Волома-Ёлма-Ондозеро 2016_08_13-28

Aug 31, 2016 20:25

Сплавились по Воломе - Ёлме до оз.Ондозеро.

Изначально, предполагалось пройти полный маршрут Волома-Елма-Онда до Надвоиц - 205-210км, включая волок 8,5км.
Но получилось, от АД(ЖД)-Моста между ст.Пенинга и ст.Сонозеро(пос.ВОлома - местные ставят ударение на 1й слог) до пос.Ондозеро на СЗ оз.Ондозеро - 140км, включая волок 8,5км.
Оставшийся участок по Ондозеру и Онде могли бы пройти за 3 дня ~75км или даже за 2 дня до Мурманской трассы ~60км. Но на волок ушло почти 2 дня вместо 1го, на озёрах, особенно на Ондозере, штормило, надувнушки сдувало против курса, решили не мучиться и устроить больше днёвок и полуднёвок.
Этот поход изначально задумывался как матрасный алкосплав по не самому захоженному маршруту, т.ч. без претензий.

В теории, по более менее высокой воде, например в июне (тогда можно будет добавить к сплаву ещё 1-2 дня праздничных выходных) этот маршрут, вместе с Ондозером, Ондой, до Ондского водохранилища, можно пройти в спортивном режиме за 1 неделю (+1-2 дня). Единственное препятствие на участке до Ондозера, требующее осмотра и, возможно, обноса - "Препятствия №2". На участке после Ондозера, скорее всего, потребуются ещё 2-4 осмотра и, возможно, 1 обнос.

1. Без дозакупок, ищем или заранее заказываем машину заброски от ст.Пенинга или ст.Сонозеро до АД(ЖД)-Моста между ними. На стапель и завтрак 2-3ч. Сплав 21км до "СТ2ОБЛБ". !С просмотром и, возможно, обносом Препятствия №2, если там всё ещё будет завал на выходе после остатков моста!
2. Сплав 25км до одной из стоянок на оз.Лайгоярви ("СТЛБОБ") или ещё дальше.
3. Шкуродёр совсем закончился. Сплав 34км до стоянки-начала волока. Антистапель.
4. Волок до Кузнаволока. 2км по болоту можно в 2 ходки, но 6,5км по лесовозной дороге !в 1 ходку, иначе, за 1 день можно не успеть! Стапель.
Если останется 1-2 часа, то можно сплавиться ещё 6км и встать на "СТ7ЛБОБ", напротив истока Ёлмы из Ёлмозера.
5. Кузнаволок - Ондозеро - 38км - до выхода из Коргубской губы, на стоянку на песчаной косе "СТЛБОБДорога" или на стоянку напротив песчаной косы, если та будет занята - "СТ9ПБОБ". Можно осмотреть немного порог на выходе из Ёлмозера, но ничего криминального там нет.
Далее сам не видел, но могу предположить - Остаётся пройти не более 80км:
6. Нужно пересечь Ондозеро и пройти губу Лужмалакси = 26-30км. Если будет штормить, то даже на лёгкой и быстрой надувнушке, это может быть затруднительно.
Ширина Ондозера всего 3-4,5км, смотря, где его пересекать, далее можно идти вдоль берега, но от этого не легче, если будет сносить ветром и волнами назад.
Плотину на выходе из губы Лужмалакси, возможно, придётся обнести.
7-8. Остаётся всего 50км, скорее всего придётся осмотреть 2-4 порога - см.Лоцию.
Можно срезать часть маршрута, вызвав такси из Сегежи от пос.Кирасозеро (либо найти машину там) -25км или от АД-Моста Мурманской трассы -10км.
Но я, что бы не пересекать Ондское водохранилище, уехал бы от пос.Лососий в Надвоицы или Сегежу или ещё ближе - на ст.Май-Губа (!там останавливается на 1 минуту только 91 поезд!).
Хорошо бы иметь 1 день в запасе, на пережидание шторма на Ондозере, если таковой будет, потом его можно использовать как днёвку на Панозере, после которого уже нет серьёзных препятствий.






