В салоне самолёта объявили, что мы готовимся совершить посадку в аэропорту Еревана. За бортом +25. Честно говоря, в этот момент вспомнились синоптики и точность их прогнозов. Дело в том, что происходило всё в сентябре, в 2 часа ночи. Но, оказавшись на улице, я понял, что так оно и есть. Ереванский аэропорт находится в населённом пункте Звартноц, известном своим древним храмом. Чтобы не терять драгоценное время на сон, я решил провести остаток ночи где-нибудь поблизости, а рассвет встретить у объекта. Побродив внутри аэропорта и рядом с ним, поговорив с людьми, я собрал велосипед и отправился в сторону храма. Моей путеводной звездой была перепечатка из Яндекс-карт, по которой нельзя было точно определить расстояние, которое мне предстояло проехать.
Напоследок оглядываюсь на аэропорт. Я навряд ли когда-нибудь окажусь здесь ещё раз...
Проехав немного по дороге и тротуарам (в том случае, когда они были), я понял, что объективные условия: состояние дорог, освещённость улиц и количество автомобилей на них, существенно уменьшают мои шансы благополучно добраться до места назначения. Решил где-нибудь отсидеться. В поисках подходящего варианта выбрался к большому саду, окружённому забором. Пока искал вход, а освещение было слабым, увидел стоящего поодаль мужчину, который вопросительно глядел на меня:
- Вам что нужно? - вопрос прозвучал на русском языке. Навряд ли в темноте можно было меня как-то идентифицировать. Скорее всего, сторож сразу решил избрать универсальный вариант. Надо сказать, что в его голосе не было особой тревоги. Это косвенно подсказывало, что здесь достаточно спокойно.
- Я только что с самолёта. Приехал посмотреть и сфотографировать ваш храм. Пока темно, ищу место для того, чтобы посидеть. Не хочется ждать рассвета на велосипеде.
- Давайте я Вам открою калитку, - и, после некоторого раздумья, - Вас чем-нибудь угостить? (Это в три часа ночи!).
- Благодарю Вас. У меня всё есть, - предъявляю ему термос, торчащий из кармашка рюкзака, - мне только скамейка нужна...
Сторож не стал настаивать на угощении и удалился, бросив на прощание:
- Будете уходить, калитку прикройте...
Появилась возможность спокойно насладиться ясной и тёплой ночью. Наскоро обсудив сам с собою некоторые проблемы иных цивилизаций, чьи места обитания явственно обозначали себя на бесконечном небе, я достал аудиоплеер и стал дослушивать книгу, начатую на борту авиалайнера. Добавляя красочности в повествование небольшими глотками чая и кусочками шоколада. Вдруг мою безмятежность нарушила подозрительная возня в углу сада. "Неужели я здесь не один такой", - промелькнула мысль. Через мгновение всё прояснилось. Мимо меня проследовали три собаки, до обидного равнодушно смотря сквозь меня куда-то в темноту...
Чуть посветлело на востоке, как я отправился в дорогу. Мне предстояло проехать основную часть пути по шоссе, и свернуть налево в нужном месте. Источниками получения информации могли служить только автозаправки, всё остальное было ещё закрыто. Заправки напоминали существовавшие в России, в1990-х годах: разномастные и неряшливые. Возможно, качество продаваемого ими топлива гармонично дополняло общую картину...
В настоящее время храмовый комплекс является музеем с платным входом и определёнными часами работы. Это обстоятельство смутило меня на миг, но, рассудив здраво, я решил, что обязательно найду дырку в заборе, достаточную для перемещения на противоположную его сторону мужчины средней упитанности. Так и оказалось. Вскоре я шёл по дороге к храму. Взгляд на Светило с его ступеней...
Нарастающий рассвет добавлял восстановленным колоннам возраста. Именно так поднималось здесь солнце и сотни лет назад.
Теперь можно было спокойно побродить по древнему храму. За ним виден Арарат.
Служебный дом поблизости. Мимо меня туда прошёл работник. Его вполне устроило моё объяснение, что я нахожусь здесь потому, что не могу ждать до открытия.
