В.В. Сундаков. Русская школа русского языка. Урок 12: Новый Год. Стенограмма (часть 1)

Feb 16, 2017 18:37

ИСТОЧНИК:

image Click to view


Дата создания: 27 декабря 2016 года
Тема: Урок 12
Авторский текст: Виталий Владимирович Сундаков
Продолжительность: 52:01 мин.

Текст стенограммы под катом.

СТЕНОГРАММА:

Здравы будьте, люди добрые! С вами вновь Русская школа русского золотого языка и я, ваш Виталий Владимирович Сундаков.

Сегодня, дорогие мои друзья и дорогие мои подруги, мы решили в качестве нашего новогоднего поздравления сделать вам новогодний урок-подарок. О содержании которого многие меня накануне просили. Новогодние же пожелания у нас к вам традиционные: мира, лада и счастья, здравы, добра и сердечных услад вам и Родовичам вашим в году новом. А подарок такой: я расскажу вам, как и почему именно так, а не иначе, праздновали Новый Год наши предки. А главное о том, как и почему следует праздновать Новый Год нашим детям, ну и нам, разумеется, с ними.

Каждый сказочный участник, каждое действо, предмет, краски и слова этой волшебной новогодней сказки были каноническими. Пропитаны точными смыслами, символами, знаниями законов природы и космоса. Всё новогоднее действо было пронизано культурными кодами русской космогонии, нравственности и миропорядка. Сегодня же, особенно в столичных больших городах России, безраздельно восседают на тронах в супермаркетах Санта Клаусы, звучат примитивные песенки на иноземном языке, а если и появляются персонажи русской мифологии, то действуют они не по вселенскому сценарию космоса, или конам нашей древней традиции, ну, а по воле любого новоиспеченного сценариста, или по личной творческой инициативе персонажей, ряженных как придется и во что нашлось, что называется, в прокате или магазине.
Про цвета, в которые одеты главные герои действа и вообще про символы нашей древней традиции, мы однажды обстоятельно поговорим отдельно. А сегодня лишь главное. Про Главный праздник. Согласитесь, Новый Год едва ли не единственный для всего мира, любимый всеми, веселый, радостный, добрый и светлый праздник, наполненный волшебством, красками, запахами, ритуальными действиями. Праздник, с наступлением которого мы все поздравляем всех, вне зависимости от их возраста, пола, религиозных, идеологических и прочих мировоззрений, увлечений, занятий, статусов. Отмечая встречу Нового Года мы, провожая старый год, провожаем все неуспехи и неудачи прошлого года и затем встречаем время праздника. Праздника надежды на лучшее в году наступающем.

Но наши дети этот праздник ждут и празднуют особенно. У них всё особенно замечательно, волшебно, восторжено. У них ведь нет взрослых неудач. Они живут только настоящим и будущим. И впереди им видится всё только хорошее и прекрасное. Дети готовятся к Волшебному празднику, на котором они встретят Деда Мороза, Снегурочку и, конечно же, их таинственных спутников. Они будут веселиться, танцевать вокруг ёлки и будут рассказывать Деду Морозу, Снегурочке стихи, будут им петь, будут танцевать. Каждый покажет на что способен, чему их научили бабушка, папа, мама, воспитатели в детских садах. И главное, они получат за это от Деда Мороза волшебные подарки, которых они так ждут. А ещё, потом, уже ночью, когда они будут сладко спать, прямо к ним домой тихонько придет Дед Мороз и положит для них под ёлочку какой-то особенный, просто восхитительный подарок.

Вы уже знаете из наших предыдущих уроков, и ещё помните, что ещё в недалеком прошлом все славяне праздновали Новый Год не зимой, а осенью. Новый год наступал сразу после дня осеннего равноденствия. Старый год заканчивался незадолго до этого дня осеннего равноденствия, а Новый год в этот день осеннего равноденствия, собственно и начинался. С этого дня и начинали отсчет дней наступившего года нового все люди. В стародавние времена, ну не скажу пока в какие, люди время отсчитывали не по Луне. Ну, не было у них такого понятия "месяц времени". И не было у них отрезка времени равного световому обороту Луны, который равен примерно 29 или 30 дням. Раньше, люди считали время сезонами. Зима, весна, лето и осень. Всего четыре сезона и каждый из этих сезонов состоял из 90 дней. А точнее люди считали дни полусезонами, в которых было по 45 дней. Все 4 сезона состояли из двух половин. Новый год наступал в середине осени. Дни старого года заканчивались в конце первой половины осени, а дни нового года начинались с начала ее второй половины. Между двумя половинами осени и был, собственно, день осеннего равноденствия.

