Некоторые сведения о "георгианах" по данным средневековых европейских хронистов (XII - XIV вв.)

Nov 26, 2009 16:56

Из трактата «О земле Иерусалимской и ее обитателях» (XII в.):
«И есть еще георгиане, которые одному только святому Георгию всей толпой поклоняются, они весьма искушены в оружии, отращивают бороды и волосы, отпуская волосы длиной до одного локтя. Как у клириков, так и у мирянина голове выбрита тонзура по клерикальному обычаю: у клириков - круглая, у мирян - квадратная. Они причащаются плотью и почти во всем походят на греков. У них собственные письмена.»

Из «Восточной (или Иерусалимской) истории» Якова (Жака) де Витри (1180 - 1244):
«Кроме того, обитает на Востоке еще один христианский народ - весьма воинственный и отважный в сражениях крепкий, словно дуб, и могущественный неисчислимым множеством своих воинов. Сарацины их весьма опасаются. И, будучи со всех сторон окружены неправедными народами, а с персами, мидянами и ассирийцами уже долгое время имея общие рубежи, они постоянно ходят воевать, хотя и несут в сражениях большие потери. Эти люди называются георгианами, ибо святого Георгия, которого они считают своим защитником, патроном, а также покровителем в сражениях против, неверных, прославляют с величайшим пиететом и почитают его более всех святых. Они используют Святое Писание на греческом языке и соблюдают в богослужении греческий обряд. Клирики там носят на голове круглые тонзуры, а миряне квадратные. Всякий раз, как отправляются в паломничество ко Гробу Господнему,. вступают в святой град безо всякой дани и с высоко поднятыми остриями копий. От сарацин они не ожидают никаких неприятностей или недоразумений, а не то, возвратившись в родные края, другим сарацинам - своим соседям за все отплатят сполна. Да и знатные женщины у них, словно амазонки, подобно мужчинам, с оружием участвуют в сражениях. А когда латинское войско осаждало Дамиету, они с большим негодованием пригрозили правителю Дамаска Корадину, который, если бы не их требовательность, видел в мечтах своих уже разрушенными стены Иерусалима. Волосы и бороды они отращивают длиной почти в локоть, а на головах носят круглые шапки из войлока»
(Bongars 1611: I, 1095)