Сооружение возводилось с 642 по 662 годы н. э. При его освящении присутствовал византийский император Констант II. Разрушено было в X веке, во время землетрясения. Храм был найден во время раскопок 1901 - 1907 годов. В настоящее время восстанавливается первый этаж.
Работы впереди много. Трудно сказать, насколько отреставрированный храм будет похож на оригинал, но сооружение, вне всякого сомнения, будет величественным.
Под этим камнем, по-моему, можно пройти.
Большой и Малый Арараты. Находятся они на территории Турции.
Прощальный взгляд назад.
Скульптура у входа стала различимой.
Машу рукой набирающему высоту самолёту. Он отвечает чуть заметным покачиванием крыльев. Отстёгиваю велосипед и еду дальше.
Я направляюсь в небольшой город Эчмиадзин (58000 жителей), в котором находится резиденция католикоса Всех Армян. Памятник, установленный у одной из развилок, обещает, что всё будет ОК.
Далёкие горы окаймляют возделанные поля. Но это не везде. Много пустырей, заросших пожухлой уже травой.
До 1945 года город Эчмиадзин носил имя Вагаршапат. В честь царя Вагаршака, который его создал в 140-х годах н.э. на месте существовавшего здесь села. ДК на центральной улице.
Многочисленная скульптурная группа. Посвящена
геноциду армян.
Местная мадонна.
Скоро эта пятиэтажка станет шире в два раза. А ведь здесь район сейсмической активности...
Похоже, что львы охраняют источник с водой. Абсолютная сушь на дне чаши напомнила, что в этих местах уже давно не было дождя.
В советское время национальные окраины развивались неплохо. В Эчмиадзине ушедшая эпоха представлена, в основном, стандартными типовыми домами. Но строительство некоторых объектов не успели закончить до развала СССР. Так и стоят, напоминая о великой стране. Здесь намечался кинотеатр.
Это центр города. На одном из бульваров представлены макеты самых значимых сооружений Армении.
Установлено несколько памятников. Наверняка, это заслуженные люди, и, возможно, они известны на просторах бывшего СССР. Но, т.к. надписи сделаны на армянском, то нет смысла пытаться их разобрать. Почему не продублировали на русский или английский?
Тут я постарался вытянуть середину фотографии из тени в фотошопе. Наверняка, какое-то событие из жизни Армении. Но какое?
Ранним утром встречаются неспешно гуляющие пожилые граждане. Увидев человека с фотоаппаратом один из них интересуется, для чего я снимаю всё подряд. Выслушав ответ, объясняет, что передо мной памятник павшим в борьбе за свободу Карабаха.
- А это тоже его часть?
- Нет, это источник воды.
- А почему на нём изображён нацистский орёл?
- Да, похож, - мой собеседник немного удивлён, - получился неудачно. А вообще, у нас в традиции изображать орлов.
На моё замечание, что вода расходуется нерационально, а ведь, для Армении она является богатством, мужчина сообщил, что её выключают днём. Что меня удивило, т.к. днём-то и хочется пить.
Мастерство армянских камнерезов известно, наверное, во всём мире. А вот что предлагают специалисты по обработке дерева.
Ещё храм. Но узнать что-либо конкретно о нём было не у кого.
Затем встретилось два интересных здания. Подумалось, что это и есть армянская классика. В последующем оказалось, что я был близок к истине.
Одни из ворот на территорию Эчмиадзинского монастыря, который является резиденцией католикоса.
Памятник католикосу (1955 - 1994) Вазгену I установлен в 2008 году.
Неподалёку монумент в честь участников революционных событий. Он скоро скроется среди деревьев. И это пойдёт ему на пользу, т.к. вокруг него много мусора, а на постаменте следы жидкостей. Скорее всего, различного происхождения. Возможно, за него борются несколько групп местных жителей, и каждый метит свою территорию...
Сюжет воспроизведён на стволе дерева. Вроде бы, высохшего. Какова была последовательность событий (сначала оно высохло, а после на нём вырезали фигуры, или наоборот), сказать трудно.
Храм, похожий на водонапорную башню.