Трек - Волома+волок на Кузнаволок 8,5км+Ёлма-оз.Ондозеро (+ оз.Ондозеро-Онда до Надвоиц - взято из инета - Offraider)=205-210км
- по клику откроется в гугломапе


скачать gpx
скачать kml

!всё ниженаписанное относится только к лёгким надувнушкам единичкам-полуторкам!
Шли по лоции Волома-Ёлма-Онда - 2003 - Денисов Евгений Сергеевич - если в инете пропадёт, то у меня сохранена.
Лоция подробная, но для каркасов (на каркасах я бы Волому вообще не пошёл - лодочку жалко, и тащить волоком тяжко, а Ёлму и Ондозеро уже проще идти на каркасах), для надувнушек это не 3я, а явно 2я КС - до Ондозера всё, кроме Препятствия №2, можно идти без просмотра, километраж сильно завышен, с ходовым временем что-то совсем непонятное, некоторых препятствий уже нет, расписание транспорта сильно изменилось не в лучшую сторону (его, по большей части, просто не стало).

День 01 - 13.08.2016 СБ - Дозакупка, Автозаброска ~15км, Стапель, Сплав 7км.

На станцию Сонозеро (пос.Волома) приехали на 293 поезде Анапа-Костомукша в 06:13. Магазины в пос.Волома открываются только в 9:00. В 8:00 пошёл искать машину для дозакупки и заброски на реку (2км от станции до центра посёлка и 14км оттуда до стапеля возле АД(ЖД)-Моста). В 10:30 были на стапеле, в 14:30, позавтракав, перебрав и упаковав вещи и провизию, стартовали.
Если идти в спорт.режиме, то всю провизию на неделю можно привезти с собой. Если заранее заказать машину в пос.Пенинга, то на стапеле можно быть уже в начале 7го и уже в 8-9 часов стартовать. Таким образом, за полный ходовой день можно будет пройти 21км даже по шкуродёру с проводками +1 обнос.
От ст.Пенинга до центра посёлка 3,5км, до стапеля оттуда 15км, но поезд туда приходит на полчаса раньше.

01. АД(ЖД)-Мост - вид со стапельной поляны в 100м ниже мостов на ПБ.



02. Заканчиваем стапелиться.



03.



04. На корнях упавших деревьев вырастают острова.



05. Через 2 часа прошли почему-то только 7км, хотя препятствий почти не было. Ближе к 16:30 решили встать на 1й нормальной, слегка оборудованной, стоянке на ЛБ.
Для первого дня матрасного сплава это нормально, особенно после раннего подъёма в плацкарте.



06. Вид с 1й стоянки.



День 02 и День 03 - Днёвки.

Взяли слишком много пива, решили от него избавиться, что бы проще было идти по шкуродёру. Это заняло у нас 2 дня. Далее, до волока, идём без днёвок ещё 3,5 дня. Расчёт был на 3 ходовых дня - в итоге на волок вышли с опозданием в 0,5 дня.

День 04 - 16.08.2016 ВТ - 1 Обнос, Шкуродёрный сплав 14км.

07. Характер реки не меняется, но скоро пойдут шкуродёрные препятствия с проводками.



08. Препятствие №2 - мост уже не мешает проходу, по крайней мере, надувнушкам.



09. Но ниже бывшего моста небольшой завал.
Фишка в том, что бы влететь между брёвнами как можно дальше, потом вылезти на берёзку и протолкнуть лодку дальше, потом аккуратно лезть под следующее бревно.



10. Но что-то там не заладилось, под водой оказалось ещё 1 бревно, которое не видно с берега.
Посмотрели мы с Валей, как Микканор там лодку ворочает, и все такие, ещё сухие, решили, что проще и даже быстрее будет обнести этот порог.



11. Обнос по ПБ, по стоянке на бывшей дороге. Дорога давно заросла, никто сюда больше забрасывать не будет, да и смысла в такой заброске нет.



12. Далее, почти все препятствия, особенно на выходных шиверах, проходятся в таком стиле - Валя выгуливает лодку в саду камней.



13. На плёсах можно отдохнуть.



14. Пройдя, частично ножками, всего 14км, встали на хорошей оборудованной стоянке на ЛБ



15.



16.



День 05 - 17.08.2016 СР - Шкуродёрный сплав 19км.

К вечеру шкуродёрка заканчивается, выходим на плановый минимум - 20км/день.