Из письма кантора и пресвитера храма Гроба Господня Анселла , епископу Парижскому Галлону и архидьякону Стефану (1108г.):
«Кроме того, из числа даров, которыми наградил меня Бог, к славе и почету и. к приумножению величия Вашей церкви, и Вас, и города Вашего посылаю Вам дар величайший и несравненный, а Именно крест, сделанный из дерева Святого Креста, и поручаю этот дар Вашему поверенному Ансельму, от которого я получил Ваши письма, нам адресованные. Как мы смогли прочесть в сирийских и греческих книгах, перекладины Креста Христова были из четырех кусков дерева: на одном Пилат написал титул, на другом были растянуты Его руки и прибиты ладони, третий - тот, на котором было подвешено Его тело, а четвертый, на котором был закреплен сам крест, пропитался кровью, сочившейся из бока и стоп, и тем самым был освящен. Так вот крест, который я Вам посылаю, сделан из двух кусков дерева, ибо в нем еще имеется вставка. Вставка из древа, на котором Он висел, и обрамление из подножия, на котором держался крест, - обе части почтенные, обе святые. Давид - царь георгиан, заодно со своими предками владел и охранял Каспийские врата, где заключены Гог и Магог, - а сын его занят этим и по сию пору. И страна его, и царство расположены, с нашей точки зрения, - по отношению к мидянам и персам - перед стеною. И этому кресту на протяжении своей жизни этот Давид выказывал высшую любовь и почтение, когда же он умер и сын стал во главе его царства, достопочтенная его супруга предпочла святость знатности, обрила голову, облачилась в монашеское платье и, взяв с собой немногих, но множество золота, отправилась в Иерусалим с намерением не возвращаться назад, а закончить там жизнь в смиренном молчании и молитвах. Золото, что привезла с собою, она распределила по конгрегациям, находящимся в святом граде, раздала нищим и паломникам, а затем под началом господина патриарха Гиббедина основала в Иерусалиме конгрегацию георгианских монашек. По прошествии времени по просьбе сестриц и самого патриарха она приняла на себя управление конгрегацией, снова раздавая и расходуя, и вот, заботясь о нуждах своей конгрегации, издержала все, что привезла с собою, а тут случился голод в наших местах, и она вместе с теми, кто был под ее началом, многое принимала в дар, а многое брала взаимообразно, поступая так никоим образом не ради нужд, своего тела, но заботясь о нуждах порученной ей конгрегации, движимая одним благочестием. Вот по какой причине; это древо бесценное обрело цену, и вот я посылаю его Вам, моля о том, дабы Вы приняли его с почтением, как тому и надлежит быть. Воистину, дабы это осталось в памяти потомков и преемников наших, запишите в Ваших книгах о том и откуда Вы получили его: «Анселл, клирик наш, этот крест из Древа Святого Креста прислал Церкви нашей и нам из Иерусалима». Желаю лишь того, чтобы Вы любили меня, Вас любящего, и после смерти моей поминали меня в своих молитвах. А к чьей груди прикоснется этот крест и благополучно ли удастся ему попасть к Вам - напишите мне о том в ответное посланий. Коли Вы желаете узнать, по какой причине, какой ради надобности, эта частица была отделена от Креста Господня, то я постараюсь изложить Вам то, что узнал из книг и рассказов стариков сирийских. Сказано в Евангелии: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге Сей", - да и Вы многое читали, но только не все. Ведь у греков есть много такого, чего нет у латинян. Однако Вам известно из книг о том, что святая Елена приказала рассечь Крест Господень посредине - один крест отвезла к сыну в Константинополь, другой оставила в Иерусалиме. И этот, оставшийся, Хосров, разорив Иерусалим, похитил и увез в Персию, а император Ираклий, убив Хосрова, возвратил обратно в Иерусалим и поместил на Лысой горе, чтобы там ему поклонялся народ. После смерти Ираклий племя неверное стало притеснять христиан до такой степени, что стремилось изничтожить само имя Христово, память о Кресте и Гробе стереть вовсе. Разведя большой костер, они сожгли часть Гроба и собирались уже сжечь и Крест, но христиане его спрятали, за что многим пришлось поплатиться жизнью. После этого, посовещавшись, христиане разделили Крест на множество частей и разослали их по церквам правоверных, дабы если одна часть и окажется сожженной, то остальные будут целы. Итак, в городе Константинополе, кроме креста императора, находятся еще три, на Кипре два, на Крите один, в Антиохии три, в Эдессе один, в Александрии один, в Дамаске один, в Иерусалиме четыре: один у сирийцев, один у греков в церкви святого Саввы, один у монахов из долины Иосафатовой и одним владеем мы, латиняне из храма Гроба Господня, и он в полторы ладони длиной, в дюйм шириной и в четыре толщиною. Еще один у патриарха георгиан и один у георгианскогр царя, как раз этот теперь и принадлежит Вам по Божьей милости. И ныне, ради приумножения Вашей радости, к вящим славе и почету Вашей церкви, королевского достоинства и города Вашего, и Вас, прилагаю к величайшему дару, несравненному сокровищу, я со всей своей преданностью посылаю Вам дар величайший и несравненный, а именно крест, сделанный из камня Гроба Господня Бернардом, по Вашему свидетельству, человеком достойным, регентом церкви святой Женевьевы, смиренно моля о том, дабы Вы приняли его с почтением, как тому и надлежит быть. Желаю лишь того, чтобы Вы любили меня. Вас любящего, и после смерти моей, поминали меня в своих молитвах. А к чьей груди прикоснется это сокровище и благополучно ли удастся ему попасть к Вам напишите мне о том в ответном послании. Пребываете в здравии.»
(MPL CLXII, col. 729-732)
(в немного другом переводе, это письмо можно посмотреть на сайте «Восточная литература»)

Из «Историй деяний христиан в Палетине и на Востоке» Гийома Тирского (XII-XIII вв.):
«Поведаю вам о георгианах, у которых в монастыре хранится одна из частей Креста, о том, что они за народ, а не какова их страна. Страна их называется Аваг, и там есть и король и королева. Другие народы называют эту страну страною женщин. А называется оная страною женщин потому, что царица той страны скачет верхом и ведет за собою войско женщин точно так же, как король ведет мужчин, В стране этой.у женщин только одна грудь, и я расскажу вам почему. Когда девушка родится и достигает созревания, ей удаляют правую грудь каленым железом, а левую оставляют так, чтобы она могла кормить ею детей. А того ради удаляют правую грудь, чтобы она не мешала ей метать копье во время сражения.»
(RCH. Occ. II, 504; Michelant, Raynold 1882: 47)

Из сведений францисканца Бенедикта Поляка (1247г.), сопровождавшего папского нунция Джованни (Иоанн) де Плано Карпини в ставку Великого Хана:
«..[мы] часто встречались с георгианами, которые жили среди татар и весьма ценились теми, как люди храбрые и воинственные. Эти люди называются георгианами, так как они призывают в сражениях святого Георгия, ибо называют его своим патроном и почитают более других святых. Они используют Священное Писание на греческом языке и ставят кресты на своих ставках и повозках. Среди татар они соблюдают греческий обряд почитания Господа.»