Рядом зарождается скульптура. Оказывается, внутри огромной глыбы может скрываться много интересного...
Жилые помещения монастыря. Я передвигался пешком, а велосипед катил перед собой. Ко мне подошёл охранник и сделал замечание. Вообще-то, было видно, что я прибыл издалека (рюкзак на багажнике) и мог бы сойти за паломника, но, видимо, мой атеистический облик как-то незримо меня выдавал. Я без возражений пристегнул велосипед в дворе этого здания, позволив себе осведомиться:
- А чем мой велосипед прогневит Бога или католикоса?
Ответ моего визави ещё раз убедил меня, что вразумительного ответа на данный вопрос быть не может. Но есть правила, которые нужно выполнять. Во время пребывания в Эчмиадзине я уже успел отметить, что данное средство передвижения здесь в диковинку. И показалось, что в мою сторону поглядывали: "Такой большой, а на велосипеде!".
Учебный корпус.
Вид со стороны главного входа.
Армянские хачкары. То есть, каменные стелы с изображением креста. Выполняются в едином стиле, но имеют оригинальные, неповторимые узоры.
Бюст какого-то гражданина. Наверняка, уважаемого. Думаю, что, если бы был перевод написанного на русский язык, то число уважающих его людей увеличилось, как минимум, на одного...
Новый Матенадаран (институт изучения древних национальных рукописей) открыт на пожертвования проживающей в Лондоне четы Манукянов.
Главные ворота.
На территории монастыря сооружений много. Здесь жилые и административные корпуса, столовая.
Похоже на храм.
Ещё один хачкар.
Эчмиадзинский кафедральный собор Армянской апостольской церкви. Возведен он был в IV - V веках и позже неоднократно перестраивался. По преданию, место для строительства храма указал Иисус Христос. Ранее здесь совершались языческие обряды. Строить собор можно было и поблизости, установив, таким образом, правило здоровой конкуренции за души жителей. Но был избран вариант уничтожения слоя древней культуры. Неужели Христос был способен на такое?
Резиденция католикоса ремонтировалась.
Рядом башенка с часами.
Заканчиваю осмотр монастыря и еду дальше. Т.к. город небольшой, то снова оказваюсь примерно в том же месте, только с другой стороны. По-моему, это здание также относится к комплексу резиденции.
Спортивный комплекс. Похоже, что бывший.
Церковь Св. Гаяне построена в 630 году. Она прошла сквозь века практически без изменений.
Обрамление входа.
Своды арочного портика.
Здесь расположен некрополь высшего армянского духовенства.
Внутри храма посетителей немного. Подхожу к служительнице:
- Какая у вас церковь интересная! Похоже, что старинная...
- Она считается самой древней в мире. Собор заложили, правда, раньше, но он перестраивался, а наша церковь нет. Армения, ведь, стала первой христианской страной...
Мы прошли в крипту (подвал), где погребена Св. Гаяне, но мой фотоаппарат перестал там работать. То ли темно было, то ли на то было указание Свыше. Зачем тревожить души умерших попусту...
Захоронения во дворе.
В Армении часто используют туф (пористый камень) для строительства и отделки зданий.
Женская скульптура.
Церковь Св. Рипсиме построена в 618 году также на месте древнего языческого капища. В Армянской церкви, единственной из всех христианских, сохранился обряд жертвоприношения (животных). Что, вообще-то, не должно вызывать какого-либо протеста, т.к. данную процедуру, приятную для Бога-отца Иеговы, он официально не отменял.
Храм расположен на возвышении.
Напоследок церковь Шокагат. Заложена в VII веке, перестроена в 1694 году. В ней хранится прах Св. Марианэ..
И в церкви Св. Гаяне, и в этой я обратил внимание, что свечи стоят в ёмкостях с песком, залитым водой. Поговорил на эту тему со служителями. Оказывается, в старину свечи армяне крепили прямо к стенам, поэтому делали их (стены) тёмными. Затем появилась нынешняя традиция. Объяснения её появления были разными. Мне кажется более верной - стремление избежать пожара.
Вперёд Перейти к другим рассказам