17. На этот и на следующий мост, скорее всего, можно заброситься от ст.Пенинга или ст.Сонозеро - 25км от начала маршрута.



18. 27,5км от начала маршрута.



19.



20. Мост перед оз.Куранъярви.



21. Маленький островок на оз.Куранъярви.



22. Встаём на восточном острове оз.Куранъярви.



23. Неплохая оборудованная стоянка, рядом могут плавать рыбаки на моторке - свежие домики видны по обоим берегам озера.



24. Так выглядит сам остров, дров вроде бы много, но горят они хреново - лучше искать стоянку на следующем озере Лайгоярви.



День 06 - 18.08.2016 ЧТ - Сплав 32км.

Шкуродёрка совсем закончилась, можно легко идти по 25-30км/день

25. Здесь справа виден пляжик на левом мысу у выхода из озера Лайгоярви. Там должна быть хорошая оборудованная стоянка - можно встать на днёвку. До волока 35км, 20км до последней хорошей оборудованной стоянки перед волоком - на пороге Медвежий.



26. Плёс...



27. Плёс...



28. Мост перед оз.Елозеро - сюда можно заброситься от ст.Сонозеро - 50км от начала маршрута.



29. Ещё плёс...



30. Камни песочного цвета на ПБ.



Стоянка на Медвежьем пороге оказалась занята единственной группой, встреченной нами на этом маршруте (они, кстати, забрасывались на Елозеро), от неё всего 15км до волока. Прошли ещё 6км и встали на необорудованной стоянке на ЛБ с плохим подходом, до волока оставалось ещё 9км - до темна не успели бы.

День 07 - 19.08.2016 ПТ - 1 Киль, Сплав 9км, Антистапель, Разведка волока, Волок по болоту 2км до лесовозной дороги х2 ходки.

31. Оставалось пройти всего 3 порожка. Но !на последнем пороге перед волоком! - Препятствие N42 (порог "4-й Островской"), Вале стало жарко, и он решил окунуться.



32. На самом деле там мелко. Благодаря этому купанию, обнаружили стоянку на ЛБ сразу после этого порога, подход не очень, с воды незаметна.



33. За 0,5км до волока на ПБ будут видны руины домика, а за 120м до волока на ЛБ мостик в устье притока Воломы.



Стоянка у начала тропы волока с воды не особо заметна. Но сейчас там к дереву скотчем примотана баклажка 0,33л с новым описанием волока внутри - продержится не 1 год. Дров немного, почти необорудована, гулять негде, но и задерживаться там не стоит. С вечера распихать лодки и вещи по рюкзакам, и выходить утром пораньше, тогда за 1 день вполне можно будет пройти 8,5км до Кузнаволока.
Участок до лесовозной дороги - 2км можно идти в 2 ходки. Отдыхать можно через 1,3км, в лесочке между болотистыми участками, потом останется пройти ещё 350м по болоту, на СВВ, вдоль старой гати (лучше идти вдоль её южной стороны), затем свернуть в направлении ЮВВ или просто Восток, и пройти ещё 350 по лесу до дороги.
По лесовозной дороге нужно идти ещё 6,5км в 1 ходку, это надо заранее рассчитывать, иначе за 1 день не успеть. Первый км дороги грязный-заболоченный, потом уже лучше, идти легче, хотя начинаются подъёмы.
Если рассчитывать волок на 2 дня, то за 1й день нужно пройти хотя бы 1-2км лесовозной дороги, там, перед первым подъёмом и на нём, есть неплохие места для установки палаток, только воды рядом может не быть. Чистую воду можно набрать из ручья, на перекрёстке у выхода из леса на лесовозную дорогу после болота.

34. Дорога в болоте, сначала, прямо по ней, потом 500м можно идти севернее старой дороги, немного зайдя в лес, вторую половину - вдоль старой гати, по её южной стороне.



35. Выглядит неплохо, без груза идти легко, но с грузом, ноги начинают проваливаться, иногда по колено.
Я пробовал 1ю часть болота, до перелеска, тащить лодку на стропе, закрепив её на поясе. Не особо удобно, а потом, совсем трудно. Лучше, сразу паковать лодку в рюкзак, всё равно, очень скоро придётся это сделать.