Вторая половина осени называлась "Январь". И год начинался со дня, первого дня января. Полусезоны зимы назывались соответственно "февраль" и "март". Первый полусезон "февраль", а второй полусезон "март". А разделял эти полусезоны зимы, день зимнего солнцестояния. Полусезоны весны назывались: первая половина - апрель, и вторая половина - май. Разделял эти две половины дней весны, день весеннего равноденствия. Полусезоны лета назывались так: первая половина - июнь, вторая половина - июль. Разделял две половины лета, соответственно, день летнего солнцестояния. И, наконец, первая половина осени, первый её полусезон, назывался "август". А последние дни этого полусезона были последними днями всего года. Вот такими были все времена года. 8 полусезонов. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август. Всё. Ну точнее нет, не всё. Все 4 сезона по 90 дней, или все 8 полусезонов по 45 дней, составляют ведь только 360 дней. А год-то немного длинней. Он равен 365 суткам и ещё с небольшим добавком в четверть суток. Вот в этом-то и весь фокус. Фокус - в этих 5, или 6 днях осеннего разрыва между двумя её полусезонами.

Прошел год, прошли 360 дней года, то есть прошли все 8 полусезонов, а до осеннего равноденствия они ещё не достают. До него еще 5, или 6 суток. То есть дни Нового Года начнутся через 5, или 6 суток. И вот эти-то дни, дни осеннего разрыва времён, и есть дни празднования "праздника урожая". И они же есть дни праздника Нового Года. Назывались эти дни по-русски - "Дни даров". Ведь этот праздник был, прежде всего, праздником урожая. К этим дням люди собирали уже весь урожай с полей, со всех деревьев. Кроме того, по осени считали приплод всех своих домашних и пастбищных животных. Помните русскую поговорку: "цыплят по осени считают".

Итак, по-русски эти праздничные дни называются "дни даров". А не по-русски они называются "календы". Каждый сезон состоит из двух полусезонов, соединенных в сезон днями излома. Днём же излома, называется "колено" сезона. Каждый сезон - это как бы согнутая нога, которая состоит из бедра и голени, сочленённых коленом. Вот на этих четырёх ногах, с четырьмя коленами, время и ходит, и даже бегает, на своих собственных ногах. Ну, мы с вами так и говорим ведь: "время пришло", "время ушло", или "время ещё не пришло", или даже говорим:"время пробежало, промчалось, пронеслось".

Слово "календы" происходит от слова "сальдо". Слово "сальдо" означает "расчет", или "остаток". Ну, сальдо, это есть разность между поступлениями и расходами за определенный промежуток времени. А в году, годовым сальдо, является прирост имущества за весь год. Сальдо подсчитывали в конце года, после сбора урожая и подсчета всего приплода домашних животных.

Дни праздника урожая являются днями сочленения старого года и года нового. От слов "лад, член, сочленение" происходит слово "колено". И от них же происходит слово "календарь". Не русское слово "сальдо", происходит от слова "колЯда", которое означает "слад", или "слаженность". И само слово "колЯда", или "колядА", есть другой вид слова "слад". По-русски, дни сочленения старого года и года нового, называются "коленки", или "колядки". В эти дни люди пели особые песни-частушки, в которых на все лады, на все коленца, прославляли и всех богов с их деяниями, и всех тех соплеменников, кто как-то отличился в делах ратных, или хозяйственных. Все куплеты этих песенок содержали какую-то "соль" и они все были особым образом сложены и слажены. Слово "колядки" тоже происходят от слов "лад, член, сочленение, колено". То есть два полусезона осени ломаются, сочленяются не в один день, не одним коленом, как во всех других трех сезонах, а в 5, или 6 дней, которые называются "колено", или "коленце", от которых происходят названия песенок-частушек "колядки". От слов "лад, член, сочленение" и "колено", происходит не русское слово "солидарность". Ну, "солидное", это нечто такое, имеющее большое положительное сальдо, нечто прирастающее, приумноженное и положительное. Ну, солидный человек, это богатый человек, прежде всего.

