Как пишет Диана Михайлова в
статье "Халатность и фейерверки. Итоги взрыва на складах боеприпасов в Сватово", опубликованной информационным агентством РИА Новости (Украина), благодаря обнародованному решению Печерского районного суда Киева, рассмотревшему в открытом судебном заседании ходатайство прокурора отдела Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины о продлении срока меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении подозреваемого начальника объединенных складов ракетно-артиллерийского вооружения "сектора А" (Сватово, контролируемая Украиной часть Луганской области), стали известны истинные масштабы катастрофы на этих складах 29 октября 2015 года.
Уничтоженные в результате взрыва 29.10.2015 в Сватово (контролируемая Украиной часть Луганской области) боевые машины 9П140 РСЗО "Ураган" вооруженных сил Украины (с) Диана Михайлова / РИА Новости (Украина)
Вопреки распространенной в первые же часы пресс-службой министерства обороны Украины версии о диверсии, ставшей основной причиной пожара с последующей детонацией, которые привели к гибели гражданского населения и разрушению инфраструктуры, военная прокуратура обвиняет в случившемся майора украинской армии.
В соответствии с приказом руководителя сектора "А" от 04 августа 2015 г. он находился в составе сил и средств сектора А, которые привлекались и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской обл., где был временно назначен на должность начальника объединенных складов ракетно-артиллерийского вооружения сектора А, которые дислоцировались в г. Сватово Луганской обл. До этого обвиняемый проходил службу на должности начальника отдела хранения боеприпасов войсковой части А1479, которая дислоцируется в г. Ичня Черниговской обл., поэтому обладал необходимым опытом хранения боеприпасов, оружия, военной техники, знал требования законодательства Украины и осознавал, что оружие и боеприпасы относятся к объектам повышенной опасности.
29 октября 2015 г. в 19:30, исполняя свои служебные обязанности ненадлежащим образом из-за небрежного отношения к ним, вопреки интересам службы, в нарушение приведенных требований законодательства, выполнения задач по хранению боеприпасов на складе не организовал, надлежащие меры по оборудованию склада, обеспечению его охраны и обороны не принял, допустил хранение инженерных боеприпасов на территории артиллерийского склада, что явилось явным нарушением, с целью защиты запасов от средств зажигания укрытия котлованов не выполнил, заявки и рапорты на необходимые силы и средства по приведению состояния хранения боеприпасов требованиям руководящих документов в высшее командование не подавал, хранения специальных боеприпасов в крытых котлованах в объеме до 0,5 вагона (до 5 - 10 тонн) не обеспечил, все необходимые меры по надлежащему и надежного хранения ракет и боеприпасов не осуществил, меры по соблюдению надлежащего противопожарного состояния в полной мере не употреблял, а именно: личный состав не был в полной мере обеспечен первичными средствами пожаротушения, пожарной безопасности на вверенных складах ракетно-артиллерийского вооружения не обеспечил, допустил попадание на территорию складов ракетно-артиллерийского вооружения сектора А постороннего предмета, возникновения пожара и последующей последовательной детонации боеприпасов размещенных вопреки требованиям к их хранению.
По мнению прокуратуры, им были нарушены требования Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", Устава внутренней службы Вооруженных Сил Украины, "Руководства по работе фронтовых и армейских артиллерийских складов", "Руководства по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения", Положения о пожарной безопасности в Министерстве обороны Украины и Вооруженных Силах Украины и Правил пожарной безопасности для воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Украины, утвержденных приказом Министра обороны Украины. В результате детонации боеприпасов на территории складов ракетно-артиллерийского вооружения сектора "А" в г. Сватово уничтожено оружие, боеприпасы, материальные ценности особого назначения в виде ракет и боеприпасов - 3109 т на сумму 104,822 млн. грн., а также 80 т инженерных боеприпасов на сумму 2,559 млн. грн.
Также потеряно 48 единиц вооружения и военной техники на сумму 23,76 млн. грн., из них ракетно-артиллерийского вооружения - 20 единиц на сумму 22,724 млн. грн. (одна боевая машина 9А52 "Смерч", четыре транспортно-заряжающие машины 9Т234 к БМ 9А52 "Смерч", семь боевых машин 9П140 "Ураган", восемь транспортно-заряжающих машин 9Т452 к БМ 9П140 "Ураган"). Кроме того взрывами и пожаром уничтожено 22 единицы автомобильной техники на сумму 0,647 млн. грн., 6 единиц инженерной техники - на сумму 0,389 млн. грн., 169 единиц стрелкового оружия - на сумму 0,254 млн. грн., 77 артиллерийских приборов и прицелов на сумму 0,772 млн. грн., 2 тонны инженерного имущества на сумму 1,68 млн. грн., что причинило тяжкие последствия материального характера на общую сумму 134,237 млн. грн., а также повлекло гибель одного гражданского лица, трех военнослужащих Вооруженных Сил Украины и получение 20 лицами телесных повреждений различной степени тяжести.
Следует отметить, что в ходе боевых действий украинская армия потеряла меньше боевых машин РСЗО "Ураган" (по разным сведениям шесть или семь), чем в результате взрыва на складе, а сгоревший "Смерч" вообще оказался единственным утраченным за все два года конфликта на востоке Украины. Потери указанной техники весьма чувствительны, так как всего в составе 27-ой Сумской реактивной артиллерийской бригады числилось четыре дивизиона 220-мм РСЗО "Ураган", один из которых, за исключением единственной спасенной из пожара машины, был полностью уничтожен в Сватово, а второй - в ходе боевых действий. Кроме того в результате взрыва потеряно 1025 реактивных снарядов калибра 220-мм для РСЗО "Ураган" и 16 реактивных снарядов калибра 300-мм для РСЗО "Смерч". Стоимость последних при продаже в Азербайджан в 2005-2006 гг. составила 20 тыс. долл. за единицу. Экспортная цена потерянной боевой машины РСЗО "Смерч" достигала нескольких миллионов долларов.