Хочу рассказать вам об усадьбе Ляхово (Домодедовский район), которую мы недавно исследовали. Сразу скажу - усадьба завладела моей душой сразу же и надолго...
Помимо усадебного дома существовали два флигеля, деревянный дом, конюшня. В парке система каскадных прудов. Из построек уцелел только главный усадебный дом, один флигель и деревянный дом давно сгорели, жилой флигель в руинах, конюшня утрачена в 90-х годах. Усадебный дом сейчас полностью разорён, в доме царит разруха и зимуют бомжи, все голландские печи разрушены, полы отсутствуют. В жилом флигеле до конца примерно до конца 70-х годов располагалась школа. Позднее в доме жила семья некоего пчеловода, у которого возле дома была небольшая пасека. В середине 90-х в доме уже не жил никто. Именно в усадьбе Ляхово, в 1984 году, снимался художественный фильм "Формула любви". Сравнительные макеты кадров из фильма и современных видов усадьбы сделаны из совместных фотографий заботливыми руками
snailnight. За что ему огромное спасибо!
Усадьба Ляхово, образец среднепоместной подмосковной усадьбы. Устроена владельцем ее Васильчиковым в начале 19 в. Небольшой комплекс стиля зрелого классицизма создан, очевидно, на старом месте, поскольку бывший при нем регулярный липовый парк с каскадом прудов по своему характеру тяготел к более ранней эпохе. Первоначальный планировочный замысел при перестройке, по-видимому, существенно не изменился. Свободная планировка усадьбы основана на четком выделении функциональных зон. Жилой комплекс, состоящий ныне из дома с флигелем, ориентирован на пролегающий мимо сельский тракт. Взаимное расположение зданий и отсутствие курдонера соответствуют новым принципам городской застройки начала 19 в., согласно которым дома стали выноситься на красную линию улицы.
В середине 19 в. усадьба принадлежала А.Д.Заливской, в 1890 г - Н.А.Агапову, с 1894 г - А.А.Варгину. последний внес в облик усадьбы новые черты. Без учета сложившейся композиции здесь были выстроены не связанные друг с другом второй дом и флигель, отразившие в своих формах различные направления в архитектуре 1900-х гг. появились новые древесные пограничные и аллейные посадки. Старый парк с прудами на окраине сохранялся до 1970-х гг.
Одноэтажный с мезонином небольшой главный дом стиля классицизма сложен из кирпича и отштукатурен, детали белокаменные. Внешняя и внутренняя структура характерны для 1800-х гг. центральная часть обращенного во двор фасада акцентирована портиком тосканского ордера, поддерживающим балкон лоджии мезонина. Аналогичный портик на главном фасаде разобран. В архитектуре дома широко использован мотив трехчастного «палладианского» окна, медальоны заполнены декоративной лепниной. Глухие торцы здания оживлены нишами ложных проемов. Внутренняя планировка, симметричная относительно поперечной оси дома, включает парадную анфиладу из трех комнат с двупольными филенчатыми дверями. Полы дощатые. Сохранились тянутые карнизы. Угловые кафельные печи разобраны.
Кирпичный двухэтажный жилой флигель на усадебном дворе выстроен одновременно с домом, с которым связан стилистически и функционально. Его архитектурные формы предвосхищают приема ампира. Здание основано на двух взаимно перпендикулярных осях, из которых поперечная намечает симметричную планировку с центральными сенями и связь с пространством двора. Продольная ось определяет структуру обращенного к подъездной дороге торцевого фасада. Флигель в пределах верхнего этажа украшен тосканским портиком со сдвоенными колоннами, которые покоятся на мощных рустованных пилонах.
Между помещениями в усадебном доме располагаются совершенно замечательные сохранившиеся двери (видимо, сохранились они все таки с советских времен, но это весьма необычно - что их не растащили до сих пор).
Внутри дома сохранилась совершенно крепкая деревянная лестница, по которой можно подняться на второй этаж. А там...
Надеюсь, было интересно. До новых руин!
Всегда Ваша, Алмазова.