да ведь, собственно, речь не о нравственных категориях, а о предпосылках к ним. Если признавать наличие психологических типов, то надо признать, что некоторые предпосылки (кстати. и интерес к иерархическому положению) именно наследуются. Другой вопрос, что потом из этого сделают с помощью воспитания. Прирожденный лидер может стать фюрером, а может заботливым хорошим командиром. И так далее.
Да, согласен. Сама идея врождённого разделения людей по некоторому критерию на "чистых" и "нечистых" мне, например, довольно неприятна. Хотя книг, где такое разделение описано, хватает. Мне кажется, если говорить о причинах возможного коммерческого неуспеха именно вашей книги (буде вы захотели бы её коммерциализовать) --- именно в том, что те, кому нравится мысль о врождённом разделении, как правило, сторонники иерархии. А тем, кому не нравятся иерархии, не любят и такое жёсткое разделение людей. Тут ситуация абсолютно противоположна "Дозорам" Лукъяненко --- там-то у "Иных" была вполне себе иерархия, причём врождённая (главный герой --- маг второго уровня, это был его потолок, и великим он стал исключительно за счёт создания вампиром Костей технологий преодоления неравенства, которые сам же и уничтожил
( ... )
Я, собственно, не знаю, коммерческая это книга или нет. Я ее посылала-то всего в два издательства. И они, видно, решили, что не коммерческая. Но это дело такое, субъективное.
Не очень понятно, как может быть неэтична сама идея разделения людей на виды. Т.е. понятно, что она неэтична, если на самом деле такого разделения нет. А если оно есть, что может быть неэтичного в том, чтобы назвать вещи своими именами? Другой вопрос какие из этого сделать выводы, вот тут уже большой простор для этичности и неэтичности. Вообще-то это тонкий момент: с какого количества отличий считать виды разными. Ну вот, например, не фантастические, а вполне реальные неандертальцы, были вполне себе другим видом, и в то же время вполне себе людьми. И, поскольку предки наши этикой особо не заморачивались, весьма вероятно, что они неандертальцев и отгеноцидили до основания. А как бы мы сейчас с ними сосуществовали, доживи неандертальцы до наших дней?
Ну она потому и неэтична, что на самом деле такого разделения нет; гены неандертальцев сохранились у многих людей, кстати говоря, то есть виды скрещивались. Само предположение "а нельзя ли разделить людей на чистых и нечистых" некрасиво. Хотя да, в рамках предложенной в книге модели никакой неэтичности нет. Если это такой факт, то нет ничего плохого в том, чтобы его признать. А вот если выйти за рамки этой модели - то само написание этой книги не очень красивый поступок.
Да я бы не сказал, что некрасивый поступок. Когнитивный диссонанс вызывает --- это да, ну так в конце концов, если автор будет думать лишь о том, чтобы развлечь массового читателя --- получится макулатура типа Лукьяненко или Донцовой (хотя, не спорю, макулатура может быть забористой). А диссонанс --- он о сложных вопросах заставляет задумываться.
Кстати, вот, хотя описанная в вашей книге ситуация --- это очень предельно выраженная идея разделения людей на "чистых" и "нечистых" по признаку отношения к иерархии, определённые корни в реальности она, возможно, имеет. Тут опять хочется вспомнить Назгула, однако, дам ссылку не на него, а на статью Ольги Хохрой "Зверь в тебе": http://samlib.ru/h/horhoj_o/11.shtml Там, на мой взгляд, проводится мысль о классификации людей даже не по признаку отношения к иерархии, а по признаку отношения к способам взаимодействия друг с другом. Конечно, в статье Ольги Хохрой различия между людьми не такие острые, как между амару и урку, но тем не менее. Да и Назгула тогда можно не читать (если интересуют только его взгляды на классификацию людей по признаку отношения к иерархии, т.к. он тут позицию автора разделяет).
Почитала. Не, там все-таки про другое, но очень интересно. Я давно уже думаю, что неплохо было бы какому-то специалисту сделать обзор по влиянию на психику разных гормонов. Потому что "в обществе принято" делить людей необратимо на два разных буквально вида, один из которых катастрофически хуже другого (хотя и говорят, что "не хуже, а просто другие", ага) - по всего лишь одному-единственному признаку: количественной разнице андрогенов и эстрогенов. А это только одна гормональная система, в организме же их много. Даже по признаку большего или меньшего содержания тироксина можно выделить полярные типы, и отличаться друг от друга они будут не меньше, чем мужчины от женщин. И физиологически, и внешне, и психически. А там еще дофамин, действительно, серотонин, окситоцин и все прочее.
А к моей фантастической "теории" это мало отношения имеет, честно говоря :)
Прочитал обе книги. С возрастом всё чаще бросаю, лишь начав чтение, так что уже комплимент. Лишь к концу второй стал прыгать через строчку.
"Другого народа у меня для вас нет" - гласит Сталинский апокриф и это наилучшая отповедь вашей фантазии из мира реальности. Ешё вспомнился анекдот: В: Что надо сделать, чтобы больше не было войны? О: Собраться вместе всем хорошим людям и поубивать всех плохих.
Comments 19
Reply
Другой вопрос, что потом из этого сделают с помощью воспитания. Прирожденный лидер может стать фюрером, а может заботливым хорошим командиром. И так далее.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Само предположение "а нельзя ли разделить людей на чистых и нечистых" некрасиво.
Хотя да, в рамках предложенной в книге модели никакой неэтичности нет. Если это такой факт, то нет ничего плохого в том, чтобы его признать.
А вот если выйти за рамки этой модели - то само написание этой книги не очень красивый поступок.
Reply
Reply
Там, на мой взгляд, проводится мысль о классификации людей даже не по признаку отношения к иерархии, а по признаку отношения к способам взаимодействия друг с другом. Конечно, в статье Ольги Хохрой различия между людьми не такие острые, как между амару и урку, но тем не менее. Да и Назгула тогда можно не читать (если интересуют только его взгляды на классификацию людей по признаку отношения к иерархии, т.к. он тут позицию автора разделяет).
Reply
Потому что "в обществе принято" делить людей необратимо на два разных буквально вида, один из которых катастрофически хуже другого (хотя и говорят, что "не хуже, а просто другие", ага) - по всего лишь одному-единственному признаку: количественной разнице андрогенов и эстрогенов. А это только одна гормональная система, в организме же их много. Даже по признаку большего или меньшего содержания тироксина можно выделить полярные типы, и отличаться друг от друга они будут не меньше, чем мужчины от женщин. И физиологически, и внешне, и психически.
А там еще дофамин, действительно, серотонин, окситоцин и все прочее.
А к моей фантастической "теории" это мало отношения имеет, честно говоря :)
Reply
"Другого народа у меня для вас нет" - гласит Сталинский апокриф и это наилучшая отповедь вашей фантазии из мира реальности. Ешё вспомнился анекдот:
В: Что надо сделать, чтобы больше не было войны?
О: Собраться вместе всем хорошим людям и поубивать всех плохих.
Reply
Но помечтать не вредно.
Reply
Leave a comment