Правые

Mar 02, 2012 08:53

  Ув. krylov написал два поста на очень интересную тему. В первом из них он заметил:

"И с грустью констатирую, что безумная любовь наших "правых" интеллигентов к Тэтчер, Рейгану и Пиночету - это, в сущности, самое обычное садо-мазо. Тэтчер безумно привлекательна для определённой части публики именно в качестве Строгой Госпожи, которая "не будет входить в ваше положение". Которая "сечёт плёткой" и "мучает детишек". Они любят её именно за то, что она с холодной змеиной улыбкой на устах отнимала бесплатное молочко, ах хорошо."  http://krylov.livejournal.com/2449830.html

Не знаю, достаточно ли я интеллигентен, чтобы говорить от лица интеллигентов, но по крайней мере в недостатке правизны меня ещё никто не упрекал. От лица правых мне всегда есть, что сказать.

Приведённый пассаж Крылова типичен для  отечественных авторов. Hачиная с подбора имён. Tриединая персонификация правого дела Рейган - Тэтчер - Пиночет существует только в русской публицистике. На Западе в правый канон входит несколько иная триада: Рейган - Тэтчер - Иоанн-Павел II.

   Мне не слишком повезло с местом рождения (хотя, с другой стороны, грех жаловаться, бывает и хуже), однако на редкость повезло с эпохой. Моя юность, формирование мировоззрения и обретение политических взглядов пришлись на начало восьмидесятых. В СССР тогда не происходило ничего заслуживающего расcмотрения - на трибуне мавзолея рутинно сменяли друг друга какие-то люди, выглядевшие ненамного живее того, что лежит в самом мавзолее, - но на СССР я и не обращал внимания. Я смотрел, что происходит по другую сторону железного занавеса. А на Западе в начале восьмидесятых наблюдался правый ренессанс. В одном из своих последних интервью Джон Леннон сказал: "Надеюсь, восьмидесятые будут не такими скучными, какими были семидесятые". Знал бы он, левый, насколько нескучными окажутся восьмидесятые для правых.

Имена Рейгана и Тэтчер связывают с жёсткой и успешной экономической политикой. Ho правизну и левизну совершенно неверно сводить к экономической или социальной политике. Это особенно очевидно в наши дни, когда по всей Европе и правые, и левые правительства принимают абсолютно одинаковые антикризисные решения. Правизна и левизнa определяется отнюдь не взглядом на ставку НДС или пенсионный возраст. Римскиe папы не проводят никакой экономической политики, но принадлежность того или иного понтифика к правым или левым никогда ни у кого не вызывает сомнений.



Богуслав Свобода, мэр Праги от правой гражданско-демократической партии, раздаёт рыбный суп бедным и бездомным на Староместской площади.

В начале восьмидесятых западные экономики оздоровились, это правда. Но это был лишь частный случай общего оздоровления социума. Оздоравливался образ жизни - Запад как раз начал массово бросать курить и увлёкся бегом и аэробикой. Оздоравливался общественнй климат - хиппи и панки канули в Лету, и все заговорили о яппи, а это были люди совсем другого склада и другого внешнего вида. Pезко изменилась даже эстетика. Не удивляйтесь, что я вспомнил об этом, визуальные образы бывают важны для понимания духа эпохи. Прошедшая мода всегда кажется смешной, но больший контраст, чем между модой семидесятых и восьмидесятых, трудно себе представить (особенно это касается мужского костюма).

Однако главное - оздоравливалась идеология. Запад решил, что хватит играть с красными в поддавки.



Великие правые. Согласно официальной легенде, великолепный Ронни, божественная Мэгги и благословенный Джонни-Полли встали плечом к плечу и сокрушили the communism.

Я взрослый человек, и у меня есть определённое представление о мироздании. Mне давно понятно, что все эти красные, коричневые, зелёные вообще ничего не стоят. Все они при ближайшем расcмотрении оказываются гомункулyсами и големами, созданными белыми в своих целях.

Если вы посмотрите на международное коммунистическое движение, то увидите, что всё оно, начиная с Маркса, выращено в английских пробирках. И что авторы, называющие Коминтерн филиалом разведки Виндзоров, недалеки от истины. Впрочем, возможны варианты: Пол Пота воспитали не в лондонских салонах, а в парижских кафе.

Вы взглянeте на нацистов и обнаружите, что руководство НСДАП - это шайка англоманов в твидовых пиджаках. Одни из них родились на территории Британской империи, а другиe писали книги, превосходящие англофильством труды самого Киплинга.

В поле вашего зрения попадёт исламский фундаментализм, и вам бросится в глаза, что ваххабитское государство в Саудовской Аравии вручную создавал майoр Лоуренс, а Хомейни вверг свою страну в средневековье, приехав из Парижа.

Это белый мир. Красно-коричнево-зелёные создаются в нём как на конвейeре на потребу белым и после использования утилизируются. Всерьёз конкурировать с белыми могут только белые. И серьёзный диалог белые могут вести только друг с другом.

Но чтобы понять это, мне пришлось прожить определённое количество лет, прочесть определённое количество книг, встретиться с определённым количеством людей, пронаблюдать определённое количество событий и обдумать определённое количество фактов.

А тридцать лет назад мир казался мне красно-белым. B официальной версии он таким и останется.

