Вечером первого дня я прибыл к хостелу после долгой прогулки по Будапешту. Прежде, чем удалось войти, пришлось совершить несколько неудачных попыток (пока я возился с велосипедом после набора кода домофона, устройство выключалось и приходилось всё повторять). Конечно, свои действия я комментировал по-русски в соответствующих выражениях. Наконец, попал внутрь и поднялся на нужный этаж. На ресепшене, вместо "дрища", сидел уже другой человек, который сразу обратился ко мне по-русски, чем немного удивил. Оказалось, что он курил на балконе, расположенном прямо над входом, в то время, когда я предпринимал попытки пройти в здание. Этого парня я окрестил "нормальным", по сравнению с "дрищём".
"Нормальный" отлично знал русский язык и охотно беседовал со мной. Узнав, что мне предстоит завтра ехать в Загреб, он сообщил, что с сегодняшнего вечера венгерско-хорватскую границу негласно перекрывают из-за наплыва мигрантов. И предложил вместе поискать пути решения проблемы. Мы посидели в Интернете около часа и выработали план действий. Этим вечером мне надлежало проехать по вокзалам и попытаться купить билет на поезд или автобус. Если это невозможно, то отправляться в Словению, до Любляны, и уже через неё добираться до Загреба. По этой причине я познакомился с железнодорожными вокзалами Ньюгати (его фотографию я представил в первой части) и Келети. И то, и другое сооружения оказались просто шикарными. Но, скорее, в прошлом, потому что ныне эта былая роскошь изрядно обветшала. И не похоже, что данные сооружения собираются ремонтировать в ближайшее время. Билетов в Хорватию не продавали нигде. Ничего не объясняя, ограничиваясь лишь намёками, скорее всего, официальной информации и у них не было. Пришлось взять билет в Любляну. Поезд отходил послезавтра, в полдень, поэтому первую половину дня можно будет снова посвятить Будапешту. Огорчения я не испытывал, потому что город этот оказался очень интересным и большим. Возвращался вечерними улицами и обратил внимание, что постоянно автоматически иду по велодорожкам. Меня объезжали совершенно спокойно, ни разу никто не выразил недовольства, велосипедистов здесь немного, поэтому всем хватает места.
Вернулся в хостел и продолжил беседовать с "нормальным".
- Когда я катался по Вене, то обратил внимание, что в городе много плакатов, призывающих любить мигрантов. А в Братиславе и Будапеште ничего подобного нет.
- Западные европейцы совсем обалдели. Ведь понятно, что люди из Африки и Азии, за редким исключением, перебираются не из-за опасения за свою жизнь, а в поисках лучшей доли. Мы их к себе не зовём!...
- Тем не менее, я видел много смуглых строителей на улицах Будапешта. Они приезжие?
- Не думаю, что иностранных рабочих у нас много. А чёрненьких и своих хватает...
Он улыбнулся, и до меня дошло: "нормальный"-то и сам смугл... Вообще, я сделал вывод, что венгерского генотипа не существует. Граждане страны выглядят по-разному, при этом все они венгры.
На следующее утро я выехал в город, решив уже во время поездки определиться, что смотреть сегодня, а что завтра. Эти здания находились по пути к Дунаю.
Театр комедии.
Передо мной мост Маргит. Он был возведён на рубеже XIX и XX веков. Видно, что середина моста изогнута. В этом месте есть спуск на остров Маргит (назван в честь принцессы Маргит, жившей на нём в монастыре). Фрагмент острова виден в арке моста. Длина сооружения 637,5 метров, а ширина 25.
Я осматриваюсь на мосту и решаю сегодня по нему не ехать, т.к. этот путь мне предстоит проделать завтра (поезд в Любляну отправляется из Буды). Сегодня покатаюсь вдоль Дуная. Это взгляд назад, на пештский берег. Далее я поеду вдоль него.
Двигаться предстоит вниз по течению (на юг). И буду смотреть Буду.
Памятник политику Беле Ковачу. Активному участнику Венгерского восстания 1956 года против просоветского правительства, подавленного армией СССР.
Не забываем Буду.
Ещё один политик (мы приближаемся к зданию парламента, но подойти к нему ближе я решил позже). Бибо Иштван также принимал участие в событиях 1956 года. Отсидел несколько лет в тюрьме.
В Будапеште достаточно оживлённое судоходство.
Буда открывается всё больше. Я в растерянности: завтра у меня всего полдня!...
