность и безмятежность детского мировосприятия неразрывно связана с неразвитостью мышления и собственного Я. Любому жителю каменного века наша современная жизнь покажется раем, как и нам, современным людям, условия жизни первобытных людей будут казаться адскими. Проблемы тех давних времён - это проблема физического выживания. Говоря про отсутствие страдания, я подразумеваю только духовное страдание, связанное с вечными философскими вопросами вроде вопроса о смысле жизни, одиночестве человека и т.д., физически же люди страдали очень сильно и жили очень недолго. С развитием цивилизации люди всё больше решали проблему физических страданий, но одновременно начинается ряд проблем, похожих по своей природе на проблемы, которые начинаются у каждого человека по ходу взросления личности.

Конец 1 части

https://vk.com/borismedinskiy

Человек, Детство, Палеолит, Развитие, Шукшин, Антропология, Общество

Previous post Next post
Up