Мой рассказ будет об обыкновенном советском детстве, которое прошло в рабочем пригороде Ленинграда. Здесь я родился и вырос. Не претендую на какую-то оригинальность. Более того, историю которую я расскажу, наверняка, происходила и с вашими друзьями, с теми кто жил в нашем городе. Мало кого не затронула Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Следы окопов, блиндажей и рвов линий обороны города до сих пор видны на земле. Их до сих пор копают "чёрные трофейщики" и "поисковики", водят над местами боёв металлоискателями, щупами. Но 25 лет назад, мы - 12-14 летние мальчишки, неорганизованно, на удачу, копали чем придётся и совершали совершенно безрассудные вещи.
От моего дома, пятиэтажная хрущевка, построенная в 1972 году, всего в 30 метрах начинались странные симметричные ямы, заросшие кустарником. Явно тут во времена войны располагалась то ли артиллерийская батарея, то ли какой-то штаб. Конечно же, пацанами мы проводили почти всё время, не занятое футболом, на этих канавах. Там же я нашёл свои первые гильзы от винтовки, которые легли в основу моему увлечению. На начало учёбы в школе у меня уже было больше десяти гильз от разного вида оружия. Но предметом моей зависти была 45-и миллиметровая гильза от противотанковой пушки, которой хвастался в первом классе мой ещё детсадовский друг.
Естественно, что из года в год у меня появлялось больше возможностей для пополнения коллекции. Не так далеко от моего посёлка находился передний край обороны Ленинграда. Собственно, если сесть на бывший 268 маршрут автобуса (ныне 189) от станции метро Пролетарская, то предпоследняя остановка в посёлке Саперная - это противотанковый ров обороны. В последние годы его сильно перерыли всякие кладоискатели, но 25 лет назад "трофейщики" ездили дальше, на Невский Пятачок. Туда шёл уже 440 или 490 автобус. Честно, мне сейчас не по себе рассказывать, каким опасностям подвергали молодые пацаны простых людей. Ведь мы везли в общественном транспорте не только безобидные стрелянные гильзы.
В 1988 году к нам переехало довольно много украинцев, переселённых после Чернобыльской аварии. Семьи были большие, три-шесть детей - это не редкость. Мы - местные, в школе дразнили новичков. "Ёжики из чернобыльского леса", - кричали им в след. Конечно, ребята хотели чтобы их зауважали. Вот так вот, несколько мальчишек-переселенцей, шестиклассников привезли с Невского Пятачка пару 50-мм миномётных мин. С непробитым капсюлем, с взрывателем. Обычная находка, такие до сих пор часто встречаются в наших лесах. Везли, разумеется, в обычном автобусе, не особо заботясь о том, что может рвануть. Впрочем, самым шиком было то, что одну из мин принесли на уроки в школу и во время занятий сидели и вдумчиво долбили капсюлем о парту. Пока кто-то из одноклассников не настучал и не прибежал участковый милиционер. Всем, кто хоть как-то был замешан в истории влетело с приводом в местное отделение. Со второй миной могло выйти ещё хуже, один из парней забрал её домой, чистил тряпочкой, чтобы заблестела и в какой-то момент она ему надоела. Он просто взял и выкинул её в окно с третьего этажа во двор. Упала на газон, там её милиция и забрала.
Мозгов тогда было ещё маловато. Но окончательно я завязал с "трофейщиками" после другого случая. Мы по прежнему ездили на Пятачок. Нас гоняли, мы бегали, но ковыряли землю, ковыряли на удачу. Обрывки пулемётных лент, взрыватели от гранат, гильзы - всё забиралось. Пока в один день парню из параллельного класса не "улыбнулась" удача. Он нашёл Ф-1 (лимонку), целую, в хорошем состоянии. Выглядела как новая. Парень ходил "королём", но в 13 лет "король с гранатой - это тоже самое, что и обезьяна с тем же предметом. Мы от него сбежали. Страшно сейчас представить, эту лимонку он довёз до дома в кармане своих штанов в обычном рейсовом автобусе 440-го маршрута и народу было в нём немало. Мы с ним не поехали, реально перепугались. Нет, он доехал, но с той поры наша компашка развалилась. Как-то пришло сознание, что может грохнуть. Странно, что миномётные мины нас не так напугали, чем ручная граната.
Дальше за Невским Пятачком любимым местом "трофейщиков" были Синявинские Высоты. Туда тоже можно было добраться из моего посёлка на автобусе. 490 маршрут, если мне не изменяет память, он шёл чуть дальше 440-го. Там на Высотах до сих пор звучат взрывы. Совсем недавно, год-два назад погибли простые 13-летние мальчики. Их ошибка была в том, что неудачно развели костёр. Под огнём взорвался снаряд. Это официальная версия, неофициальная - ребята до сих пор копают, может быть и до сих пор возят в обычных рейсовых автобусах всякую хрень. Про Синявино можно рассказывать отдельно. Эхо войны.