После волока 1й половины болота, я, каким-то образом, вышел на лесовозную дорогу, и решил её разведать, на это у меня ушло около 2х часов.
Потом, в баклажке на дереве Микканор заметил записку (баклажка так хорошо примотана скотчем, что за ним не сразу видно, что внутри).
36. А там туляки описали схему нового волока:



37. Причём, были там за 12 дней до нас.


Здесь, на схеме, после перелеска и ещё одного болота, перед лесовозной дорогой нужно пройти около 1км на СВ - преувеличили немного.
У нас после перелеска вышло ещё 350м по болоту, на СВВ, вдоль старой гати (лучше идти вдоль её южной стороны), затем свернуть в направлении ЮВВ или просто на восток, и пройти ещё 350 - т.е. всего 700м.
Впрочем, схема очень помогла, тем, что обнадёжила, что эта дорога всё-таки ведёт в Кузнаволок - после того, как дорога начала петлять, появились некоторые сомнения, я рассчитывал на 3-4км, а вышло 6,5. Но, раз уж кто-то прошёл этой дорогой, значит, можно не париться.

В общем, до темна мы успели перетащиться только до лесовозной дороги, прямо на ней и встали - на 50м севернее перекрёстка с ручьём. На перекрёстке есть отвороток на восток - туда идти не нужно. Нужно всегда идти по основной дороге, сначала на север, потом она немного петляет, до выхода на старую дорогу в Кузнаволок, там нужно свернуть на СВ! - в общем, лучше смотреть трек.

День 08 - 20.08.2016 СБ - Волок по лесовозной дороге до Кузнаволока 6,5км х2 ходки.

Ночью был очередной ливень, по дороге потекли ручьи - хорошая проверка для палаток. Потом, в каждую из 2х ходок до Кузнаволока опять были ливни, 2ю ходку закончили уже заполночь, но дорога после первого км хорошая, можно и ночью идти (особенно в середине лета, когда ночи белые).

38. Дорога на первом подъёме, потом будет ещё 2.



39.



40.



В Кузнаволоке встали возле причала, у беседки. Беседка удобная, но крыша от ливня не спасает, нужно накидывать тент, рядом есть очаг, дров может не быть совсем. Палатки поставили прямо на дороге подъезда к причалу (нормально влезает 3-4 палатки). !Все остальные места были заняты, а утром и на это место уже претендовали! Сразу, после того как мы собрались, у беседки вырос автокемпинг.

День 09 - 21.08.2016 ВС - Стапель, Сплав 6км.

41. Отчаливаем из Кузнаволока.



42. В 1,2км на СЗ от причала в Кузнаволоке пляжик, старожилы говорят, что раньше туристы останавливались и собирались на нём.
От причала до этого пляжика ведёт дорога, должно быть не более 1,5км, но она совсем заросла, я туда не ходил, и с лодки на пляжик не высаживался.
Если будет лишних полчаса, то можно проверить подход к этому пляжику от Кузнаволока. Ещё, возможно, к этому пляжику есть проход через лес от лесовозной дороги, она проходит всего в 0,5км от него - таким образом, если найти этот проход, можно срезать до 1,4км волока и не заходить в населёнку - см.трек.



43. Прошли 6км на север, до стоянки с пляжем на западном берегу, напротив истока Ёлмы из Ёлмозера. Что-то все устали после волока - встали на полуднёвку. Если эта стоянка будет занята, то можно пройти ещё 0,5км на север - там, на западном берегу, есть ещё одна стоянка, но, наверняка, хуже этой, впрочем, можно сразу обе проверить.



Перерассчитал дни, и решил, что идти весь маршрут можно, но напряжно, а у нас ведь матрасный алкосплав, и спирта ещё много осталось. Решили на следующий день устроить днёвку, а потом, перед выброской, ещё 1 днёвку на Ондозере.

День 10 - Днёвка.
День 11 - 23.08.2016 ВТ - Сплав 22км.

44. От Ёлмозера до Ондозера всего 2 порога - это первый, на выходе с Ёлмозера, никакого моста там уже нет. Осматривать долго и неудобно, ничего криминального там нет, гораздо веселее идти без просмотра.



45. На выходе с 1го порога.



46. После 1го порога интересный выход камня по ПБ, почти скала.