А Солнце в эти дни идет "кресным ходом". Со дня осеннего равноденствия, всё лето Солнце ходило по небу в высокой дуге, которая была выше средней дуги. В дни же осеннего равноденствия, Солнце идёт по небу по средней дуге. Эта дуга не высокая и не низкая. А после осеннего равноденствия, Солнце спускается на свои зимние, нижние, короткие дуги. В день осеннего равноденствия Солнце "угодило в яму". Оно упало вниз, то есть оно теперь стало низким Солнцем. И мы ещё говорим: "угораздило упасть в яму", там, "угораздило упасть вниз". Так вот, в дни осеннего равноденствия Солнце и "угораздило", его угораздило упасть. Слово "угораздило" одного извода со словом "горизонт". А горизонтом, как вы надеюсь ещё помните, называется только та полоса края земли, за которую вечером заходит Солнце. И колядки на праздник урожая поют, ну, кто во что горазд. То есть кто о чём, кто в чём разбирается, у кого какие страхи, радости. А ведь здесь же и Гора года. Надеюсь вы это помните: Гора года - есть конец года, его наивысшая точка.

Весь год Солнце поднималось на эту Мировую гору и теперь ему предстоит с неё упасть, или сойти. Когда мы произносим слово "гораздо", мы этим словом свои другие слова как бы приподнимаем, приподнимая их значение. Мы имеем ввиду нечто восходящее, нечто растущее и увеличивающееся. Или нечто превосходное. Слова "гораздо, горизонт и награда" являются в русском языке словами одного извода. Они все происходят от слова "горазд". Которое может ещё читаться, как "горахд". То есть слово "награда", например, происходит от слова "нагораздо" или "нагорахда". На-го-рах-да. От слова "горазд", или "горахд", происходит слово "нагромождение". От них происходит слово "город", "град на горе". И здесь нужно ещё вспомнить о том, что слог "чер" в русском языке во всех положениях и во всех словах мог писаться, но не читаться. Как, в прочем, и его обратные виды "речь, рах или рас". Они также в словах могли не читаться. Точнее, не произноситься при их прочтении. И тогда, зная и помня эти правила, слово "горазд" читается как "год". А слово "подарок" есть чтение слова "подхарок". Таким образом, словами "горазд" или "год", называется самая вершина Горы мира, Горы времён, на которой подводили итоги прошедшего года. А позже, так стал называться месяц середины осени, которому сейчас соответствует месяц октябрь. То есть Новый Год буквально означает - "новый октябрь".

Седой старик, старый год, уходит, а следом за ним приходит малое дитя, Новый Год. Последний полусезон - август. Поэтому, уходящего седого старика звали "Август". Слово "август" одного извода со словами "густо, густой, готовый, спасение, спаситель, спелый и спасибо". Например, яблочный спас, есть поспевание яблок. То есть яблоки стали спелыми и их можно собирать. А как еще сказать "поспевание"? Конец поспевания? Сспение может быть? Или успение? Поспение, поспелость? Ну можно и так конечно, но правильно говорить "Спас". "Наступил Спас". "Яблочный Спас" - поспели и готовы к сбору яблоки, "Медовый Спас" - готов к сбору мёд,"Травяной Спас", который по-другому называется, помните, ПАСХА: трава стала высокой, спелой и можно на пастбища выгонять пастись скот.