Из труда «О том как истребить сарацин» (1317г.) проповедника и монаха доминиканца Гийома Адама:
«..кроме татар, которые находятся под его началом, он может собрать в странах, подчиняющихся его власти, пятьдесят тысяч всадников-христиан: и более двухсот тысяч пеших воинов, которые в данном случае с охотой последуют за ним. Среди них есть одно большое царство, которое в народе именуется Георгаинским, а по греческие Иберийскими ибо из Иберии то есть Испании, они ведут свое происхождение. Этими георгианами управляет царь, и царя у них всегда зовут Давидом. Среди восточных народов они выделяются отвагой и воинственностью, и жажду проливать кровь сарацинскую не утолить, а еще они сверх меры привержены идее Крестового похода. Таковы они, что император Персии никогда бы не одержал победы над сарацинами, не обратись он за поддержкой к их могучему мечу. Так когда татары осадили Багдад, никто нерешался входить в город до тех пор, пока туда первым не вступило войско георгиан. И вот, после истребления бесчисленного множества сарацин, халиф их, то есть папа, остался едва ли не в полном одиночестве :и принялся произносить против татар проклятия наподобие отлучения, отчего татары убоялись поднимать на него руку, но один из предводителей георгиан, выделявшийся среди прочих отвагой, потряс мечом что держал в своей крепкой деснице, и с именем Троицы на устах одним ударом отрубил ему голову и правое плечо, и одним этим ударом так поразил и опрокинул сарацин, что с тех пор никто не становился халифом..»
(RHC Arm. II, 534-535)

Из «Истории трех волхвов» Иоанна Хильдесхаймского, составленной так же по сведениям армянина монаха ордена премонстранцев Гайтона (первая книга «Цветника историй земель востока», XIV век):
«Георгиане: - люди, родившиеся в царстве с Верхней [Старшей] Грузии, и они по большей части следуют греческому обряду, но и ереси не чужды, а называются георгианами потому, что, куда бы они ни отправились, всегда выступают конными отрядами, турмами, подобно фризам или венграм, и всегда несут знак, на котором изображен святой Георгий. Это христиане, отличающиеся в бою отвагой. Они живут неподалеку от города Мекки, где находится тело Магомета, пророка сарацин, у них собственный язык и архиепископ, который находится в монастыре святой Екатерины на горе Синай, и они повинуются ему во веем, как мы Папе. Их монахи принадлежат к орденам Антония или Макария. По всем землям султана георгиане передвигаются, не встречая никаких Препятствий и не платя дани, ибо с соседями своими, иными сарацинами, ведут себя мирно и дружелюбно, и куда бы ни отправились, как духовные, так и светские, обязательно поют песнь о трех блаженных волхвах, их деяниях и знамениях. Есть и иные христиане, которые также называются георгианами, и это люди родом из Младшей [Нижней] Грузии, которая ныне называется царством Абхаз. Говорят, что вся их страна покрыта горами. В этой стране расположена гора, где после Потопа опустился Ноев ковчег, и говорят, что из-за снега и прочих наводящих ужас препятствий к этой горе не отыскать, пути, а вершина этой горы поднимается над всеми остальными вершинами. И на вершине этой горы видно черное бревно, так, словно там сгорел большой факел. Местные жители верят и рассказывают, что это бревно - до сих пор оставшееся от Ноева ковчега. В этой стране расположёна другая страна, называемая Хейсен, в длину и в ширину она достигает около пяти миль, и по ней течет река, а еще там стоит такой густой туман и облако мрака, что даже в августе, когда солнце находится в зените, всякий, кто проходит через эту страну, ничего разглядеть не может. Обитатели тех мест говорят, что никогда не слыхали о том, чтобы какой-нибудь человек проникал в эту страну мрака или выходил оттуда, однако на расстоянии выстрела из баллисты эта земля со всех сторон окружена людьми и вокруг этой страны множество изобильных пастбищ и плодородных угодий. И ничто, кроме тумана и плотного облака, не препятствует тому, чтобы проникнуть в пределы этой страны. Из-за непроглядного, мрака там нет жилищ, однако оттуда доносятся конское ржание и петушиный крик, а река, что пересекает эту страну, приносит бревна, поленья и разные вещи, к которым прикасалась рука человека. В книгах тех мест, рассказывается о том, что во времена римского императора Ираклия, когда Магомет и сарацины со всей жестокостью обрушились на христиан, убивая их и обращая в бегство, христиане из других стран, нашли убежище в этой горной стране. И вот, когда сарацины осадили горы, ибо не могли отклониться ни вправо, ни влево, христиане, уповая на трех волхвов, которых весьма почитали в тех местах, обратились за помощью к Богу, и тут же место, где находились сарацины вместе со своими женами, детьми и скотом, накрыло столь плотное облако, что никто из них впоследствии оттуда не вышел и никто впоследствии к ним не смог попасть. Вот почему христиане из этого царства, которые называются младшими георгианами, куда бы ни отправились, выступают конными отрядами, турмами, подобно фризам, и несут знамя с изображением трех волхвов, ибо Бог благодаря волхвам спас их от напасти»
(Hortsman 1886: 92-94)

Из книги Николая Горелова "Царствие небесное"

XII в., милитари, источники, XIII в., сакартвело, XIV в., хистори, крузадес

Previous post Next post
Up