Гибель дредноутов.

Sep 11, 2010 15:13



К началу Первой мировой войны у Австро-Венгрии было три дредноута - флагман "Вирибус унитис", "Тегетгофф" и "Принц Ойген".  Хотя корабли строились в Триесте на берегах Адриатики, ключевую роль в их создании играли предприятия Богемии и Моравии. Вооружение произвела пльзенская "Шкода", броню - сталелитейный завод в Остраве, двигатели - фирма "Колбен и компаньоны", предшественница ЧКД (уверен, что большинству из вас доводилось ездить на изготовленных  этим предприятием трамваях).


                                           

"Тегетгофф" получил название в честь адмирала Вильгельма фон Тегетгоффа, победившего итальянцев в морском сражении у Лиссы в 1866г.

Создание дредноутов инициировал командующий флотом адмирал граф Рудольф фон Монтекукколи. Поскольку политические причины не позволили в 1909 г. принять решение о финансировании проекта в рейхсрате, Монтекукколи взял на эти цели кредит в астрономическую сумму 32 миллиона крон под свою ответственность. Парламент утвердил бюджет только в 1911 г., задним числом.

Согласившись на финансирование дредноутов, Транслейтания (венгерская часть империи) потребовала создания венгерского корабля. Так появился четвёртый дредноут. Он назывался "Сент-Иштван" и строился не в Триесте, а в Риекке. Двигатели и обшивку для "Сент-Иштвана" произвели венгерские предприятия, и это сказалось на его качестве не самым лучшим образом. Двигатели "Сент-Иштвана" при достижении скорости 16 узлов начинали перегреваться, а бронирование не былo достатоточно надёжным. К вооружению претензий не было. Как и для остальных кораблей, для "Сент-Иштвана" его произвела "Шкода".

Строительство венгерского дредноута затянулось. Он был спущен на воду уже во время войны, в 1915 г. Позже обстоятельства спуска начали восприниматься как недоброе знамение - при нём погиб один рабочий.



Длина - 150 м; ширина - 27,3 м; осадка - 8,85 м; водоизмещение - 20 000 тонн; скорость 20 узлов; вооружение - 12х305 mm орудий в трёх башнях, 12х105 mm орудий, 18х66 mm орудий, 4 торпедомёта; экипаж - 1087 человек.

Военные планы императорского флота строились в расчёте на сотрудничество с Италией, бывшей в то время союзницей Австро-Венгрии. Однако после начала войны Италия отказалась исполнить свои обязательства, а в 1915 г. и вовсе вступила в войну на противоположной стороне. Это событие стало неожиданностью для многих, включая итальянское правительство (премьер-министр подал в отставку) и парламент (парламентское большинство было против). Решение о переходе на сторону Антанты принял итальянский король Виктор Эммануил III, заключивший секретный Лондонский пакт с Великобританией, Францией и Россией.

Хотя итало-франко-британские силы располагали в Средиземноморье огромным перевесом, австро-венгерскому флоту удавалось сохранять контроль над Адриатикой почти до конца войны.

Ситуация стала меняться только в 1918 г., когда Союзники воспользовались Которским восстанием, внесшим хаос в деятельность военно-морских сил империи, и заняли Отрантский пролив. После подавления восстания командующим австро-венгерским флотом был назначен энергичный контрадмирал Миклош Хорти (будущий диктатор Венгрии). Он начал переброску всех наличествующих сил в Которскую бухту, намереваясь очистить Отрантский пролив от противника.




Viribus unitis означает "Общими силами". Это был девиз императора Франца-Иосифа

Летом 1918 г. в Которской бухте было сконцентрировано большинство австро-венгерских кораблей, включая "Вирибус унитис" и "Принц Ойген". Последними на соединение с ними вышли "Тегетгофф" и "Сент-Иштван" в сопровождении полутора десятков торпедоносцев.

На рассвете 10 июня они встретились с двумя итальянскими торпедными катерами (MAS-15 и MAS-21), ожидавшими их мeжду островами Лутрошняк и Иловик с выключенными двигателями и погашенными огнями.

