Самарканд. Часть 1. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2013 г.

May 31, 2015 14:43




В настоящее время считается, что Самарканд основан в VIII веке до нашей эры, то есть принадлежит к древнейшим городам мира. В то время он являлся столицей государства Согдиана и носил имя Мараканда. В истории Самарканда были периоды забвения и расцвета. В XIV - XV веках он являлся столицей государства Тимуридов (династии, основанной Тимуром). Данный период шикарно представлен в архитектуре города. В настоящее время, с численностью населения, превышающей 500 тысяч человек, является центром Самаркандской области Узбекистана.
 Мой поезд отправлялся из Бухары вечером и прибывал в Самарканд ночью. Я уже совершал данный путь в 2007 году, только ехал на дневном поезде, в вагоне которого были только места для сидения.
...Я вошёл в вагон и стал искать своё место № 1. Сиденья располагались попарно, на тех двух, одно из которых должно было быть моим, располагались дамы. Я предъявил свой билет и поинтересовался, не ошиблись ли они. Когда стало ясно, что на место № 1, действительно, было продано два билета, одна из женщин разгневанно встала и решительно произнесла в мою сторону:
 - Пойдёмте со мной!...
 Она была высока и обладала крепким телосложением. Её можно было принять и за спортсменку, выступающую в силовых видах спорта, и за директора продовольственного магазина, торгующего калорийными продуктами, и за успешную домохозяйку... Вскоре выяснилось, что мы направлялись к железнодорожным кассам. По дороге грозная дама постоянно повторяла:
 - Нет, они сейчас у меня получат!... Нет, они дождутся!...
 При этом уровень строгости её голоса возрастал по мере приближения к вокзалу. Когда мы подошли к окошку, она одним движением мощной руки отодвинула очередь:
 - Минутку! - и бросила два билета на стол кассиру-мужчине. - Что вы себе позволяете!!!...
 Кассир достаточно быстро оценил ситуацию. Поглядев на мою спутницу с великим почтением, он пообещал всё уладить. Взял мой билет и дописал к единице цифру 2. Получалось, что теперь у меня место 12. Мужчина облегчённо вздохнул и передал билеты:
 - Пожалуйста...
 Мы двинулись обратно. Несмотря на восхищение простотой решения данного вопроса, меня одолевали некоторые сомнения:
 - А что, если придёт человек с 12 места и станет предъявлять мне претензии?
 - Не придёт! Но, если проблемы, всё-таки, появятся, то я рядом...
 Конец фразы меня окончательно успокоил. На 12 место никто так и  не стал претендовать, хотя вагон заполнился под завязку.
 В этот раз, по прибытии в Самарканд, я сразу отправился на поиски гостиницы. У меня была приблизительная информация, но ночью я стал плутать, пока, в конце концов, не вышел к группе таксистов, скучающих из-за отсутствия желающих покататься. Велосипед я разбирать не стал, т.к. рассчитывал, что пройти придётся немного, а потому ходил по тёмному городу с огромным чёрным узлом в руках. Думаю, что примерно так выглядят воры-домушники, возвращающиеся после успешного выноса вещей из понравившейся им ранее квартиры. Таксисты стали предлагать подвезти до ближайшей гостиницы, и выполнили бы своё обещание, если бы я не разочаровал их:
 - Ребята, я знаю, что она где-то рядом. Но даже, если я ошибаюсь и нужно ехать, то я разберу велосипед и доберусь сам. Надеюсь, что вы, всё-таки, адрес мне подскажете...
 Оказалось, что идти мне недалеко и я даже не стал прибегать к помощи велосипеда.
 Устроился быстро. Утром позавтракал и приступил к осмотру Самарканда. Сначала я попал в новые районы.







Данные приспособления, сплетающиеся в красивый сложный орнамент, призваны защищать жильцов от лучей жаркого местного солнца.




Современные здания Самарканда.




Это концертный зал.




Традиционные предметы местного быта.




