В подвалах Исаакиевского собора

Jan 27, 2015 10:29

Как и обещала вчера, рассказываю о подвалах Исаакиевского собора. Точнее, о военном периоде из жизни собора.





Купол Исаакиевского собора был закрашен серой краской, чтобы не служить ориентиром. 101-метровая громада с позолоченным куполом видна издалека: я очень люблю, приехав в Петербург и выйдя во время прогулки к Монплезиру, отыскивать силуэт Исаакиевского собора и показывать яркую светящуюся точку туристам. Во время войны в подвалах собора было организовано хранение музейных фондов Ленинграда.

Анна Ивановна Зеленова, легендарный директор Павловского дворца-музея, провела в подвалах Исаакиевского собора всю блокаду. Из ее воспоминаний:

"Теперь, когда тысячи туристов осматривают Исаакиевский собор как памятник классицизма в русской архитектуре и любуются ожившими после реставрации многочисленными росписями и мозаикой, трудно представить себе, каким он был мрачным, сырым и холодным в блокадные годы. Зловещим гулом откликались его своды на каждый шаг по мраморным плитам.

В те суровые зимы мороз на улице переносился легче, чем промозглый холод исаакия. Выходили греться на портик.

Все сотудники - хранители музеев - с первого же дня своего прибытия из пригродов были приказом по Управлению дворцов и парков Ленинграда переведены на казарменный режим. Домой отлучались редко, а у многих и не было своего дома в Ленинграде, так как жили они в пригородах.

Канцелярия и научная часть расположились в боковых притворах алтаря. Там же была сооружена маленькая круглая печурка - "буржуйка". На ней грели воду и подсушивали блокадную норму хлеба.

Спали на досках, укрываясь одеждой.

В подвалах Исаакия занят был каждый закут, каждая ниша. <...> Перед нами стояли две самые главные задачи - учети хранение музейных редкостей. <...> Более трудным стало ХРАНЕНИЕ!

Все было против нас, вернее, против правил. <...> Хуже обстояло дело с мебелью. Клей размокал, отслаивалась фанеровка. Могла пострадать ценная гобеленовая или шелковая обивка.

Как только наступали сколько-нибудь теплые и не влажные дни, вся мебель перетаскивалась нами из собора на воздух для просушки. <...> Иногда пролеты межзду колоннами открытого портика Исаакия становились похожими на узкие улицы Неаполя. В несколько рядов на веревках, привязанных к колоннам, сушились яркие полотнища тканей и вышивок.  <...> Приходилось сушить и картины, поворачивая их обратной стороной холста к солнцу. <...>

Приходилось мыть цветные лампадки, найденные в алтаре, и заполнять их полученным из зоосада тюленьим жиром, когда в городе прекратилась подача электроэнергии. То нужно было подметать обширную площадь мраморных плит собора после очередной бомбежки, когда от сотрясения осыпалась лепка и шелушившаяся роспись сводов.

Но больше всего сил было потрачено на откачку воды из подвалов после апрельской водопроводной аварии в 1942 году. Вода заполнила почти все отсеки подвала. Нужно было вытаскивать ящики с музейными экспонатами, хранившимися внизу, и просушивать намокшие вещи."

Кстати, существует ленинградская легенда - почему именно Исаакиевский собор был выбран в качестве места хранения музейных ценностей. Когда стали обсуждать: в каком месте можно надежно спрятать экспонаты, Исаакиевский собор сначала всерьез не рассматривали: его грандиозный, хорошо знакомый силуэт прекрасно виден на многие километры от Ленинграда. Но один артиллерист предложил Исаакиевский собор в качестве места хранения именно по этой причине: немцы не захотят терять такой отличный ориентир, и не будут бомбить храм. Как ни странно, именно так и было: в Исаакиевский собор во время войне не упала ни одна бомба, лишь осколки снарядов "ранили" знаменитые гранитные колонны.



Сегодня в подвалах Исаакиевского собора будет открыта небольшая мемориальная экспозиция, посвященная хранителям музейных фондов в годы блокады "Чтобы помнили". О ней расскажу попозже (что-то случилось с инстаграмом - у меня все фотографии там, т.к. проблемы в компьютере, который не видит телефон и не может скопировать фотографиии из телефона в компьютер).

Ленинград, Зеленова Анна Ивановна, Исаакиевский собор, блокада, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up