В августе всё поспевает. Можно уже всё съедобное собрать и спастись от голода. За всеобщее спасение, слово "август" как бы переводят, как "божественный, великий или величественный". Слово "августейший" означает "самый великий", или "старейший". Кроме всего этого, слово "август" имеет прямое отношение к слову "восемь". Только не современному слову "восемь", а к словам "акт, ашт, аушт или окто".
Как только уйдёт на покой этот восьмой, или старший, стареющий август, наступают праздничные дни веселого ожидания рождения Нового года. Раньше, на праздник урожая, а значит и на празднование Нового Года, люди не только празднично наряжались сами, но и празднично наряжали фруктовые деревья. И прежде всего, наряжали, разряжали яблоню. Яблоня в те далекие времена считалось самым главным деревом, царицей сада. За то, что все поля и все фруктовые деревья дали людям свои урожаи, благодарили именно её. В благодарность за урожай яблоньку украшали гирляндами, флажками, лентами, прочей мишурой. И даже возвращали на её ветви часть её яблок, которые заворачивали в тряпицы, ну во что-то яркое, во что-то нарядное и красивое. От этого древнего обычая у нас осталось то, что главные игрушки на нашей новогодней ёлке - разноцветные шары. Большие, маленькие и очень разные по расцветке. Ну, вообще, украшение ёлочных шаров сейчас вылилось в самостоятельное искусство, даже.

А детям, за стишки и песенки, дарили подарки. И дети вместе со взрослыми ожидали рождения главного ребенка - наступление Нового Года. Рождение любого ребенка предваряют предродовые схватки. Ну, непроизвольные сокращения мышц живота, случающиеся у женщин в течении нескольких дней перед родами, накануне рождения ребенка. Слово "схватки", есть современное звучание слова "схьвятки". Которое само является некоторым сокращением исходного слова. Слово "схьвятки" происходит от слов "хватать" и "схватывать". И по-старому, по-русски, говорили так:"перед рождеством ребенка случаются схьвятки". Сейчас слово "схьвятки" всегда и везде читается просто как слово "святки". И считается, что это слово происходит от слов "свет", или "святость".

Несколько дней схваток и рождается дитя. Несколько дней Святок и Рождество. Святки и рождество Нового года. Поэтому так: сначала несколько дней святок (схваток), а потом роды, рождение, рождество Нового года. Святками называются те самые 5, или 6 дней, которые соединяют прошедшие 8 полусезонов прошедшего года. И начало первого полусезона уже года нового. Вот такую картинку покажу, ну, вы потом её сможете рассмотреть поподробнее.



Святки, они же календы. На святки-календы поют колядки и выдают, выделывают, выкидывают при этом в танце всевозможные коленца.
С Новым Годом рождается ребенок по имени Январь. Слово "январь" - составное слово, являющееся сокращением имени, состоящего из двух имен: Иоанн и Варвара. Потому что рождается не один ребенок, а сразу двойня, мальчик и девочка. Мальчик Иоанн и девочка Варвара. Из-за этого, месяц "январь" считается месяцем с двумя лицами: одно, лицо мальчика, а второе - девочки. Январь, это и есть двуликий Янус. Писатели в веках столько про них занятных историй понаписали, всех и не охватит память. Вот, есть и церковные повести и сказания, есть светские рассказы, романы, комедии. Вот таким был древний счет времени. Сейчас все это забылось, затерто во временах, ну, и почти не чувствуется.

Древние времена, в которые вели счёт времени таким образом, способом, называются "времена второго Храма". Вот, про это важное обстоятельство однажды обязательно и подробно поговорим.

Также, дорогие мои друзья и дорогие мои подруги, вам будет интересно узнать, что в древности, во времена второго Храма, всего и везде было по-восемь. И нот в музыке было не 7, а 8; и неделя тогда состояла не из 7 суток, а из 8. Также как и сейчас, во времена третьего Храма, всего и везде по 12: 12 месяцев, там, 12 знаков зодиака, 12 рыцарей круглого стола, 12 братьев месяцев, 12 апостолов. И неделя, неделей не называлась. И состояла она из двух равных половин: первый день, затем вторник, третник, четверг, а затем вторая половина: пятница, шамба, быта и воскресение. То есть шестой день (от слова шесть) называется "шамба". А день седьмой (от слова "быть") называется "быта", или "боута". Слово "быта" означало в древние времена число 7. От слова "быта" происходят многие современные слова "быт, быть, бывать, буду, отбыл, будущее" и так далее. При переходе в третий Храм, в котором стало все по 12, на 12-дневную неделю не перешли, слишком уж длинной оказалась такая рабочая неделя. Перешли на неделю семидневную. Для названия шестого дня этой недели объединили два слова: названия 6 и 7 дней прежней длинной недели: "шамба" и "быта". Или "шамба" и "боута". Получилось слово "суббота". Приставка же "суб" сейчас стала пониматься, как приставка, немного опускающая значение исходных слов, или как приставка в значении приставки "под". Ну не знаю, там "субмарина, субординация там, суборбитальный полет" и так далее.