Гармонично дополняются современной скульптурой. Справедливости ради, нужно сказать, что живые местные дамы до такой степени пока не обнажаются. И совершенно напрасно, т.к. климат здесь для этого вполне подходит (да и дамы тоже).




Мавзолей Мурода Авлиё. Уже на подходе к нему толпились страждущие, т.к. есть поверье, что данный святой помогает излечиться от многих болезней. Рядом с мавзолеем стоял полуслепой дедушка и читал молитву. Группа людей внимательно слушала.




Надо сказать, что местность в Самарканде холмистая (он находится на высоте 702 метра над уровнем моря), что не слишком удобно для езды на велосипеде. Да и движение достаточно оживлённое. Дорога ведёт к центру города. Начинаются невысокие дома, возраст которых я определять не стал. Скорее всего, он различный.










Рядом с Самаркандом протекает река Зеравшан (разделяясь, в этом месте, на два русла, называемые Акдарьёй и Карадарьёй, которые затем снова сливаются в одно). Она, во-многом, способствует развитию здешней жизни, давая воду Самаркандскому оазису. В самом городе есть каналы. Возможно, один из них должен был заполнять ёмкости местного аквапарка. То ли он закрыт совсем, то ли просто сезон закончился.




Новая "стекляшка".




Драмтеатр.




Стандартный мемориал в память о Великой Отечественной войне.




И скорбные списки в галерее. Посаженные рядом берёзки подсказывают, в каком регионе проходили основные бои.




Продолжаю ехать по одной из главных улиц. Это здание явно старое.




Остальная застройка похожа на смесь домов, возведённых в разное время. Значительная часть из них блещет свежей краской (или яркими облицовочными материалами). Примерно так же выглядели центральные улицы тех узбекских городов, в которых я побывал ранее.













Фрагмент здания, ждущего своей очереди. Интересное оформление фасада указывает на его неплохую родословную.




Покровская церковь (1903 г). У входа в неё сидели несколько нищих и побирались. Я дал им немного денег и спросил:
- Не подскажете, где в городе  есть ещё церкви, в том числе, армянская.
 - Армянская? Да это наша церковь, - отозвался один из них.
 Я пригляделся к нему и понял, что он действительно  кавказец. До этого я их среди побирушек не встречал.




До революции 1917 года в этом месте находился воинский гарнизон. А в наше время стоял русский мужчина и продавал квас собственного изготовления. Квас оказался отменным, я попил и наполнил им всё, что можно. Продавец кваса поведал, что в стране существуют проблема с работой. Вернее, с возможностью заработать. И это основная причина того, что русские покидают Узбекистан. У него сын тоже работает в Петербурге после окончания ВУЗа. А он не хочет уезжать. Привык, да и годы не те...  Вообще, вопрос работы в России звучит нередко. Людей интересует, как устроиться, какие зарплаты, часто ли обманывают... Прочитав подобную информацию, какой-нибудь депутат может начать пугать российских граждан, что страна лучше будет привозить гастарбайтеров, которые согласны работать за небольшие деньги, чем возиться с капризными местными жителями. Такие высказывания уже были, и, чтобы успокоить подобных руководителей, хочу сказать, что мигранты согласны будут заменить и их. Причём за довольно-таки небольшую зарплату. Чем сберегут России значительные средства...




В отличие от Бухары, в Самарканде велика доля застройки европейского типа, осуществлённой, скорее всего, на рубеже XIX и XX веков.




Часть центра города застроена современными достаточно высокими зданиями, находящимися среди густой зелени. Это место я назвал "маленьким Ташкентом".







Похоже на торговый центр.







По-моему, это здание театра. В пользу этой версии говорит слово "Репертуар", ясно читаемой на одной из афиш сбоку.