MAS-21 выпустил две торпеды в сторону "Тегетгоффа" и промахнулся. MAS-15 под командованием капитана Луиджи Риццо сумел проскользнуть между австро-венгерскими кораблями сопровождения и приблизиться к "Сент-Иштвану" на расстояние 300 метров. Cтреляя из такого положения по 150-метровому кораблю, промахнуться было невозможно. В 03:35 утра две торпеды попали в его правый бок. Говорят, взрыв был слышен за несколько километров. Итальянские катера ушли в Анкону..

"Сент-Иштван" боролся за жизнь до 5:40. Из 12 его котлов продолжали работать только два. Скорость упала до 4 узлов. Насосы не справлялись с откачкой воды. Наконец, перед угрозой взрыва котлов капитан Генрих Зейтц фон Треффен прекратил попытки спасти корабль. В 06:05 "Сент-Иштван" перевернулся и ушёл на дно.



Капитам Луиджи Риццо был удостоен аудиенции у короля. MAS-15 и сегодня выставлен в одном римском музее. День, когда был потоплен "Сент-Иштван", празднуется в Италии как День флота.

На борту "Тегетгоффа" находилась съёмочная группа, готовившаяся запечатлеть предстоящий триумф в Отрантском проливе. Вместо этого ей пришлось снять гибель "Сент-Иштвана". Подобные кадры - большая редкость. За всю историю войн на плёнку было снято потопление только трёх кораблей подобного класса (Двумя другими стали британский корабль "Бархам" и американский линкор "Аризона". Оба погибли в 1941 г.)

Вот последние сорок пять секунд жизни "Сент-Иштвана":

image Click to view


                     Из 1056 матросов и 38 офицеров погибло 89 человек

После этой неудачи австро-венгерский флот до конца войны не проявлял заметной активности.

В последние дни октября 1918 г. империя начала распадаться. Начиная с 28-го её составные части провозглашали независимость. В воинских частях и на кораблях создавались национальные советы. Чтобы прекратить революционный хаос и избежать бессмысленного затопления или повреждения кораблей, император Карл I принял решение о передаче флота Национальному Совету сербов, хорватов и словенцев в Загребе и разрешил офицерам переход на югославскую службу.

В 16 ч. 45 м.  30 октября 1918 г. австро-венгерский флот стал югославским (название Югославия вновь возникшее государство приняло несколько позже, но для удобства я буду называть его этим привычным именем). Миклош Хорти покинул флагманский корабль "Вирибус унитис", унося с собой спущенный флаг. Вместе с ним сошли на берег немцы и венгры.

Капитан "Вирибус унитис" хорват Янко Вукович де Подкапелски был назначен командующим югославским флотом. На кораблях остались славяне, в основном хорваты и чехи.

Около 5 утра 1 ноября в море были выловлены два итальянских диверсанта, Рафаэле Паулоччи и Рафаэле Росетти. Они признались, что заминировали "Вирибус унитис". По их словам, им было ничего не известно о прекращении огня и передаче флота югославам. Времени на предотвращение катастрофы уже не было. Через несколько минут раздался взрыв.

Вукович руководил спасательными работами грамотно и отважно. Многих удалось спасти. Но корабль слишком сильно накренился на бок, и с него начали падать орудийные башни и другие надстройки. Одной из них накрыло и шлюпку, в которой был Вукович. Он прослужил югославским флотоводцем чуть больше 12 часов. Всего в тот день погибло около 250 чехословаков и югославов.

Итальянские диверсанты сумели уйти.

В 8 часов утра 1 ноября на кораблях были подняты югославские флаги.

Сразу после окончания войны взрослые союзники решили, что бывший австро-венгерский флот слишком роскошен для новорожденной Югославии. В качестве утешения они оставили югославам 12 торпедоносцев, а всё остальное разделили между собой.

"Тегетгофф" достался Италии. В 1924 г. он был разрезан на металлический лом.

"Принц Ойген" оказался в руках Франции. Французы тоже не стали включать его в состав своего флота, а использовали как мишень для отработки авиационных и артиллерийских ударов. В 1922 г. "Принц Ойген" был расстрелян, затоплен, поднят, расстрелян ещё раз и затоплeн окончательно.



mamertini, felix austria

Previous post Next post
Up