Каждый полусезон состоял из 5 долгих 8-дневных рабочих недель, и одной недели короткой, состоящей из 5 дней. В короткой пятидневной неделе были только: первый день, вторник, третник, четверг и.. всё. Пятый день воскресение. Слово "воскресение" обозначало "разжигание кресеня", жертвенного огня. На котором богам воздавались различные жертвы. В воскресение все отдыхали, все как бы "воскресали" для жизни, работ на следующей неделе. От короткой, шестидневной недели второго Храма, у нас сейчас осталось понятие "короткая неделя". Которая, хоть и такая же по длительности, ну, как все остальные недели, но с двумя, или больше, выходными днями. Сейчас, короткой неделей мы обычно называем предпраздничную неделю, там, в конце которой работать, ну, нет никаких душевных сил.

А часов в сутках было аж 32. То есть 4 раза по 8 часов. Неделя была устроена, конечно же, похожей на устройство всего года. Если считать, что одна минута по длительности была тогда такой же, как она является сейчас, то всего в сутках было 1440 минут. А каждый древний час времени состоял из 45 минут. Вот, название такого часа, нам досталось с древних времен. Сегодня мы называем такой час "академическим часом". Именно поэтому, один урок в наших учебных заведениях, длится 45 минут, ну, или "академический час". Вот таким был счёт времени во времена второго Храма.

Немецкой науки тогда ещё не было, её не существовало, её ещё не создали. Немецкую науку создали во времена перехода от второго Храма, к третьему Храму. Этот период длился 100 лет и завершился в середине 17 века. То есть, примерно, около 400 лет назад. Этот переход был громадной революцией во всех сферах жизнедеятельности людей. Ну, не остановлюсь я сегодня на рассказах об этом переходе, нет сегодня ни времени, ни настроения на эти рассказы, да и объяснения не простые. Скажу только, всего и везде стало по 12: в музыке стало 12 нот, в военной шеренге, то есть в "каре", солдат стало 12, созвездий в поясе Зодиака стало 12 и год стал состоять из 12 месяцев. А помогла Луна. Она как раз за год делает 12 оборотов вокруг Земли и на небе она 12 раз показывает нам все стадии изменения освещенности своего лика. Правда, делает она это не ровно 12 раз, а немного больше: 12 раз и еще кусочек от 13-го раза.

Каждый месяц на небе длится 29,5 и ещё с небольшим суток. А 12 месяцев длятся 354 с третью суток. То есть лунный год короче года солнечного на, без малого, 11 суток. Из-за этой разницы, в некоторых годах один из месяцев повторяли дважды. То есть такой увеличенный по времени год состоял не из 12 месяцев, а из 13. Ну и так стали делать для того, чтобы уровнять течение солнечных годов и годов лунных. Но названий месяцев всё равно было только 12. Славяне, кстати, первыми перешли в третий Храм и они дали всем частям года, всем 12 месяцам, свои названия. Славяне перешли на такое счисление времён, при котором учитывались и показания солнца, и учитывались и показания Луны. Такое счленение времен называется "лунно-солнечный календарь". Славяне жили по лунно-солнечному календарю. Каждый сезон года состоял из 3 месяцев. Первый месяц осени у славян называется "вересень", второй месяц "рюень, рюсник или ружник", ну, тот самый месяц русских, о котором я уже вам немного рассказывал. А третий месяц осени называется "листопад". День осеннего равноденствия раньше приходился на месяц "русник" и именно в руснике заканчивал свои дни текущий год. И начинался отсчет дней года нового. И нулевой меридиан был еще тогда в России, в Москве. Так стало в начальных временах третьего Храма.