После большого бухарского вояжа, когда я два дня колесил по окрестностям города на солнцепёке, мой организм стал подавать косвенные признаки усталости. Ко всему этому, похоже, я там перегрелся. Вяло передвигаясь, я мечтал о вечерней прохладе. Остановился у фонтана и обтёр лицо водой. Тут меня осенило. Я снял панаму и полностью намочил её. После этого отжал и одел на голову. Которая сразу же ощутила долгожданную свежесть. Насладившись первым эффектом, я опять намочил панаму, но отжал её уже слабее, так, чтобы с неё текли струи воды. Одел её и снова стал ощущать радость от солнечных лучей, нагретого камня и яркого света. "Ура!!!... Я спасён!!!... Жизнь продолжается!!!..." Фонтанов в центре Самарканда, к счастью, было достаточно.




Памятник Тимуру. Он прославил этот город, сделав его одним из самых великих для своего времени.







Рядом с ним интересный фонтан.




Мавзолей Рухабад был построен по распоряжению Тимура в 1380 году.  В нём погребён исламский богослов и проповедник Бурханеддин Клыч Сагарджи. Место это было очень почитаемым. Тимур, проезжая мимо него, всегда сходил с коня.




Рядом с мавзолеем выстроен Центр ремесленников.




Во дворе расположены их лавки.




Небольшой минарет принадлежит, по-моему, какому-то медресе.




Мавзолей Гур Эмир - фамильная усыпальница династии Тимуридов. Была заложена при жизни Тимура для его внука, Мохаммеда Султана, погибшего во время одного из походов. Тимур считал его своим преемником, т.к. первый сын, Джехангир (отец Мохаммеда Султана), умер ещё в молодом возрасте.




Рядом с мавзолеем можно посмотреть остатки древних фундаментов.




Через эту арку мы вошли.




Вход в мавзолей.




Комплекс сначала задумывался, как исламский образовательный центр, в котором медресе и ханака были объединены общим двором. По периметру располагались четыре минарета. В настоящее время их только два. А от части сооружений только фундаменты, показанные выше.







Образцы дверей.







Внутри помещения достаточно темно. Под куполом висит люстра.




Саркофаги Тимуридов. Самому Тамерлану принадлежит плита из тёмно-зелёного нефрита в центре. Но это декоративные надгробия. Настоящие погребения расположены в склепе подвала. В конце июня 1941 года останки, находящиеся в захоронениях, подверглись исследованию. Очередь Тимура наступила 21 июня. Его идентифицировали по известным внешним признакам (хромота). На следующий день началась Великая Отечественная война. Теперь, в связи с этим обстоятельством, существует множество легенд.




Габариты купола: высота 12,5 метров, диаметр основания 15 метров.




Рядом находится небольшой мавзолей Аксарай (XV век). Он имеет подземный восьмигранный склеп. У его восточной стены в специальной нише погребен обезглавленный человек. По одной из версий - это захоронение сына Улугбека Абдуллатифа (1449-1450), казненного после свержения с трона за убийство отца.




Далее начинается район частной застройки. Небольшая мечеть Ходжа Имом (XIX век).




Качусь по старым улочкам Самарканда. Подобный городской пейзаж открывается передо мной не впервые, но всегда вызывает интерес. Посередине улицы проложен водосток. Возможно, он ещё обозначает границы подведомственных территорий, на которых хозяева должны выполнять уборку и ремонт. В канавку выведены сливы из дворов. Думаю, что бытовые стоки сюда сейчас не попадают.













Парнишка идёт из школы. Картина для Узбекистана обыденная. Не видел, чтобы здесь учащихся родители водили за руку. Ребята всегда одеты в белые рубашки и тёмные брюки. Утром детей на улицах не видно, видимо, учатся ( и это контролируется), а вечером высыпают на улицы и резвятся кто во что горазд.