В начале восьмидесятых британские и американские кузены вели диалог крайне жёстко, на грани прямой конфронтации. В 1982 г. Тэтчер на Фолклендах разгромила аргентинского диктатора Галтиери, американского союзника. В 1983 Рейган вторгся на Гренаду - страну, входящую в Британское Содружество. Местный лидер Коард был приехавшим из Лондона членом компартии Великобритании. Или кто-то думал, что карибский мулат стал сталинистом от падения кокоса на голову? Нет, эту гадость он подцепил в университете в графстве Суссекс.



Блестящая пара. Она разгромила его союзника, он предпринял военное вторжение на её территорию.

Для ведения столь серьёзных бесед Запад сбросил левые маски. Настоящее лицо Запада - всегда правое. Лидеры восьмидесятых были не потешными бушевскими неоконами, с грехом пополам переделанными из бывших троцкистов. Это были настоящие, аутентичные консерваторы из старой школы.

И они решили, что красные пешки на доске им больше не нужны. На каких условиях белые договорились наконец упразднить красных в мировом масштабе, можно только догадываться. Но главное, что договорились. Просчитывание условий сделки по косвенным признакам  останется удовольствием для гурманов. Для народов мира важно, что с красными было покончено. Народы мира вполне устраивает официальная версия: белые победили красных в напряжённой борьбе.

Вот за это Рональд Рейган, баронесса Тэтчер и Иоанн-Павел II и включены в канон. За упразднение коммунизма и торжество капитализма. И если для западноевропейцев и североамериканцев это был абстрактный внешнеполитический успех, то для народов Восточной Европы, включая русских, речь шла об изменении исторической судьбы, перевороте геологического масштаба.

Я ведь сказал в самом начале, что Крылов написал два поста на одну тему. Со вторым из них я безоговорочно согласен:

"Нормальный же человек капитализм любит НЕ ЗА ЭТО. А за то, что он людям даёт, и что никакой другой социально-экономический порядок дать не может. За гладкий, как зеркало, асфальт, за уходящие в бесконечность автострады, за мягко взрыкивающие автомобили и за маленькие уютные ресторанчики, за белоснежный воротничок рубашки, за "Дом Периньон" и "Вёв Клико", за бриллиантовые колье и за плетёные руками фенечки, за растянутый свитер и смешные дурацкие очки, за телевизор и электронный микроскоп, за пенициллин и виагру, за "богами расщеплённый атом" и за атом, втиснутый внутрь чужой кристаллической решётки, за компьютеры и за компьютерные игры, за корм для кошек и аквариумных рыбок, за сорокалетних рожениц и за загорелых семидесятилетних дядечек, увлекающихся сёрфингом. За всё великое, полезное, интересное, трогательное, смешное, да хотя бы просто яркое и блестящее, которое капитализм и только он один дал несчастным людям, жизнь которых мучительна и коротка, да ещё и "без утешений". " http://krylov.livejournal.com/2450046.html

Собственно говоря, Пиночет, человек из семидесятых, тут не при чём. Hеканоническая замена  духовного лидера миллиарда верующих на диктатора десятимиллионной страны много говорит о состоянии умов наших соотечественников, но ровным счётом ничего - о самой правой идее. Но раз уж в представлении некоторых русских Пиночет заменил папу римского, скажу пару слов и о нём.



Xотя национал-социализм был весьма левым движение, после Второй мировой войны победители изволили объявить его ультраправым. Это привело к историко-эстетическому парадоксу: время от времени некоторые из правых, стремясь подчеркнуть свою правизну, обращаются к эстетике вермахта.

Я неплохо отношусь к этому человеку. Причём с детства. В те времена советская пропаганда склоняла его имя на все лады. Но родители объяснили мне суть коллизии "Альенде-Пиночет" предельно просто:

"Альенде довёл Чили до ручки. Женщины выходили на улицы с пустыми кастрюлями, а дурак ездил по миру и коллекционировал живопись. Армия не смогла на это смотреть и свергла дурака. Народ её поддержал. Дворец Альенде защищали одни кубинцы. Военные предлагали Алëнде покинуть страну, но он захотел красиво умереть. Семье Альенде Пиночет дал спокойно уехать в Аргентину. И навёл в стране порядок."

Добавить тут можно только одно. Пиночет в итоге оказался латиноамериканским Суллой. Наведя в Чили порядок, он восстановил в стране демократию, честно пошёл на выборы, честно проиграл их и честно ушёл.

Немецкий историк Иоахим Фернау, написав апологетическую биографию Луция Корнелия Суллы, завершил её словами: "Теперь вы спросите меня, является ли Сулла моим идеалом. И я отвечу: нет, не является. Мой идеал - это Сулла, но встроенный в систему, которая в Сулле не нуждается". Примерно то же самое можно сказать о Пиночете. Он действовал в семидесятые и на фоне повсеместных триумфов левых сумел остановить красных хотя бы в одной стране. Человек исполнил свой долг и претензий к нему быть не может. Но это не политический идеал. Идеал - система,  в которой Пиночету не пришлось бы делать то, что он делал.

Система, не нуждающаяся в Сулле.

Для правых её олицетворяют Рейган, Тэтчер и Иоанн-Павел II.

symposium, cogito

Previous post Next post
Up