Праздник урожая и, одновременно с ним, праздник Нового Года по-прежнему праздновали в середине осени, в день осеннего равноденствия. Ещё по-прежнему соблюдая особый, сказочный сценарий на праздник наряжали яблоню. Наряжались, обряжались в разных животных сами, плясали и пели водя хороводы вокруг ряженной, наряженной яблони. У всех в те времена была своя яблоня. Яблоня по-русски называется "дерево познания добра и зла". Дней святок стало немного больше. В разных годах, в зависимости от соотношения года солнечного и года лунного, количество дней святок получалось немного разное. Ну, не задержусь сегодня и на этом времени и сразу перейду к нашим временам. Ну, временам, нам более близким и понятным.

За славянами европейцы, ну, северные протестанты и южные протестанты, которые называются католиками, после всех своих протестов, тоже стали переходить в третий Храм. Они тоже стали переводить свои церковные тексты и уставы, музыку и строительство в 12-ти часную систему, 12-ти часный строй. Фундаментально, за эту перестройку, ну, как им и положено, взялись немцы. Но, активно участвовали, как могли, и все другие европейцы. Часов в сутках стало соответственно 24 и минут в часе стало 60. Временем перехода из одних суток в сутки следующие, стала полночь, а временем перехода из старого года в год новый, стала середина зимы. День зимнего солнцестояния. Немцы названиями полусезонов январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август, назвали первые 8 месяцев. А между концом августа и началом января они вставили еще 4 месяца. И сейчас, внимание! Если в старом, 8-часном строе день зимнего солнцестояния, разделяющего два зимних полусезона февраль и март, сделать началом нового года, то первым полусезоном оказался бы март. Поэтому, считая от марта, полусезон "август" оказался бы по-счёту шестым. Это понятно? Я покажу вам сейчас простенькую картинку, если восприятие на слух окажется сложным, ну сохраните ее и поглядывайте.



Четыре вставных месяца немцы назвали словами, происходящими от слов-названий цифр: семь, восемь, девять и десять. Ну, то есть: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Ну лучших, а не просто там цифирных названий, у европейцев, для названий этих месяцев, видимо, не нашлось. Так получилось, что Россия в свое время принимая все немецкое, переняла у них и счёт времени. Теперь и у нас, в отличии от всех славян, кстати, месяцы называются так, как они называются у западных европейцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Для перехода в третий Храм немцы переписали все церковные книги второго Храма. По-разному переписали. И на их основе написали великое множество новых книг. Все другие западные европейцы им в этом здорово помогли. Множество новых книг они написали, как книги церковные. Но вместе с ними, они написали множество книг исторических. Многие церковные сказания и гимны, посвященные богам, они объявили реальными историческими событиями. А затем, на основе этих сказаний и гимнов, они создали и книги исторические. А значит и новую, совершенно иную мировую историю.

Со временем, ко всем этим книгам, а они насочиняли огромное количество историй, которые объявили историей государств и народов. И наплодили несметное количество исторических лиц, персонажей, героев, причем с их подробными жизнеописаниями, деяниями, и даже материальными, якобы, свидетельствами их существования. Старые переделанные, переписанные, церковные книги они назвали "Ветхим заветом". А созданные новые церковные книги, они назвали "Заветом новым". "Новый завет" был объявлен историей человечества. А его предисторией был объявлен и стал "Ветхий завет". Но всё это, дорогие мои друзья и дорогие мои подруги, истории не для сегодняшнего урока.

Впереди Новый год. Веселый, светлый праздник, который мы теперь справляем по новой истории. Так вот, старик, замыкающий старый год, это теперь старик декабрь. Роль которого возложена сейчас на Деда Мороза. А нарождается у нас Новый год, дитя, младенец Январь. Самый младший из 12 братьев-месяцев. И всё идет своим чередом.

Но продолжим наш 12 урок. Пытаюсь вместить каждый наш урок в академический час. Ну, как вы знаете, не всегда мне это удается. Успокаивает и вдохновляет, если верить вашим письмам и комментариям, лишь ваша героическая готовность слушать эти уроки часами, либо поставить их в любой момент на паузу, дабы примириться с услышанным.