Остановился у колонки с питьевой водой пополнить свои запасы. Возле неё образовалась очередь. Жители с разнообразной посудой, дети с ранцами и портфелями, водители... Здесь понимаешь, что выражение "вода - это жизнь" является простой констатацией факта а не высокопарной фразой. Тут же вертелась группа цыганок, которые, увидев человека на велосипеде да с фотоаппаратом, переключили своё внимание на мою персону.
 - Купи!... - молодая девушка протягивает мне какую-то безделушку.
 - Не надо...
 Какое-то время она делает иные предложения, ценность которых для меня ничуть не выше первого. Затем, чтобы получить с несговорчивого туриста хоть что-то, начинает просить:
 - Сфотографируй меня!...
 - Для чего?
 - Сфотографируй!...
 - Ладно, становись...
 Фотографирую и говорю ей:
 - Деньги давай!
 - За что?...
 - Я тебя что, бесплатно фотографировал? Ты сама что-нибудь просто так делаешь?...
 Люди, стоящие у колонки, улыбаются и с интересом смотрят на цыганку: "Что, получила?..." Видимо, они уже всем здесь надоели. Девушка буркает, что у неё нет денег и отходит в сторону. Появляется возможность спокойно набрать воды и напиться.




Возвращаюсь в центр. Первым делом подхожу к очередному фонтану и основательно смачиваю панаму. В голове появляется настойчивая мысль: "А ведь хорошо в Самарканде!..."




Рядом интересное сооружение, настоящий дворец. И наличие пологого склона сумели превратить в достоинство, получив здание, расположенное на разных уровнях.




Новый торговый центр обратился к будущим посетителям двумя интересными башнями.




Рынок Сиаб. Кругом шум, гомон, в воздухе раздаются голоса продавцов самсы и зазывал маршрутных такси, крепкая с виду торговка схватила за руку молодого парня и с криком "Телефон!... Телефон!..." потащила его куда-то... Одним словом, восточный базар. Сейчас я не бываю в глубине рыночных павильонов, т.к. со мной велосипед, а в 2007 году забирался в самые недра. Помню, что в Самарканде задержался у рядов, предлагавших женскую одежду. Нарядные халаты были изготовлены из ярких дорогих материалов. Они изобиловали вышивкой и украшениями. При этом не выглядели крикливо и слишком броско. Когда я совершенно искренне высказался по этому поводу, то продавщица уточнила, что самые красивые вещи носят здесь таджички ( она, естественно, тоже ею оказалась). К началу XX века таджики в этих краях составляли самую значительную долю населения. Постепенно они утратили своё лидерство, но до сих пор их в Самарканде много.




Соборная мечеть Биби Ханум (Старшая жена). Её строительство было начато в 1399 году, после победоносного похода в Индию, а закончено в 1404 году. В строительстве принимали участие местные мастера и жители покорённых Тимуром стран. Им помогали 99 индийских слонов. История возведения сооружения обросла огромным количеством легенд и преданий. Здания того времени должны были соответствовать высказыванию Амира Темура "Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки". Т.к. фотографировать против солнца здесь сложно, то я сделал те снимки, которые можно было сделать. Решив заехать сюда ещё следующим утром.




Грандиозный портал входа на территорию.




Он же с противоположной стороны.




Во дворе могли одновременно молиться 10 тысяч человек.




Вход в большую мечеть.




Малая мечеть. Их две. Точно такая же находится с противоположной стороны двора.




Орнамент украшения дверей традиционен.




В центре двора подставка для огромного Корана, который находится, в данное время, в Ташкенте.




Погребена Биби ханум в небольшом мавзолее XV века, расположенном на противоположной стороне улицы.




Последняя фотография комплекса Биби Ханум, сделанная  от этого мавзолея. Мне сказали, что по билетам, купленным сегодня, я смогу зайти в мавзолей и завтра (я бы пришёл в любом случае). Поэтому решил сделать снимки этого объекта при ином расположении солнца на небосводе. После этого покатился дальше. Понимая, что впереди ещё много интересного...




Назад                                                                                         Вперёд

Перейти к другим рассказам

города Узбекистана

Previous post Next post
Up