(no subject)

Oct 28, 2018 19:01

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СИМВОЛОВ И ПОНЯТИЙ

Самая базовая экономическая установка поведения состоит в следующем: вложить поменьше, ЧТОБЫ получить побольше.
Ее можно применять как инструмент быстрого анализа для всего, что так или иначе создается и поддерживается людьми, включая всевозможные институты (семья, школа и так далее). Даже формы и жанры литературных произведений (по чьему-то блестящему выражению: "форма освобождает", в том смысле, что придерживаясь заданной формы, легче сохранить силы для содержательной работы). Сразу становится легко делать предположения, почему одно возникает и благополучно существует длительное время, а другое нет.

Для понятий и символов данный принцип, по-моему, тоже работает очень хорошо:
Чтобы не давать каждый раз длинные объяснения чему-то, это что-то удобно назвать коротким словосочетанием (или даже одним словом), обучить достаточно большое количество людей и пользоваться на здоровье в готовом виде. Главное, чтобы получаемая выгода была больше, чем минусы. И порой она в миллион раз больше минусов. Достаточно понаблюдать за шаблонами и формулами, которыми наполнен язык. Понятия поступают сразу в мозг, как рафинированный сахар.

Как это работает? Допустим, мы имеем множество однородных объектов и явлений. Их удобно назвать одним словом, а если туда подмешается немного лишнего, ничего страшного, переживем. Положительный эффект перевесит отрицательный:


И наоборот, если объединить под одним понятием разнородные вещи, вреда будет больше, чем пользы (cкрестить ужа с ежом можно, но невыгодно), поэтому так никто не делает. А если бы делали, то выглядело бы оно как-то так:


Правильно подобранный символ сгущает смысл так же, как линза сгущает свет.
Previous post Next post
Up