Итак, из далекого-далека, северных, суровых, заснеженных пространств, на волшебных искрящихся санях, в которые запряжены белокрылые, быстроногие кони, мчится к нам на встречу нового года Дед Мороз. А в домах людей в это время, вечером, собрались дети. Они кружат хороводы вокруг ёлки, поют песенки и с нескрываемым нетерпением очень и очень ждут Деда Мороза. Но с самого начала нет ни деда мороза, ни его спутницы внучки Снегурочки. И дети зовут, призывают на свой праздник Снегурочку. Кричат: "Снееегурочка! Снееегурочка!". И вот, вся в ослепительно белом, в серебристом кокошнике, в белых сапогах и с длинной косой наконец появляется необыкновенно красивая Снегурочка и праздник становится ещё веселее. И ожиданиями Деда Мороза начинает руководить Снегурочка. Рассказывает детворе о нём, о местах, в которых он живет, рассказывает удивительнейшие истории. И водит, водит с ними хороводы. И конечно же, вместе с ними призывает их дедушку, Деда Мороза. Да, всем известно, что Снегурочка - внучка Деда Мороза. Но не все помнят и знают, что Дед Мороз является дедом для всех собравшихся здесь детей. Все собравшиеся у ёлки дети - его самые, что ни на есть настоящие, внуки и внучки. Ну, а Снегурочка, конечно же, всем детям здесь приходится сестрой. Она им родная сестра, ну, или двоюродная, старшая сестра. Так вот, старшая сестра Снегурочка учит братишек и сестрёнок, как нужно танцевать, веселиться, рассказывая детям, как нужно себя вести, когда к ним придет и призовет их к себе Дедушка Мороз. Но ни пап, ни мам, на празднике нет. Дети одни, и это завораживает. Есть только их сестрица Снегурочка. И бабушки тоже нет, нигде нет. Есть только Снегурочки и вот-вот приедет Дед Мороз. И всё, больше никого. Так вот, сообщаю вам, дорогие мои друзья и дорогие мои подруги, бабушка на новогоднем празднике всегда присутствует! Причем она зримо присутствует на празднике с самого начала. Потому что эта бабушка, жена Деда Мороза. И это знаете кто? Ёлка! Да, бабушка - это сама ёлка. Она бабушка и Снегурочки и всех-всех детишек. И вся она украшена и на голове её корона, и пика, или звезда Спасская. Помните, Спасская звезда? А под подолом у неё, в снегу, в белой вате, припрятаны подарки и подарочки, которые охраняют зайчики, лисички и прочие милые лесные зверушки. Все они пришли из лесу на праздник вместе с бабушкой ёлкой. Бабушка свои руки, еловые лапы, протягивает к танцующим детям и помогает им вокруг нее кружиться. А тем временем Дед Мороз мчится на своих санях, на своих конях в сопровождении Бурана, Вьюг и Метелей. И они всё ближе и ближе. А его крылатые кони это вовсе и не кони. Ну это, конечно же, олени. Ну знаете, дорогие мои, как выглядит лесной олень на бегу, в прыжке? Олень в прыжке слегка поднимает голову и его ветвистые рога приближаются к его спине. Вот, полное ощущение того, что это летит конь с крыльями. Концы рогов оленя очень похожи на крайние перья крыльев больших птиц. У больших птиц крайние перья на крыльях распущены, расправлены и изогнуты кверху по одному. И оттого бегущий олень очень похож на летящего на своих крыльях коня. Ну и конечно, волшебство волшебством, но коням-то на далеком севере делать нечего. Да, вот такие у Деда Мороза кони. Это крылатые олени, которые знают что такое холода, льды, снега, а так же знают кто такие Вьюга, Метель и Буран. Они знают, а знаете ли вы кто это такие? Я вам сейчас скажу кто это такие. Всё это - собаки, псы. Да, именно те три собаки, которые сопровождают в пути мчащегося на оленях Деда Мороза. Собаки Метель, Вьюга и Буран. Собака ведь и хвостом метет и вьется в ногах, особенно когда встречает знакомых людей, и она, бывает, смешно волчком за своим хвостом гоняется, как бурун, как буран. И оттого клички прежде такие собакам давали. Ну, иногда, и сейчас так называют.

