Почему гора называется Мория?

Jan 19, 2016 15:19

Оригинал взят у dan_il в Почему гора называется Мория?

В одном из недавних постов, зашёл небольшой разговор о самом священном для евреев месте - Хар а-Мория, гора МОРИЯ́ (с ударением на последней букве). В своём комментарии я привёл видео ролик хасидского певца и кантора Авраама Фрида, и меня заинтересовали слова песни, которые объясняли почему гора, на которой впоследствии был воздвигнут иерусалимских Храм, была названа именно так:




Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира.
Благовоние «Мор» -(מור) - так как в Храме воскуряли благовония.
Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.

Песня основывается на втором варианте (למה נקרא שמה מוריה על שם המור הטוב שישנו שם´´ (גמ´ תענית ט"ו, זוה"ק פר´ שמות в скобках указан источник из Талмуда (Гмара).

image Click to view


И лично я полностью поддерживаю именно такую версию, по той простой причине что древние евреи были очень сельскохозяйственным народом - разведение скота и земледелие, было самой главной основой их жизни Всем известно что у эскимосов есть множество слов для обозначения снега, а у древних евреев подобное же обстоятельство, например с уборкой урожая- судите сами:

Сбор винограда - בציר ענבים бэцир анавим.

Сбор маслин - מסיק זיתים мэсик зэйтим.

Жатва пшеницы - קציר חיטה кэцир хита.

Сбор фиников - גדיד תמרים гэдид тмарим.

Сбор цитрусовых - קטיף הדרים катиф hадарим.

Сбор огурцов - אסיף מלפפונים асиф мэлафэфоним.
(кому интересно, вот полная статья - Как называется сбор урожая на иврите).

По этому вполне логично предположить, что если гору на которой росли маслины (זית) называли Хар а-Зеитим, то и ту на которой рос "Мор" - соответственно МОРИЯ́. Все же попытки найти этому названию и другие теологические объяснения, по моему, намного более позднего периода.

Но что же растение этот самый мор? На этот вроде самый простой вопрос, ответ оказывается далеко не однозначен. Вначале всё было вроде просто-всезнающий Google тут же дал ответ:

"Мирро" - арамейская форма общесемитского "Мор". Одно из самых популярных благовоний древности- название происходит от слова "Горький". Вот например отрывок из Песня Песней:

До царя на троне его
доносился аромат моего нарда.
Для меня возлюбленный
ладанка мирры, что меж грудей моих.
Для меня возлюбленный -
кисть кипрея в садах Эйн-Геди.
Итак выходит что "мор" это Ми́рра, Коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha) - небольшое дерево похожее на невысокий развесистый кедр. Ветви, которые несут листья, оканчиваются шипами.





справа внизу снимок той самой камедистой смолы, из которой и изготовляли ароматное благовоние.

По преданию, впервые масло мирры добыли пастухи, которые собирали полюбившуюся своим ароматом смолу, прилипшую к шерсти их коз, когда те терлись о стволы деревьев. Самой лучшей и самой чистой миррой считается "смирна самоточная" (Исх 30:23; Песн 5:13; в Синод. пер. - "текучая мирра").
Кстати, согласно Евангелию волхвы принесли новорождённому младенцу три дара: золото, ладан и мирру (Mтф. 2:11) ибо мирра в те времена ценилась намного дороже золота.

Короче, вроде всё понятно, и я уже хотел закрывать эту тему, но напоследок (чтобы ещё раз показать связь евреев с землёй) решил поискать информацию про семисвечник Менора (так как помнил что и она свою форму взяла с какого то растения). И тут то меня и ожидал настоящий сюрприз:Герб Государства Израиль - семисвечник (менора) - напоминает растение, известное в древности под названием мория.



Дальше - больше..

Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:[12] « Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа[13]. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору. » В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.

И чтобы совсем уже не оставалось сомнений:

Марва, или мориа,- древнее растение, разновидность шалфея. В честь марвы названа знаменитая гора Мориа, упомянутая в Библии как место, куда поднимались Авраам с Исааком и где в итоге был построен храм, от которого сохранилась Стена плача. У растения длительный сезон, сбор продолжается с ноября по апрель. На вкус марва нежнее шалфея, она богата клетчаткой, витаминами и полезными микроэлементами.

Тут признаюсь, я уже совсем запутался- Мирра, Марва, Мория, названия конечно похожие, но вот растения вроде совсем разные:

Вот "Марва"



А вот Мирра (как говорится найдите отличия).



И оба растения явно связаны с Храмовой горой - из мирры делали ароматные вещества для ритуального воскурения в Храме, ну а Менора- сами понимаете..

Короче получался тупик - но мне всё же удалось немного в нём разобраться, благодаря небольшого абзаца в Википедии на иврите

ב-1976 הציע חוקר הצמחים נגה הראובני שהצמח מרוות יהודה הוא המור ושזוהי המוריה שעל שמה ההר, אך ממצאים ארכאולוגיים וכן השתמרות השמות והשימוש בבושם בתרבויות ובשפה היוונית והאיטלקית עד ימינו, וכן שימושיה הרבים בכנסייה האורתודוקסית, מורים שאין הדבר כן.[לדיון זה]

То есть выяснилось что теория про Марва (шалфей) была озвучена только в 1980 году Но́га Реувени (сыном Ханы и Эфраима Реувени о которых уже упоминалось выше) и что большинство других исследователей с нею не совсем согласны

Но́га Реувени написал книгу "Символ страны: корни в природе земли и в еврейской традиции", которая была опубликована в 1980г., и в ней он рассказывал об еще одной идее своих родителей. Из многочисленных описаний семисвечника - меноры в Танахе они решили, что прообраз меноры надо искать в природе Израиля. В такой идее нет ничего удивительного даже для людей не религиозных - древние народы многое брали из природы, не было у них ни интернета, ни телевизора:)

Они нашли несколько видов растений, которые описаны в книге Шмот. Большинство этих растений было вида Salvia - шалфей מרווה. Ивритское название מרווה (марва) происходит от сирийского и Эфраим Реувени предположил, что у этого названия ивритский первоисточник Мориа (מוריה). Это название места (страна Мориа), куда отправился Авраам приносить Ицхака в жертву. (Берешит 22:2). Впоследствии на этом месте царь Соломон воздвиг Храм.

Какая из этих теорий верна, каждый конечно вправе решать по своему - я же под конец, просто обязан порекомендовать вам очень интересный пост dona_anna " Неот Кдумим" из которого и взял последнею приведённую мной цитату-сколько ещё тайн хранит наша древне/молодая земля...

евреи и Израиль, Природа и виды, Искусство и культура

Previous post Next post
Up