по следам поста о "До свиданья, мальчики"

Feb 15, 2014 10:41

(см. http://bgmt.livejournal.com/924877.html)
1) интервью с Каликом (ссылка была неверна, исправлено)

2) вот что отвечает на мой вопрос максимально компетентный из ответивших troppo_tardi:

""До свиданья, мальчики!" Калик показывал нам, членам студенческого киноклуба, в 1965 году
было это в знаменитом ДК Read more... )

история, кино, литература

Leave a comment

Comments 37

roving_wiretrap February 15 2014, 10:15:55 UTC
В ЖЖ есть специалист по кино - kinanet. Может у него спросить о прокатной судьбе фильма?

Reply

bgmt February 15 2014, 23:07:48 UTC
Спасибо. Написал.

Reply


katyat February 15 2014, 10:40:32 UTC
Да, память отказывает, вот у меня наложился терракт на станции "Первомайская" с каким-то другим событием, из-за которого не ходили поезда. Это сейчас на РЕР В мы привыкли...
Про фильм, у меня вызвало ощущение дисоннанса только одно: там есть Сашка - еврей, а Витька вроде как нет. Однако образ его мамы для меня никак на русскую не тянет, хотя, наверное, всякое бывало. Но "не ложится" (я не про внешность, а про жизнь и поведение).

Reply

bgmt February 15 2014, 22:49:20 UTC
Это очень интересно, потому что для меня она, конечно, русская. Но я думаю, что дело в нашей разнице в возрасте, ты не застала уже таких русских женщин, а я их - в их старости - видел, хотя их оставалось очень мало, убили всех или умерли сами. Это тип курсистки, до того - народоволки, из них выходили медсёстры, революционерки, иногда женщины-врачи, и, наверно, ещё кто-нибудь; это тип строгости, имеющий, если среди русских, психологически отношение к староверчеству - но я не знаю, были ли среди них действительно вышедшие из староверческой среды; тип же мне очень хорошо известен и в жизни, и в литературе. Он, действительно, близок к определённому типу вышедших из еврейской среды, но только вышедших с вырванными корнями, вовсе не похожих на сашкину маму. На Лунгину, скажем. И, конечно, в этом типе не отделялись "русские" от "евреек". Я продолжаю писать в женском роде, потому что это именно женский тип. Я думаю, большинство не выбитых в Гражданку попали потом в лагеря, они ведь были идеалистками. Часть - сразу: те, которые угодили не в ( ... )

Reply

katyat February 16 2014, 07:44:33 UTC
Да, тебе виднее, наверное. Я знаю этот типаж по книгам, но в реальности не видела. "Курсистка" - была дедушкина сестра, хотевшая учиться несмотря на неподходящие условия и ставшая учительницей математики. Строгая, "пославшая" мужа-пьяницу. Кстати, ее мама была очень религиозна. Но политически неактивная..

Вообще на мооих ближних семейных примерах революционной деятельностью занимались евреи и армяне, а роль русских была не особо активной (ну типа расстреляли на пороге собственного дома или в ЧК). Но конечно жизнь богаче.

Reply


poor_old_eeyore February 15 2014, 12:06:53 UTC
Ну, положим, моему другу уже в 1962 (!) году в физтехе и на мехмате МГУ открытым текстом сказали, что с его фамилией не стоит зря тратить время (а на геологический МГУ он поступил без проблем).

Reply

bgmt February 15 2014, 18:51:56 UTC
Я не могу, конечно, исключить, что и правда в 62 году не взяли ни одного еврея на эти два факультета. Тем более, в Москве Понтрягин. Но мне представляется куда более вероятным, что на самом деле взяли, что на самом деле (в отличие от более позднего времени) тогда просто резали многих евреев, а его хотели попугать, так ещё проще, и резать не надо. Точно, конечно, это можно узнать, только достав статистику, которую, скорее всего, достать можно, но мне лень. В Википедии (которая не является надёжным источником) написано "Согласно многочисленным свидетельствам и фактам, со второй половины 1960-х по начало 1980-х годов евреи, получающие образование или работающие в области математики в СССР, подвергались дискриминации при поступлении в вузы, в аспирантуру и на работу, при защите диссертаций, при попытке опубликовать статью или книгу, при поездках на научные конференции и за границу" (... )

Reply

poor_old_eeyore February 16 2014, 19:35:32 UTC
Согласна! Не исключено, что Рафка смог бы поступить и туда. Запугивали точно.
Но на мехмате евреи если и были, то единичные (про физтех не знаю, но у моего единственного знакомого оттуда среди друзей-однокашников евреев нет вообще).
Насчет выбора, к кому идти на экзамене, сомневаюсь. У нас это было абсолютно исключено. Разве что ближе к обеду иногда приходила раньше освободившаяся пара экзаменаторов. Очень редко выделялась большая аудитория, и тогда принимали несколько пар.
Подробнее: http://poor-old-eeyore.livejournal.com/116632.html?mode=reply#add_comment

Reply

bgmt February 16 2014, 21:09:07 UTC
Физтех это плохой пример, хотя, конечно, там было то же самое; но не то же самое было с составом абитуры. Физтех брал гораздо больше из провинции, чем университет. А помимо того, на физтехе не было обстановки, когда культура приобреталась из воздуха, которая была в университете. Это, я думаю, отваживало немало кого.

Выбор, к кому идти, осуществлялся, насколько я помню, крайне просто: перепускали очередь. Сидели-то в коридоре.

Reply


lemaet February 15 2014, 12:30:11 UTC
Слово еврей стало запретным значительно, значительно раньше. Аргументировать не буду, чтобы не загружать журнал.

Reply

bgmt February 15 2014, 15:43:35 UTC
Но оно звучит с экрана в фильме, который хоть и был положен на полку, был всё же выпущен, прошёл всю цензуру. 64 год.

Reply

lemaet February 15 2014, 15:49:43 UTC
Вы сами и ответили:) а так, прошу поверить на слово.
Меня почему- то это слово живо интересовало лет с 10- ти.:)

Reply


anonymous February 15 2014, 13:16:54 UTC
Я фильма "До свиданья, мальчики" не видела. Хотя повесть читала. Если бы фильм шёл где-то в открытом доступе, то, наверно, посмотрела бы, я тогда на всё новенькое ходила.

Зато я видела фильм "Цена". Калик привозил к нам в институт собственную копию. Рассказывал, что его не показывают, не дают работать... Это было в 70-е уже. Видимо, он уже совсем готов был уехать, коли так разоткровенничался.

Reply

bgmt February 15 2014, 15:42:23 UTC
"Это было в 70-е уже". Думаю, что ровно в 71, перед подачей заявления. Потому что в 70м неясно было, что вообще можно уехать, а в 71 он уехал.

Reply


Leave a comment

Up