Вскоре, после 1го порога ещё 1, совсем простой, а за ним длинное узкое Типингянозеро.
47. После Типингянозера будет небольшой мостик.



48. А потом лесозаготовительная база на ПБ и насыпной брод, через который пришлось проводить лодки.



49. Затем только болота и оз.Кюдарви (без стоянок).



50. Ещё болота.



51. И озеро Маръярви с двумя стоянками на ПБ, маленькой на юге, и большой на севере.



52. Встали на оборудованной стоянке на СВ берегу Маръярви.


Если двигаться чуть быстрее и выходить пораньше, то от Елмозера можно дойти до стоянок на Ондозере за 1 день - 38км от Кузнаволока, всего с 3мя препятствиями без просмотра.

День 12 - 24.08.2016 СР - Сплав 10км + крюк 4км.

На сегодня нужно было только пройти к выходу из Коргубской губы в Ондозеро и найти там стоянку для полуднёвки и днёвки перед выходом к пос.Ондозеро.
В Коргубской губе уже штормило и сдувало, при обходе островов, я затупил, поэтому сделали крюк в 4км (в навигатор поленился в лишний раз глянуть, его могло залить).

Стоянка на левом песчаном мысу на выходе из губы уже была занята. Она хорошо оборудована, туда подходит дорога, наверное, она почти всегда занята.
Скорее всего, ко всем хорошим стоянкам на СЗ берегу Ондозера, в сторону пос.Ондозера, подходит дорога - я насчитал ещё минимум 3 таких стоянки - перед и после г.Хаговара и на мысу Пизиниеми.

53. Мы встали на правом мысу, на выходе из губы, напротив левого песчаного мыса - стоянка хорошо оборудована, но мест для установки палаток немного, зато туда точно никто подъехать не сможет.



54. Сушу дрова над очагом.



День 13 - Днёвка.

55. Вид со стоянки на небольшой залив и следующий мыс на СВ, возможно, на этом следующем мысу тоже есть стоянка.
Шторм на день утих, но мы уже настроились на днёвку и последующую выброску через пос.Ондозеро.



День 14 - 26.08.2016 ПТ - Сплав 10км до пос.Ондозеро + разведка оз.Лаяни 5км, Поиск машины, Антистапель.

Опять весь день штормило, двигались со скоростью 3,5км/ч, отдыхая каждый час
Ближайшая к посёлку стоянка на Ондозере в 3х км на ЮВ от него, на мысу Пизиниеми. При этом, моста через протоку оз.Лаяни и нет толком - придётся пройти вброд по пояс. Пробовали найти стоянку на оз.Лаяни, но и там ничего подходящего нет вблизи посёлка. Пришлось встать на дороге, на ЛБ протоки из оз.Лаяни. Тут только 1 плюс, он же и минус - до посёлка можно легко дойти или доехать из него по грунтовке - всего 700м.

56. Поставили палатки на обочине грунтовки, между ЛБ протоки и этим мемориалом.



Пошли в посёлок искать машину до ст.Надвоицы на утро. Удалось найти только 1, и то, не сразу. Спрашивали в магазине, и у всех, кого встречали. В посёлке осталось всего 2 магазина, 1 был почему-то закрыт именно в этот день, 2й - без вывески на частной территории (Набережная улица), что бы его найти, нужно спросить у прохожих - там и нашли машину - 4тр до ст.Сегежа (до ст.Надвоицы должно быть немного ближе, но цена такая же - водитель хотел везти именно в Сегежу). Через Сегежу выбрасываться удобнее, туда и поезд позже приезжает, и остановка дольше, и вокзал хороший. Могли бы выехать и вчетвером, на паркетнике с прицепом. Большой группе пришлось бы искать 2ю машину.

День 15 - 27.08.2016 СБ - Выброска на ст.Сегежа.

57. Собираться пришлось под дождём, всё ещё штормило.
К 10 утра сюда приехала машина, закинули все вещи в прицеп и поехали в Сегежу, отогреваясь в салоне.



Через 2 с лишним часа были на вокзале, до поезда оставалось более часа - выброска прошла без происшествий и даже легко, если не считать погоду.

_

Ондозеро, Ёлма, алко, Волома, трек, поход, река, Карелия, отчёт, байдарка, сплав

Previous post Next post
Up