Теория ухода. Основы. Моника Кровинкель.

Feb 18, 2012 21:21

Так как я изучала, естественно, немецкую теорию, то ее и буду в дальнейшем придерживаться. В США, насколько мне известно, существует собственная теория, но она в общих чертах схожа с немецкой.
Основоположница современной теории ухода в Германии - профессор доктор Моника Кровинкель. Она сформулировала принципы, согласно которым работают все учреждения по уходу в ФРГ и в некоторых других странах.

Итак, идея первая.
Для того, чтобы осуществлять правильный и стимулирующий уход, необходимо сначала точно выяснить, что же человеку нужно, какие его потребности мы должны поддерживать/замещать.
Для этого Кровинкель выделила 13 так называемых AEDL (Aktivitäten und existenzielle Erfahrungen des Lebens). В переводе на русский буквально: "виды активности и экзистенциального опыта жизни".

1. Возможность общаться.
2. Возможность двигаться.
3. Возможность поддерживать витальные функции (сердцебиение, дыхание и т.п.)
4. Возможность ухаживать за собой.
5. Возможность есть и пить.
6. Возможность выделять продукты жизнедеятельности.
7. Возможность одеваться.
8. Возможность спать, отдыхать и расслабляться.
9. Возможность развлекаться, учиться и развиваться.
10. Возможность переживать собственную сексуальность.
11. Возможность заботиться о безопасности и надежности своего окружения.
12. Возможность поддерживать и развивать социальные контакты, связи и области.
13. Возможность справляться с экзистенциальным жизненным опытом.

Опять же, все это может показаться банальностью. Ну что, непонятно, что человеку нужно кушать, спать и занимать себя? Однако на этих AEDL как раз и строится практика современного ухода.

Осуществляется это так. Прежде всего, проводится планирование. То есть мы смотрим - какие из AEDL у человека нарушены, где он требует поддержки - а где вполне обходится сам.
При этом выделяются проблемы и ресурсы.
Например, возьмем пациента с парализованной после инсульта левой половиной тела.
Он требует поддержки практически по всем AEDL. Выберем одну из них, например, самую очевидную - способность двигаться. Пациент самостоятельно двигаться не может - не может встать, ходить, сидеть может только с поддержкой. Это его проблема.
Ресурс здесь заключается в следующем: пациент свободно двигает правой рукой и ногой, пациент может стоять на правой ноге с поддержкой; пациент понимает обращенную к нему речь и может следовать указаниям.
Далее определяются мероприятия:
- Помощь при мобилизации, пересаживание пациента с кровати на кресло, с кресла на унитаз и обратно.
- использование вспомогательных средств (в данном случае инвалидное кресло).
- возможно, лечебная гимнастика.

Такое планирование осуществляется по всем 13 пунктам. Например, с пунктом "еда и питье" - такому пациенту необходимо измельчать еду на кусочки, чтобы он мог есть, пользуясь только правой рукой; также необходима профилактика запоров, поскольку пациент малоподвижен.

После того, как планы записаны и мероприятия определены, можно ухаживать по науке :) Персонал осуществляет, собственно, все эти действия. А затем документирует их и записывает, что при этом удавалось, какие были особенности. Документация затем изучается, и планирование снова перерабатывается.

Но для того, чтобы действовать по плану, необходимо главное - цель ухода.
Помните фильм "Кто-то пролетел над гнездом кукушки"? Там, кстати, можно видеть как раз описанную в предыдущем посте картину: сестра с высшим образованием обсуждает с врачами ведение больного, ее слово имеет не меньший вес, чем мнение врача.
Другой вопрос о том, кто эта сестра и каковы ее цели. Цель ухода, который осуществляет сестра Рейчел - сделать пациента удобным и послушным, соответствующим ее личным представлениям о правильном. И она, надо сказать, своей цели вполне профессионально добивается.
В 50е годы такое было еще вполне возможно...

Моника Кровинкель формулирует цель ухода так:
Сохранить или восстановить хорошее самочувствие пациента и избежать его зависимости, чего можно достигнуть с помощью стимуляции или поддержки возможностей самого пациента или обучения его близких.

(продолжение когда-нибудь воспоследует)

уход, теория ухода

Previous post Next post
Up