Как правило, в санях у деда мороза сидит ещё и Снеговик. Он тоже спешит на праздник. Он придерживает своими короткими руками большой-пребольшой красный мешок с подарками, чтобы тот не выпал из саней, если что. Он всячески помогает приехать Деду Морозу к детям вовремя. У него нос-морковка, глаза-угольки, на шее шарф, а на голове ведро, ну, или таз. А почему он именно так неизменно устроен и выглядит, не задумывались? А потому, что Снеговик - это изображение ног. Дело в том, что в древности считалось, что тело человека выше пояса горячее и оно соответствует теплу и лету, а ниже пояса всё тело холодное и оно соответствует холоду и зиме. Ну, ноги ведь быстрее всех мёрзнут, первыми замерзают. Вот поэтому обе ноги и есть Снеговик. Ноги, в некотором смысле, колеса. И мы на этих колесах ходим, катимся. Ноги состоят из стоп, голени и бедер. Поэтому Снеговик должен состоять из трёх шаров. Ну, а на голове у него, разумеется, таз. То, что венчает наши ноги. Ну, про морковку догадаетесь сами.

Итак ждали-ждали, звали-звали, прибыл наконец Дед Мороз. Взрыв всеобщей радости и восторга. Пришел и Снеговик, помогая Деду Морозу нести мешок с подарками. У Деда Мороза непременно красная шуба, а не синяя, или какая другая; длинная белая борода, и длинный волшебный посох. Он всех и вся этим своим посохом морозит. Ну, а чтобы этого не произошло, дети должны его задобрить, порадовать, развеселить. Для этого им нужно рассказывать ему стихи, танцевать, петь песни, отгадывать новогодние загадки. Чтобы сегодня он был добрым и никого, будучи в гостях на празднике, не хотел морозить. И всё это детворе нужно делать без мамы. А где же папа с мамой? А папа и мама и у Снегурочки и у всех детей, присутствующих на этом преволшебном празднике-сказке, соответственно: в одном смысле Лето и Зима, а в другом смысле - Солнце и Луна.

Сейчас Новый Год дети встречают, ну, на различных ёлках, на утренниках в детских садах, в школах. И в один день таких утренников-ёлок можно провести несколько. Уставший Дедушка Мороз, уставшая Снегурочка, там, уставшие устроители. Но раньше, праздновать Новый год дети начинали вечером, когда только-только темнеет. То есть тогда, когда дня (папы) уже нет, а ночь (мама) ещё не пришла. Ну, по-другому: папа-солнце уже ушёл, а мама-луна, ещё не пришла. И её, на всё ещё светлом небе, не видно. Вот обоих их и нет. Значит, папа день-солнце, есть сын Деда Мороза и ёлочки-бабушки, а мама, ночь-луна, их дочь. Солнце и Луна являются папой и мамой их сестрицы Снегурочки, а значит все детишки на ёлке - детки солнца-дня и луны-ночи.

Света за окнами нет, стемнело. Уже совсем темно. Мамы как-то очень нет, а для праздника нужен свет, нужно зажигать свечи, пора! Ведь бабушка не только просто ёлка, она волшебная, небесная ёлка. Весь звёздный Млечный путь и всё звёздное небо. Все прекрасное и красивое звёздное небо. Загорелись на тёмном небе звезды и на ёлочке-бабушке пора зажигать свечи, которые она держит в своих многочисленных руках. Все весело кричат: "Ёлочка, зажгись! Ёлочка, зажгись!" На третий призыв она, наконец, зажигается.

А раньше Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик, сами ходили, зажигали свечи, стоящие на лапах ёлки в особых плошках. Свечи, нынче же гирлянды, на ёлочке изображают звёзды на тёмном небе. Ну, поэтому, помните, первые гирлянды были в виде звёздочек? Зажглись звёзды-свечи, засверкала ёлка и все украшения на ней. Начинаются выступления детей. Начинается главный вечерний концерт, который дети так долго готовили со своими мамами и бабушками. Станцуешь какой-нибудь танец Деду Морозу, расскажешь ему выученное с мамой стихотворение, споёшь ему песенку, и тебе за такое выступление Дед Мороз из своего волшебного-преволшебного мешка достанет подарок. Ох и подарок! На всю жизнь запоминается! Волшебник Дед Мороз.

КОНЕЦ ЧАСТИ 1.

русский язык, Сундаков

Previous post Next post
Up