Прямо на берегу реки стоят 60 пар обуви, отлитой из чугуна: детские ботиночки, женские туфли, мужские башмаки. Именно такими группами по 50-60 человек в 1944-1945 годах, во время Второй мировой войны, фашисты расстреливали евреев прямо на берегу Дуная. Причем, встречаются рассказы очевидцев, что на все 60 человек из экономии тратили только одну пулю: предварительно заключенных сцепляли колючей цепочкой, а стреляли только в первого стоящего, который сразу после получения пули падал в Дунай и тянул всех живых людей за собой. По имеющимся сведениям, до вступления в город советских войск здесь было убито примерно 10 тысяч человек! Обувь, видимо, заставляли снимать, чтобы использовать её повторно.
Буда просто манит. С нетерпением буду ждать завтрашнюю прогулку по ней.
Здание Венгерской академии наук.
Дворец Грешем (1907 г).
Цепной мост (1849 г) стал первой будапештской постоянной переправой через Дунай.
Львы у въезда на него появились в 1852 году.
Памятник художнику Игнатию Рошковичу. Точно такая же скульптура была установлена двумя годами ранее в Ужгороде, на его родине.
Политик Ференц Деак способствовал превращению Австрийской империи в конфедеративное государство Австро-Венгрия, в 1867 году.
Министерство внутренних дел.
Девушка торгует какой-то мелочью. Берут...
Писатель и политик барон Йожеф Этвеш.
Не забываем о Буде.
Здание концертного зала "Вигадо" было возведено в середине XIX века. Его сцена должна помнить Листа, Вагнера и Брамса.
Посмотрим скульптуру. Её в Будапеште много.
Свято-Успенский кафедральный собор Русской православной церкви (1801 г).
Поглядим на
Шандора Петефи внимательней.
Памятник, посвященный населённому пункту Contra Aquincum, из которого позже вырос Пешт, был некогда центральным фрагментом фонтана.
Нынешний облик церковь Бельварош получила на рубеже XIX и XX веков.
Посмотрим на город. Это рядом с мостом Эржебет.
Вид с моста вдоль Дуная, вниз по течению.
На противоположном берегу возвышается гора Геллерт (235 м). Названа в честь христианского просветителя, сброшенного вниз в бочке, утыканной гвоздями, венграми-язычниками. На её вершине виден фрагмент цитадели, сооружённой по распоряжению Габсбургов после Венгерского восстания.
Памятник героическому епископу Геллерту установлен на склоне. Перед ним небольшой водопад.
Продолжаю катиться на юг.
Центральный рынок Будапешта. К нему я направлялся целенаправленно. Хотел купить продуктов, в частности сала. Всем известен шпик по-венгерски, густо посыпанный красным перцем, продающийся в российских магазинах. Я обошёл весь рынок, но такого сала не встретил!... Было солёное и копчёное, но не "венгерское". Взял по килограмму того и другого...
Мост Свободы (1896 г) имеет длину 333 метра.
Полюбуемся набережными (пештская сторона).
С изменившегося ракурса на горе Геллерт обнаружились храмы в скале.
Оказалось, что это монастырь ордена паулинов (1930-е годы).
Крест также принадлежит ему. В левой части фотографии виден фрагмент арки пещерной церкви монастыря.
Памятник Св. Иштвану.
Теперь посмотрим немного берег Буды. Основная прогулка по нему будет позже. Гостиница "Геллерт" открылась в 1918 году, а лечебная купальня была известна еще римлянам. Её питает ряд источников, вырывающихся из недр горы Геллерт. Их температура 38 - 43 градуса. В XVII веке купальня получила название "Грязной" - от оседающего на дне бассейнов мягкого ила, выносимого на поверхность вместе с водой. Во время турецкого нашествия турки построили на источнике здание бани с характерным куполом со множеством круглых окон через которые в купальню проникал свет. Турецкое строение в начале XX века снесли, а на его месте построили водолечебную гостиницу, ставшую впоследствии знаменитой.
Будапештский Университет Технических и Экономических Наук - один из старейших технических вузов в Венгрии, а также в Европе. Он был основан императором Иосифом II в 1782 году под названием "Институт геометрии и гидротехники".
Данная скульптура напоминает об участии здешних студентов в событиях 1956 года.
Посмотрим на пештскую сторону отсюда. Университет Корвина. Его здание включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Новый многофункциональный центр CET.
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам